12 февраля 2014 Финмаркет
Страны БРИК ждет неминуемое и продолжительное замедление темпов экономического роста, уверены в Capital Economics. Мешают их развитию правительства, которые не хотят идти на радикальные экономические реформы. Некоторые надежды экономисты возлагают на Китай, Россию, Бразилию и Индию ждет застой. Или революция
На рынках развивающихся стран уже месяц идет полномасштабная распродажа активов. На первый взгляд, причина ясна: инвесторы готовятся к тому, что ФРС постепенно свернет программу покупки активов на рынке.
Однако у распродажи есть и более глубокая причина - развивающиеся страны, прежде всего, БРИК серьезно замедлились в последнее время. В Capital Economics уверены, что причина замедления проста: отсутствие структурных реформ, которые просто необходимы этим странам.
Надежд на проведение этих реформ почти нет. Пока связную программу таких преобразований предложил один Китай. Но даже если она будет полностью реализована, темпы роста экономики все равно замедлятся.
России, как и Бразилии, нужно изменить модель роста экономики: потребление больше не может обеспечить быстрый рост экономики, нужны инвестиции. Но в CE не ожидают, что российские власти пойдут на быстрые реформы.
Развивающиеся страны замедляются
Замедление роста стало общей проблем не только стран БРИК, но и всех развивающихся стран. Темпы роста ВВП снижаются с 2010 года.
В 2013 году рост экономик стран БРИК, фактически, остановился. Пока статистики по всем странам нет, но опережающий индикаторы говорят о том, что рост составил всего 4,5%.
Страны БРИК пережили одно из самых сильных замедлений экономики. С 2002 по 2012 годы в среднем экономика четверки росла на 8% в год. В прошлом году она выросла лишь на 5,5%.
В основе бурного роста развивающихся стран в 2000-е годы лежали реформы, которые были проведены до этого.
После развала СССР страны Восточной Европе перешли к рыночной экономике, чуть раньше начались крупные реформы в Индии и Китае. В 1980-е годы в Латинской Америке после нескольких переворотов к власти пришли демократические правительства, началась экономическая либерализация.
Благодаря глобальной либерализации потенциал этих экономик усилился. Это совпало с благоприятной ситуацией на мировых рынках: страны начали импортировать капитал и технологии, интегрировались в мировую цепочку поставок и смогли быстро увеличить производительность труда.
Экономика застыла в ожидании новых реформ
Отчасти замедление стран БРИК можно объяснить тем, что за десятилетие быстрого роста они в достаточной степени разбогатели и уже не могут расти за счет разрыва в доходах с развитыми странами.
Однако опыт Японии, Южной Кореи и Сингапура показывает, что странам БРИК еще рано замедляться.
Например, бурный рост Южной Кореи начался в 1960-е годы, когда доходы в стране были такие же, как в Индии. 15 лет спустя Корея продолжала расти на 8% в год, а темпы роста Индии уже замедлились до 4,5%.
CE проанализировали опыт других развивающихся стран, а также уровень доходов и демографические тенденции. Согласно этой оценке, потенциал роста России составляет порядка 4%, Китая - порядка 8%, а Бразилии - около 5%.
Добиться подобных темпов роста без проведения реформ невозможно. Модель роста, которая лежит в основе каждой экономики БРИК, исчерпала себя.
Проблемы в БРИК наблюдаются и со стороны спроса, и со стороны предложения. Слишком быстрый роста кредитования представляет угрозу для финансовой стабильности Китая и Бразилии.
Но и увеличивать выпуск в этих странах тоже сложно. Везде наблюдается снижение уровня безработицы, особенно это заметно в Бразилии и России, где она рекордно низкая. Уровень загрузки производственных мощностей достиг максимума. Во всех странах инфляция остается достаточно высокой.
В такой ситуации вряд ли экономики БРИК оживут благодаря классическим мерам по стимулированию. Им нужны глубокие реформы.
Каждой стране по реформе
Странам БРИК не стоит предлагать универсальный комплект реформ, который всем подойдет.
Россия: пора улучшать деловой климат
России нужны реформы, которые нацелены на повышение инвестиционной привлекательности. Необходимо улучшать деловой климат и обеспечить лучший доступ к финансированию для малого и среднего бизнеса.
Основным драйвером российской экономики является потребление, а инвестиции остаются слишком низкими.
От тех же проблем, что и Россия, страдает и Бразилия. В обеих странах уровень инвестиций составляет всего 20% ВВП, что ниже, чем в Азии. Этого недостаточно, чтобы обеспечить стабильный и быстрый рост экономики.
В России достаточно высокий уровень внутренний сбережений, но никто не хочет вкладывать их в экономику. Этому мешает слабая банковская система, коррупция и низкий уровень защиты прав собственности.
Российским властям не удастся отделаться промежуточными реформами, не укрепляя при этом защиту прав собственности.
Бразилия: нужно научить народ экономить
У России и Бразилии схожие проблемы, но их причины различны. В Бразилии наблюдается острая нехватка сбережений. В экономике просто нет средств для инвестиций.
Стране необходимы широкомасштабные реформы, например, налоговая. Государственные средства лучше тратить не на различные трансферты и социальные выплаты, а вкладывать в крупные проекты.
Поможет также реформа пенсионной системы, с помощью которой можно аккумулировать сбережения.
Китай: как слезть с инвестиционной иглы
Китаю нужны сократить избыточные инвестиции и кредитные риски, снизить норму сбережений и стимулировать потребление.
Экономика страны попала в зависимость от инвестиций: сейчас объем инвестиций составляет более половины ВВП.
Инвестиции сами по себе, полезны для экономики, но не в китайских масштабах. Деньги направляются не в те сферы и сектора. Во многих секторах, например, а в автомобилестроении, металлургии или строительстве предприниматели уже страдают от наличия избыточных мощностей.
Индия: пора бороться с бюрократией
Росту Индии мешает избыточная бюрократия: нужна либерализация рынков, в том числе рынка труда, а также упрощение регулирования.
Правительства тормозят рост экономик
Правительства в странах БРИК понимают, что реформы необходимы, но с ними никто не торопится.
Бразилия смогла немного увеличить госинвестиции и привлечь частных инвесторов в крупные проекты. Но пока их объемы остаются сравнительно небольшими. К проведению более глубоких реформ правительства явно не готовы.
Индия провела банковскую реформу, но пока не готова упрощать регулирование экономики.
Россия кажется отстающей даже по сравнению с другими странами БРИК. Кремль предпочитает финансировать собственные проекты, а не проводить глубокие реформы.
Ни у одной из стран, кроме Китая, нет четкого плана реформ, хотя именно это должно оживить их рост.
Китайские власти на Третьем пленуме ЦК КПК представили программу реформ, которая может решить многие структурные проблемы страны.
Однако эти реформы вряд ли дадут импульс для нового период очень быстрого роста. Скорее всего, рост замедлится, но властям удастся избежать жесткой посадки экономики.
В России, Бразилии и Индии иная ситуация: нынешняя элита правит в стране более 10 лет. Причем Россия здесь стала рекордсменом: "Единая Россия" находится у власти уже 14 лет.
Несмотря на приближение выборов в Индии и Бразилии, маловероятно, что власти в этих странах поменяются. Ни одна из трех стран не готова проводить реформы.
В ближайшее время экономики всех четырех стран БРИК замедлятся, лишь экономика Китая будет расти на уровне близком к потенциальному. Изменить ситуацию может лишь резкая смена политической ситуации в России, Бразилии или Индии.
http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
На рынках развивающихся стран уже месяц идет полномасштабная распродажа активов. На первый взгляд, причина ясна: инвесторы готовятся к тому, что ФРС постепенно свернет программу покупки активов на рынке.
Однако у распродажи есть и более глубокая причина - развивающиеся страны, прежде всего, БРИК серьезно замедлились в последнее время. В Capital Economics уверены, что причина замедления проста: отсутствие структурных реформ, которые просто необходимы этим странам.
Надежд на проведение этих реформ почти нет. Пока связную программу таких преобразований предложил один Китай. Но даже если она будет полностью реализована, темпы роста экономики все равно замедлятся.
России, как и Бразилии, нужно изменить модель роста экономики: потребление больше не может обеспечить быстрый рост экономики, нужны инвестиции. Но в CE не ожидают, что российские власти пойдут на быстрые реформы.
Развивающиеся страны замедляются
Замедление роста стало общей проблем не только стран БРИК, но и всех развивающихся стран. Темпы роста ВВП снижаются с 2010 года.
В 2013 году рост экономик стран БРИК, фактически, остановился. Пока статистики по всем странам нет, но опережающий индикаторы говорят о том, что рост составил всего 4,5%.
Страны БРИК пережили одно из самых сильных замедлений экономики. С 2002 по 2012 годы в среднем экономика четверки росла на 8% в год. В прошлом году она выросла лишь на 5,5%.
В основе бурного роста развивающихся стран в 2000-е годы лежали реформы, которые были проведены до этого.
После развала СССР страны Восточной Европе перешли к рыночной экономике, чуть раньше начались крупные реформы в Индии и Китае. В 1980-е годы в Латинской Америке после нескольких переворотов к власти пришли демократические правительства, началась экономическая либерализация.
Благодаря глобальной либерализации потенциал этих экономик усилился. Это совпало с благоприятной ситуацией на мировых рынках: страны начали импортировать капитал и технологии, интегрировались в мировую цепочку поставок и смогли быстро увеличить производительность труда.
Экономика застыла в ожидании новых реформ
Отчасти замедление стран БРИК можно объяснить тем, что за десятилетие быстрого роста они в достаточной степени разбогатели и уже не могут расти за счет разрыва в доходах с развитыми странами.
Однако опыт Японии, Южной Кореи и Сингапура показывает, что странам БРИК еще рано замедляться.
Например, бурный рост Южной Кореи начался в 1960-е годы, когда доходы в стране были такие же, как в Индии. 15 лет спустя Корея продолжала расти на 8% в год, а темпы роста Индии уже замедлились до 4,5%.
CE проанализировали опыт других развивающихся стран, а также уровень доходов и демографические тенденции. Согласно этой оценке, потенциал роста России составляет порядка 4%, Китая - порядка 8%, а Бразилии - около 5%.
Добиться подобных темпов роста без проведения реформ невозможно. Модель роста, которая лежит в основе каждой экономики БРИК, исчерпала себя.
Проблемы в БРИК наблюдаются и со стороны спроса, и со стороны предложения. Слишком быстрый роста кредитования представляет угрозу для финансовой стабильности Китая и Бразилии.
Но и увеличивать выпуск в этих странах тоже сложно. Везде наблюдается снижение уровня безработицы, особенно это заметно в Бразилии и России, где она рекордно низкая. Уровень загрузки производственных мощностей достиг максимума. Во всех странах инфляция остается достаточно высокой.
В такой ситуации вряд ли экономики БРИК оживут благодаря классическим мерам по стимулированию. Им нужны глубокие реформы.
Каждой стране по реформе
Странам БРИК не стоит предлагать универсальный комплект реформ, который всем подойдет.
Россия: пора улучшать деловой климат
России нужны реформы, которые нацелены на повышение инвестиционной привлекательности. Необходимо улучшать деловой климат и обеспечить лучший доступ к финансированию для малого и среднего бизнеса.
Основным драйвером российской экономики является потребление, а инвестиции остаются слишком низкими.
От тех же проблем, что и Россия, страдает и Бразилия. В обеих странах уровень инвестиций составляет всего 20% ВВП, что ниже, чем в Азии. Этого недостаточно, чтобы обеспечить стабильный и быстрый рост экономики.
В России достаточно высокий уровень внутренний сбережений, но никто не хочет вкладывать их в экономику. Этому мешает слабая банковская система, коррупция и низкий уровень защиты прав собственности.
Российским властям не удастся отделаться промежуточными реформами, не укрепляя при этом защиту прав собственности.
Бразилия: нужно научить народ экономить
У России и Бразилии схожие проблемы, но их причины различны. В Бразилии наблюдается острая нехватка сбережений. В экономике просто нет средств для инвестиций.
Стране необходимы широкомасштабные реформы, например, налоговая. Государственные средства лучше тратить не на различные трансферты и социальные выплаты, а вкладывать в крупные проекты.
Поможет также реформа пенсионной системы, с помощью которой можно аккумулировать сбережения.
Китай: как слезть с инвестиционной иглы
Китаю нужны сократить избыточные инвестиции и кредитные риски, снизить норму сбережений и стимулировать потребление.
Экономика страны попала в зависимость от инвестиций: сейчас объем инвестиций составляет более половины ВВП.
Инвестиции сами по себе, полезны для экономики, но не в китайских масштабах. Деньги направляются не в те сферы и сектора. Во многих секторах, например, а в автомобилестроении, металлургии или строительстве предприниматели уже страдают от наличия избыточных мощностей.
Индия: пора бороться с бюрократией
Росту Индии мешает избыточная бюрократия: нужна либерализация рынков, в том числе рынка труда, а также упрощение регулирования.
Правительства тормозят рост экономик
Правительства в странах БРИК понимают, что реформы необходимы, но с ними никто не торопится.
Бразилия смогла немного увеличить госинвестиции и привлечь частных инвесторов в крупные проекты. Но пока их объемы остаются сравнительно небольшими. К проведению более глубоких реформ правительства явно не готовы.
Индия провела банковскую реформу, но пока не готова упрощать регулирование экономики.
Россия кажется отстающей даже по сравнению с другими странами БРИК. Кремль предпочитает финансировать собственные проекты, а не проводить глубокие реформы.
Ни у одной из стран, кроме Китая, нет четкого плана реформ, хотя именно это должно оживить их рост.
Китайские власти на Третьем пленуме ЦК КПК представили программу реформ, которая может решить многие структурные проблемы страны.
Однако эти реформы вряд ли дадут импульс для нового период очень быстрого роста. Скорее всего, рост замедлится, но властям удастся избежать жесткой посадки экономики.
В России, Бразилии и Индии иная ситуация: нынешняя элита правит в стране более 10 лет. Причем Россия здесь стала рекордсменом: "Единая Россия" находится у власти уже 14 лет.
Несмотря на приближение выборов в Индии и Бразилии, маловероятно, что власти в этих странах поменяются. Ни одна из трех стран не готова проводить реформы.
В ближайшее время экономики всех четырех стран БРИК замедлятся, лишь экономика Китая будет расти на уровне близком к потенциальному. Изменить ситуацию может лишь резкая смена политической ситуации в России, Бразилии или Индии.
http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу