• Разработки в сфере ИТ радикально изменят рынок труда
• Google определяет тенденцию развития
• Последствия – проблема распределения материального благосостояния
Одной из самых интересных книг, которые мне довелось прочитать, стала книга Рэя Курцвейла (Ray Kurzweil) «Как создать разум: Секрет человеческого мышления раскрыт» (HowtoCreateaMind: TheSecretofHumanThoughtRevealed). Курцвейл – гуру в области технологический изобретений в сфере слияния человеческого разума и машины. В своей последней книге он исследует, как человеческий разум может быть искусственно воспроизведен. Согласно теории Курцвейла, вполне может случиться так, что к 2020 году компьютер сможет полностью имитировать человеческий разум.
Курцвейл – не кто-нибудь. В трёх его более ранних книгах – «Эпоха интеллектуальных машин» (The Age of Intelligent Machines), «Эпоха духовных машин» (Age of Spiritual Machines ) и «Неповторимость» (The Singularity is Near) центральной идеей было то, что эволюционный процесс постоянно ускоряется и «продукт» растёт в геометрической прогрессии в плане как функциональных, так и качественных характеристик. Это утверждение верно не только для биологических существ, но и для компьютеров, где аналогичный процесс известен как «закон Мура». Конечным «пунктом» для человеческого разума становится приобретение небиологических характеристик, которые, несомненно, гораздо более мощные, чем то, что мы имеем на сегодняшний день. Если для вас это звучит как нечто из разряда фантастики, рекомендую прочитать эту последнюю книгу, где вы увидите, что на текущий момент мы продвинулись значительно дальше, чем думают многие.
Эрик Бриньолфссон (Erik Brynjolfsson) и Эндрю Макафи (Andrew McAfee) из Массачусетского технологического института (MIT) в своей работе «Втораяэпохамашин: Работа, прогрессипроцветаниевовремявысокихтехнологий» (The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies) говорили о том же. Они определили, что первая эпоха машин приходится на время промышленной революции – период примерно между 1760 и 1840 годами, в ходе которой впервые человеческое развитие происходило в основном за счёт технического прогресса. Авторы утверждают, что в настоящее время мы находимся во второй эпохе, в которой «компьютеры и другие изобретения в сфере цифровых технологий для наших умственных способностей будут делать то же самое, что и паровой двигатель и его последователи сделали для нашей мышечной силы».
Эти авторы попросту были бы не в состоянии осознать всю скорость и степень развития, сидя в своих в исследовательских офисах университета, и поэтому они решили совершить классическую поездку в реальный мир информационных технологий, результатом которой явились три основные мысли:
Во-первых, мы живём в эпоху удивительного прогресса цифровых технологий. Так, по прогнозам авторов, в ближайшие годы мы должны будем наблюдать рост прогресса, исходя из того, что три модели роста сходятся в одной точке: экспоненциальный рост, цифровой рост и комбинаторный рост. Каждый из них может независимо стимулировать рост, но когда они идут вместе, то наблюдается настоящий взлёт, в котором кроется возможность существенных прорывов. Их второй вывод содержит идею о том, что развитие – преимущественно позитивное, поскольку дигитализация даёт больше свободы и выбора. И, наконец, третье заключение звучит следующим образом: побочный эффект технологического переворота будет сильным и впечатляющим; и рынок труда ощутит его на себе и далеко не в последнюю очередь. Пропадёт ли необходимость в сотрудниках, если большая часть рабочих процессов будет автоматизирована?
Что же происходит в частности? Google является прекрасным образцом в потоке общего прогресса. Многим Google, прежде всего, известен как поисковая система и поставщик услуг электронной почты, и некоторые, скорее всего, могли слышать о Google Glass, своего рода многофунциональных электронных очках. Кроме того, изобретены самоуправляющиеся автомобили, которые уже вполне законно курсируют без участия водителей по улицам крупнейших городов США. Этой осенью Google приобрела компанию Boston Dynamics, известного производителя роботов. После чего последовала покупка термостата Nest с подключением к Интернету (Примечание: «умное» и «обучаемое» устройство для автоматического управления температурными режимами). И в конечном итоге Google стала владельцем DeepMind – компании, работающей в сфере искусственного интеллекта. Да, и ещё теперь Рэй Курцвейл входит в число сотрудников компании. Таким образом, сегодня Google уже не просто поисковик.
И это лишь один из примеров. Сейчас компьютеры способны не только побить мастеров спорта по шахматам, но также с лёгкостью пройти и все этапы «Своей игры», однако гораздо легче заявить об этом, нежели сделать, поскольку это требует идеального понимания как специфики человеческого языка, так и человеческого знания. Потом взять, к примеру, медицинскую диагностику на основе ЭВМ, гарантирующую надёжный и точный анализ. Усовершенствованные роботы избавят людей от ручного труда и будут подменять их в работе при особо опасных или вредных условиях (включая низкооплачиваемые работы), а беспилотные автомобили смогут решать транспортные и логистические вопросы в то время, пока мы спим. Когда почти всё взаимосвязано между собой и устройства посылают данные на облачный сервер, например, какого-либо из предприятий, будет гораздо легче оптимизировать процессы во всех сферах, начиная с хирургии и заканчивая обучением. Я, можно сказать, вырос на книгах по научной фантастике, и поэтому подобные новоизменения мне кажутся вполне естесственными.
Эрик Бриньолфссон (Erik Brynjolfsson) и Эндрю Макафи (Andrew McAfee) считают позитивное развитие «вознаграждением». Они также пишут о том, что они называют «спрэдом» – то есть рост неравенства между теми, кто может использовать прогресс в развитии цифровых технологий и теми, кто лишён этой возможности. С начала времён человечество было обеспокоено тем, что технологический прогресс оставит некоторых без работы. Так, в сельском хозяйстве вола обошла лошадь, которую, в свою очередь, заменил трактор. Сто лет назад треть мужской рабочей силы была занята в сельском хозяйстве. Сегодня эта доля составляет около 1-2 процентов, но производство продовольственных товаров не замедлилось, а как раз наоборот, и рабочие нашли работу в других секторах. Но может ли технологическое развитие ускорится до такой степени, что и другие отрасли окажутся не в состоянии принять рабочих, оставшихся «за бортом»? Трудно сказать наверняка, но во многих странах прогресс в любом случае приведёт к большему уровню экономического неравенства, в то время как общее благосостояние может возрасти.
Знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes) однажды предсказал, что придёт время, когда никто не должен будет работать. Автор Артур Кларк (Arthur C. Clarke) также отметил, что «цель будущего – полная безработица, чтобы мы могли играть». Во многих европейских странах темой многих дискуссий была проблема нехватки рабочей силы как следствие демографических изменений. Если технический прогресс будет развиваться, как предсказано выше, реальное беспокойство должно вызывать только то, каким образом распределять доходы общества, когда только очень малый процент людей из него работает.
PS. Вы можете торговать акциями компаний, специализирующихся на робототехнике, посредством ETF на Saxo Trader. Тикер – ROBO:xnas
http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу