6 февраля 2014 Финмаркет
Федеральный бюджет в 2013 году чувствовал себя немного лучше, чем российская экономика. В значительной степени это объясняется бюджетным правилом, которое на фоне сокращения доходов казны сдержало рост расходов.
Доходы зажимает стагнирующая экономика, даже в номинальном выражении они в 2013 году стали больше всего на 1,0%.О финансовых результатах исполнения последнего предрецессионного бюджета на этой неделе отчиталось казначейство.
Нефть не дала разгуляться
Формально, план по поступлению нефтегазовых доходов в 2013 году был перевыполнен. В реальности, рост этот остался в пределах инфляции: нефть дешевеет, объемы ее экспорта снижаются.
На 21% больше собрали НДПИ на газ, на 10,5% - вывозных пошлин на него, но рост связан исключительно с изменением правил взимания и ставок этих сборов.
Рост сборов экспортных пошлин на нефтепродукты не вышел за пределы инфляции - 6,7%;
НДПИ нефтяники заплатили всего на 2,7% больше; по экспортным пошлинам на сырую нефть в федеральном бюджете произошло самое больше проседание по сравнению с 2012 годом - на 156 млрд руб. или на 6,3%.
В 2,5 раза (на 144 млрд руб.) увеличились платежи при пользовании природными ресурсами, связанные преимущественно с условиями, закрепленными в лицензиях, в том числе в 3,4 раза – за пользование недрами. "Это разовое явление, связанное с платежами, оговоренными в лицензиях на право пользования природными ресурсами. Просто подошел срок. Нельзя надеяться, что в 2014 году этих платежей будет не меньше", - поясняет Александра Суслина из Экономической экспертной группы.
НДС пострадал, акцизы порадовали
В 2,7 раза больше собрали утилизационного сбора за импортные автомобили.
Почти на 35% увеличились сборы акцизов с товаров, производимых в России: на 2/3 больше собрали акцизов на дизельное топливо, на 1/3 - на табак, на четверть - на алкоголь и автомобильный бензин. В 2013 году ставки акцизов на эти товары заметно выросли.
На 19% больше внесли в бюджет акцизов за импортные товары: почти вдвое больше собрали акцизов за импортный бензин и табачные изделия, на 41% - на алкоголь.
А вот акцизов на зарубежные легковые автомобили уплачено на 11% меньше.
НДС на импортные товары почти не вырос (на 0,6%), на реализуемые внутри страны – сократился на 1,1%.
Противоречивый налог на прибыль
Налога на прибыль собрано на 6,4% меньше, чем в 2012 году. Основной ущерб от этого нанесен региональным бюджетам, куда идет 90% корпоративного налога. Потери федерального бюджета составили 24 млрд руб.
Объемы сбора налога на прибыль стали отставать от поступлений 2012 года в мае. И хотя в сентябре, октябре и ноябре его собиралось больше, чем за год до этого (на 20%, 22% и 7% соответственно), в декабре вновь произошел провал на 19%.
Если сравнивать среднемесячные объемы поступлений, то в первой половине года они были на уровне 27 млрд, а во второй - 32 млрд руб. Возможно, это сигнал о некотором оживлении в экономике в конце прошлого года.
Расходы: спорту добавили, медицине убавили
По итогам 2013 года расходы федерального бюджета увеличились по сравнению с 2012 годом на 3,5%, в реальном измерении, с учетом инфляции в 6,5%, они снизились.
Сильнее всего выросли расходы на физкультуру и спорт - почти в полтора раза, на национальную оборону - на 16%, на национальную безопасность - на 12%, на образование - на 11% (на дошкольное образование - в 8,3 раза; зато на общее образование на четверть урезали).
Почти на 13% больше бюджет потратил на обслуживание госдолга (на 5% дороже обошелся внешний долг, на 15% - внутренний), на 11% выросли трансферты бюджетам других уровней.
Содержание погранслужбы и правительства стало обходиться в полтора раза дороже.
Сократились расходы заметнее всего на ЖКХ - на 23%, на здравоохранение - на 18%, это связано с завершением в 2012 году масштабной программы обновления медицинского оборудования за федеральный счет, и на национальную экономику - на 6%.
Андрей Чернявский, Центр развития ВШЭ
"Внезапно наступившая в России стагнация не привела к серьезным проблемам при исполнении федерального бюджета в 2013 году: план по доходам перевыполнен, дефицит меньше, чем намечалось, в Резервный фонд отправлено более 200 млрд руб., намного меньше, чем предполагалось, сделано заимствований.
Заслуга в этом, как ни парадоксально, примитивно-сырьевого характера нашей экономики и связанной с этим зависимости бюджета от нефтегазовых доходов. Из-за более высокого уровня экспортных цен на нефть по сравнению с бюджетными проектировками (на $11,3 за баррель) нефтегазовые доходы федерального бюджета в прошлом году превысили запланированные на 10,3% или на 608 млрд руб.).
Ненефтегазовые доходы оказались ниже заложенных в законе о бюджете на 6,5% или на 455 млрд руб. В итоге план по доходам перевыполнен примерно на 155 млрд. руб.
Последствия сползания в рецессию для российских регионов намного более драматичны. Они не дождались дополнительной помощи от федерального бюджета и были вынуждены израсходовать все свои запасы, подушки безопасности. Дефицит бюджетов регионов вырос более чем в 2,5 раза - до 700 млрд руб.
Основные проблемы региональных бюджетов связаны с провалом сбора налога на прибыль. Сама прибыль очень чутко реагирует на изменение конъюнктуры, замедление темпов роста. Кроме того, судя по сбору налога на доходы физлиц, создается впечатление, что предприятия в 2013 году стремились сохранять или поднимать зарплаты даже в ущерб прибыли".
Александра Суслина, Экономическая экспертная группа
"Неприятно, но логично, что налога на прибыль в прошлом году собрано меньше, чем в 2012 году, могло бы быть еще хуже. Для налога на прибыль объективно уменьшилась база: доля прибыли в ВВП снизилась, меньше стала доля нефтегазового сектора, который у нас обычно более прибыльный, чем все остальные.
Есть наблюдение, что в периоды спадов у нас в худшую сторону меняется собираемость налогов, может быть выросла задолженность.
Снижение сбора пошлин на сырую нефть связано не с колебанием цен на нефть и даже не с курсом рубля, а с объемами экспорта: нефтепродуктов в прошлом году было вывезено больше, чем в 2012 году, а сырой нефти – меньше. Ценовая и курсовая разницы примерно компенсируют друг друга.
Основательно поддержали бюджет платежи за право пользования природными ресурсами, которые, кстати, не относятся к нефтегазовым доходам. Но это был один эффект 2013 года; на текущий год их большими не прогнозируют".
Елена Пенухина, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
"Традиционный декабрьский всплеск расходов бюджета в последние годы становится немного меньше из-за того, что трансферты регионам перечисляются теперь в начале года. Это делает более равномерным исполнение бюджета по году.
Так устроен у нас бюджетный процесс: плата по договорам проходит в конце года и зарплаты с годовыми премиями бюджетникам выплачиваются также в конце декабря. Это не промах Минфина. Но все равно, двойная месячная норма в декабре - это круто, в январе это прямо отражается на инфляци.
В уплате налога на прибыль всегда был пик во II квартале. В 2013 году его не было. Ничем другим, кроме общего проседания налоговой базы из-за ухудшения экономической конъюнктуры это объяснить нельзя.
По НДПИ на нефть с 2013 года выросла базовая ставка; именно с этим связано увеличение объема этого налога. А поступление экспортной пошлины упало из-за снижения цены на нефть, снижение обменного курса рубля это не смогло компенсировать.
В 2012 году средний курс был 31,1 руб. за доллар, а в 2013 - 31,8 руб. Это дает некоторое увеличение доходов. Цена на нефть Urals в 2012 году была $110,6 за баррель, а в 2013 - $108 за баррель. Это доходы примерно на ту же величину снижает".
http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу