19 февраля 2014 Инвесткафе Нигматуллин Тимур
По итогам 2013 года экономика РФ выросла на скромные 1,3% против 3,4% в 2012 году. Судя по всему, при условии сохранения монетарной политики ЦБ в нынешнем виде, ценах на нефть в районе $103-108 за барр. и умеренном росте госрасходов, в 2014 году экономический рост в лучшем случае составит 1,9-2%.
Несмотря на замедление темпов экономического роста, российские интернет-компании до сих пор оставались одним из немногих видов бизнеса (помимо финансового сектора), которому удавалось показывать высокие темпы роста и привлекать значительные инвестиции. В первую очередь речь идет о таких компаниях как Mail.ru Group и Yandex, бизнес которых в значительной мере связан с интернет-поиском и зависящим от него рынком контекстной и медийной рекламы. Так, в случае с Mail.ru Group медийная реклама приносит около 20% совокупной выручки, а контекстная — почти 5%. У Yandex, напротив, контекстная реклама обеспечивает до 92% совокупной выручки, а медийная — 8%.
Доля компаний в общем количестве поисковых запросов
Источник: данные liveinternet.
По состоянию на 2013 год объем российского рынка контекстной рекламы составлял около 50 млрд руб., темпы роста по сравнению с 2012 годом достигли около 34%. Объем рынка медийной рекламы в интернете составил около 23 млрд руб. и вырос по сравнению с 2012 годом на 17%. Интересным является тот факт, что в обоих случаях темпы роста практически не замедлились по сравнению с показателями за 2011-2012 годы, хотя темпы роста рынка ШПД — основного поставщика новых пользователей в Рунет — сократились кардинально. Так, по оценкам iKS-Consulting, по итогам 2013 года рынок фиксированного ШПД вырос примерно на 7,5%, до 26,7 млн домохозяйств. Темпы роста оказались ровно в 2 раза ниже чем год назад, и с учетом высокого уровня проникновения ШПД, составившего 55% в среднем по РФ, не стоит ждать их ускорения.
Учитывая две вышеперечисленные тенденции, возникают вопросы, как долго может существовать столь значительный разрыв в темпах роста ШПД рынка и рынка интернет поиска и рекламы, и, что не менее важно, чем он обусловлен?
На мой взгляд, среди причин высоких темпов роста можно назвать несколько причин. Во-первых, это значительное увеличение продаж мобильных гаджетов — смартфонов и планшетов, которые стимулируют развитие мобильного интернета. Так, за 2013 год в РФ продажи смартфонов возросли на 50% г/г и достигли 18 млн шт., а планшетов — на 125% г/г, до 6,9 млн шт. Как видно, прирост продаж полностью компенсировал замедление темпов роста рынка фиксированного ШПД.
Количество переходов из поисковых систем, среднесуточные значения
Источник: данные liveinternet.
Во-вторых, обусловила активность интернет аудитории, судя по всему, Олимпиада. Как видно на вышеприведенном графике, количество запросов в поисковых системах резко возросло с ее началом и явно находится выше долгосрочного тренда.
Между тем, стоит отметить, что и рост продаж мобильных гаджетов, и Олимпиада являются не долгосрочными факторами. Так, эффект от Олимпиады сойдет на нет ко второй половине 2014 года, а продажи мобильных гаджетов будут плавно сокращаться в ближайшие 1-2 года. Уже сейчас видно, что большинство устройств продается в нижнем ценовом сегменте, то есть заполняется самый низкомаржинальный сегмент рынка. Если добавить сюда еще потенциально возможный рост цен на гаджеты на фоне ослабления рубля, то, определенно, не стоит ждать, что в будущем прирост пользователей мобильного интернета и дальше будет компенсировать замедление прироста пользователей фиксированного интернета.
Я рекомендую воздержаться от инвестиций в российские интернет-компании Mail.ru Group и Yandex. Их акции сильно переоценены и не отражают перспектив резкого замедления соответсвующего рынка. Долгосрочная целевая цена по бумагам Yandex составляет $33,4 за акцию, и по мере завершения программы по выкупу бумаг их котировки могут снизиться на 12%. Долгосрочная целевая цена по бумагам Mail.ru Grou — $27,3. Потенциал снижения — 24%. Рекомендация «продавать» актуальна в обоих случаях
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Несмотря на замедление темпов экономического роста, российские интернет-компании до сих пор оставались одним из немногих видов бизнеса (помимо финансового сектора), которому удавалось показывать высокие темпы роста и привлекать значительные инвестиции. В первую очередь речь идет о таких компаниях как Mail.ru Group и Yandex, бизнес которых в значительной мере связан с интернет-поиском и зависящим от него рынком контекстной и медийной рекламы. Так, в случае с Mail.ru Group медийная реклама приносит около 20% совокупной выручки, а контекстная — почти 5%. У Yandex, напротив, контекстная реклама обеспечивает до 92% совокупной выручки, а медийная — 8%.
Доля компаний в общем количестве поисковых запросов
Источник: данные liveinternet.
По состоянию на 2013 год объем российского рынка контекстной рекламы составлял около 50 млрд руб., темпы роста по сравнению с 2012 годом достигли около 34%. Объем рынка медийной рекламы в интернете составил около 23 млрд руб. и вырос по сравнению с 2012 годом на 17%. Интересным является тот факт, что в обоих случаях темпы роста практически не замедлились по сравнению с показателями за 2011-2012 годы, хотя темпы роста рынка ШПД — основного поставщика новых пользователей в Рунет — сократились кардинально. Так, по оценкам iKS-Consulting, по итогам 2013 года рынок фиксированного ШПД вырос примерно на 7,5%, до 26,7 млн домохозяйств. Темпы роста оказались ровно в 2 раза ниже чем год назад, и с учетом высокого уровня проникновения ШПД, составившего 55% в среднем по РФ, не стоит ждать их ускорения.
Учитывая две вышеперечисленные тенденции, возникают вопросы, как долго может существовать столь значительный разрыв в темпах роста ШПД рынка и рынка интернет поиска и рекламы, и, что не менее важно, чем он обусловлен?
На мой взгляд, среди причин высоких темпов роста можно назвать несколько причин. Во-первых, это значительное увеличение продаж мобильных гаджетов — смартфонов и планшетов, которые стимулируют развитие мобильного интернета. Так, за 2013 год в РФ продажи смартфонов возросли на 50% г/г и достигли 18 млн шт., а планшетов — на 125% г/г, до 6,9 млн шт. Как видно, прирост продаж полностью компенсировал замедление темпов роста рынка фиксированного ШПД.
Количество переходов из поисковых систем, среднесуточные значения
Источник: данные liveinternet.
Во-вторых, обусловила активность интернет аудитории, судя по всему, Олимпиада. Как видно на вышеприведенном графике, количество запросов в поисковых системах резко возросло с ее началом и явно находится выше долгосрочного тренда.
Между тем, стоит отметить, что и рост продаж мобильных гаджетов, и Олимпиада являются не долгосрочными факторами. Так, эффект от Олимпиады сойдет на нет ко второй половине 2014 года, а продажи мобильных гаджетов будут плавно сокращаться в ближайшие 1-2 года. Уже сейчас видно, что большинство устройств продается в нижнем ценовом сегменте, то есть заполняется самый низкомаржинальный сегмент рынка. Если добавить сюда еще потенциально возможный рост цен на гаджеты на фоне ослабления рубля, то, определенно, не стоит ждать, что в будущем прирост пользователей мобильного интернета и дальше будет компенсировать замедление прироста пользователей фиксированного интернета.
Я рекомендую воздержаться от инвестиций в российские интернет-компании Mail.ru Group и Yandex. Их акции сильно переоценены и не отражают перспектив резкого замедления соответсвующего рынка. Долгосрочная целевая цена по бумагам Yandex составляет $33,4 за акцию, и по мере завершения программы по выкупу бумаг их котировки могут снизиться на 12%. Долгосрочная целевая цена по бумагам Mail.ru Grou — $27,3. Потенциал снижения — 24%. Рекомендация «продавать» актуальна в обоих случаях
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу