20 июня 2014 Вести Экономика
Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора - тема нового отчета Standard & Poor’s "Оценка страновых и отраслевых рисков банковского сектора России". Каков прогноз SnP относительно рисков российского банковского сектора в 2014-2015 гг. и как замедление экономического роста в России повлияет на показатели прибыльности и капитализации российских банков
Позитивные
• По-прежнему высокие показатели бюджета и внешнеэкономической деятельности.
• Ограниченная доля кредитования в таких отраслях, подверженных высоким рискам, как операции с недвижимостью и строительство, а также достаточно успешное снижение темпов агрессивного роста в сегменте необеспеченного розничного кредитования.
• Способность банков контролировать усиливающиеся риски, связанные с повышением волатильности валютного курса и ослаблением рубля.
Негативные
• Отсутствие структурных реформ, подвергающее экономику рискам, связанным с колебаниями мировых цен на сырьевые товары, особенно на нефть, а также с низкими в настоящее время темпами роста мировой экономики.
• Усиление геополитической напряженности в отношениях между Россией и Украиной, что оказывает дополнительное давление на экономический рост и подвергает банковский сектор рискам, связанным со снижением доверия инвесторов.
• Замедление темпов роста российской экономики и усиление отраслевых рисков, что ограничивает потенциал роста банковского сектора и может оказывать негативное влияние на стоимость фондирования, темпы роста кредитования, показатели прибыльности и капитализации российских банков.
• Искажения рыночной конкуренции вследствие преобладания государственных банков в банковском секторе, которые, как ожидается, будут усиливаться.
Обоснование
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's относит банковский сектор Российской Федерации (рейтинги по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ-/Негативный /А-3; рейтинги по обязательствам в национальной валюте: ВВВ/ Негативный/А-2; рейтинг по национальной шкале: ruAAA) к группе 7 по уровню отраслевых и страновых рисков.
Помимо России, к группе 7 относятся Ирландия, Индонезия и Болгария. В нашей аналитической статье мы рассматриваем и другие сопоставимые страны: Бразилию, Китай и Индию (группа 5), Казахстан (группа 8) и Турцию (группа 6), которые, с нашей точки зрения, предоставляют хорошие возможности для сравнения.
Экономические риски банковского сектора России по-прежнему оцениваются нами как более высокие, чем соответствующие риски большинства сопоставимых стран.
По нашему мнению, основными препятствиями для устойчивого экономического роста в России являются ее сильная зависимость от сырьевых ресурсов, неконкурентоспособность неэкспортных отраслей и низкие темпы проведения структурных реформ.
В 2013 г. темпы роста значительно замедлились, и ожидается, что в ближайшие два-три года они останутся низкими. Мы считаем, что это представляет собой существенную проблему для экономики и банковского сектора России.
Кроме того, геополитическая напряженность в отношениях между Россией и Украиной обусловила снижение доверия иностранных и российских инвесторов, о чем свидетельствует значительный отток капитала из России в начале 2014 г.
Мы ожидаем, что замедление экономического роста и усиление кредитных рисков будут ограничивать потенциал роста российского банковского сектора и могут обусловить повышение стоимости фондирования, рост потерь по кредитам и давление на показатели прибыльности и капитализации российских банков.
Отраслевые риски в России также остаются более высокими, чем у большинства сопоставимых стран. С нашей точки зрения банковское регулирование в России традиционно носит довольно формалистский и усложненный характер, что позволяет некоторым банкам фактически следовать букве, а не духу закона. Вместе с тем мы отмечаем постепенное совершенствование банковского регулирования.
Мы оцениваем склонность российских банков к принятию рисков как умеренную. Российские банки по-прежнему ориентируются на традиционную коммерческую банковскую деятельность; в секторе сохраняется доминирование государственных банков.
Более того, мы ожидаем, что в ближайшие годы крупнейшие банки — как государственные, так и частные — могут улучшить свои рыночные позиции за счет небольших финансовых организаций.
Характеристики фондирования российских банков несколько ухудшились в начале 2014 г. вследствие повышения волатильности базы депозитов, временного закрытия доступа к внешним финансовым рынкам для российских эмитентов и существенного увеличения доли валютных депозитов в совокупной базе депозитов.
Мы ожидаем, что иностранные инвесторы пересмотрят свое отношение к инвестициям в российские компании и связанным с ними рисками. Небольшие и средние банки могут быть в большей степени подвержены рискам оттока депозитов из-за концентрации их ресурсной базы.
Экономические и отраслевые риски: тенденции
Мы оцениваем тенденцию развития экономических рисков в России как негативную: темпы роста экономики значительно замедлились, а показатели внешнего финансирования могут ухудшиться. Мы прогнозируем рост ВВП на уровне около 0,6% в 2014 г. и в среднем почти на уровне 2% в 2014-2017 гг., что существенно ниже средних темпов роста на уровне 7% в 2004-2008 гг.
Мы также отмечаем высокую вероятность того, что замедление темпов экономического роста будет еще более сильным. Снижение потребительского спроса в ближайшие два года не будет способствовать экономическому росту.
Риски, связанные с геополитической напряженностью отношений между Россией и Украиной, вероятнее всего, останутся высокими, как и давление на рубль и рынки капитала. Эта ситуация может обусловить дальнейшее ухудшение уже сейчас сложных условий ведения бизнеса для банков, что приведет к замедлению темпов роста кредитования, более значительным потерям по кредитам, снижению показателей прибыльности и капитализации банков.
Соответственно мы ожидаем, что объем потерь по кредитам составит около 3% в 2014 г. (в сравнении с почти 2% в 2013 г.), но останется ниже пикового уровня 2009-2010 гг.
Мы оцениваем тенденцию развития отраслевых рисков в российском банковском секторе как негативную, поскольку прогнозируем усиление давления на показатели прибыльности и характеристики фондирования российских банков в ближайшие два года.
Мы полагаем, что ухудшение доверия инвесторов к России приведет к еще большему ограничению доступа российских банков к мировым финансовым рынкам и менее благоприятным условиям заимствований для российских банков.
Значительный отток капитала в начале 2014 г. способствовал повышению волатильности внутреннего рынка капитала. На наш взгляд, государственные и крупнейшие частные банки могут выиграть от перетока средств клиентов небольших финансовых организаций и обслуживания крупных корпоративных клиентов, доступ которых к внешним финансовым рынкам ухудшится.
Как следствие, доминирование крупных государственных банков в банковском секторе страны, вызывающее искажение конкуренции на рынке, может усилиться в ближайшие годы. В результате этого и без того сложные условия ведения бизнеса для российских банков могут ухудшиться, особенно для небольших и средних финансовых организаций.
Экономические риски
Оценка экономических рисков России определяется нашей оценкой трех основных факторов: экономической устойчивости, экономических дисбалансов и кредитного риска в экономике (в соответствии с определениями, приведенными в наших критериях).
Экономическая устойчивость: высокая концентрация экономики, зависящей от конъюнктуры сырьевых рынков, компенсируется сильными показателями государственных финансов
Структура и стабильность экономики.
Наша оценка экономической устойчивости отражает прежде всего умеренный уровень благосостояния, а также концентрацию российской экономики на сырьевых отраслях, особенно на нефтяной промышленности.
После 1998 г. экономика России росла относительно быстрыми темпами. ВВП на душу населения увеличился с $1 331 в 1999 г. до $14 632 в 2013 г. Рост ВВП на душу населения с поправкой на паритет покупательной способности менее значителен, однако повышение благосостояния населения и постепенное увеличение среднего класса в течение последнего десятилетия являются, по нашему мнению, устойчивой тенденцией, которая будет сохраняться и в среднесрочной перспективе.
По нашему мнению, условия, которые способствовали высоким темпам роста в 2000-2008 гг., — в первую очередь рост цен на сырьевые товары, в основном на нефть и газ, — изменились. По нашему мнению, дальнейший значительный рост цен на сырьевые ресурсы маловероятен.
Как следствие, темпы роста российской экономики замедлились в 2013 г. до 1,3% (оценка), и мы полагаем, что в 2014 г. они составят около 0,6%, после чего немного повысятся — в среднем почти до 2% в 2014-2017 гг.
Мы отмечаем многочисленные структурные ограничения и снижение потребительского спроса. Основными факторами, ограничивающими экономический рост в России, традиционно остаются сырьевая направленность экономики, неконкурентоспособность промышленного сектора на мировом рынке и низкие темпы проведения структурных реформ.
В структуре экспорта нефть и нефтепродукты составляют около 50% (с учетом экспорта природного газа и металлов — 80%). К числу других недостатков относятся сильная роль государства в экономике, слабые инвестиционный климат и бизнес-среда, наличие региональных монополий, недостаточно развитая конкурентная среда, высокий уровень воспринимаемой коррупции и неблагоприятная демографическая ситуация.
Кроме того, кризис в отношениях между Россией и Украиной в начале 2014 г. обусловил дополнительные факторы давления на экономику. Так, в отношении нескольких российских государственных служащих и компаний, в том числе банков, были введены экономические санкции.
По нашему мнению, сложившаяся напряженность обусловила ослабление доверия иностранных и российских инвесторов, о чем свидетельствует значительный отток капитала из России в начале 2014 г.
Мы ожидаем, что в средне- и долгосрочной перспективах инвесторы могут пересмотреть свое отношение к инвестициям в российские компании и связанным с ними рисками и это обусловит более жесткие условия заимствования для российских заемщиков.
Гибкость макроэкономической политики.
Показатели государственных финансов России остаются относительно сильными благодаря значительным доходам от сырьевых отраслей (особенно нефтяной), которые обеспечивают почти половину доходов федерального бюджета, но вместе с тем подвергают его рискам, связанным с колебаниями цен на сырьевые товары.
Для снижения этих рисков правительство в 2013 г. ввело бюджетное правило, которое ограничивает объем государственных расходов, основываясь на ценах на нефть в прошлые периоды.
Это позволит аккумулировать бюджетные средства в периоды высоких цен на нефть и использовать их в периоды низких цен, что снижает зависимость фискальной политики от циклических изменений. Эффективность бюджетного правила в долгосрочном плане пока не проверена на практике.
Бюджет расширенного правительства в 2013 г. исполнен с дефицитом в размере 0,6% ВВП. Мы полагаем, что баланс бюджета расширенного правительства будет постепенно ухудшаться и к 2016 г. дефицит достигнет 1,5% ВВП.
Этот показатель будет немного выше целевого уровня, предусмотренного бюджетным правилом, и предполагает среднегодовое изменение долга расширенного правительства на 1,5% ВВП в 2014-2017 гг. Вместе с тем мы отмечаем, что дальнейшее ослабление рубля может оказать негативное влияние на импорт и отсрочить дефицит счета текущих операций или даже позволить избежать его.
В предыдущие десять лет правительство использовало профицит бюджета для сокращения долга и аккумулирования бюджетных активов. Тем не менее мы ожидаем, что с 2014 г. объем обязательств будет немного превышать объем активов, то есть правительство будет нетто-должником.
В то же время очень низкий уровень валового государственного долга (около 11% ВВП в 2013 г.) обусловливает низкий уровень расходов расширенного правительства на процентные выплаты — около 2% доходов.
Политический риск.
Российские политические институты остаются сравнительно слабыми, высокая степень централизации политической власти, в частности на уровне президента, сохраняется, однако это не ухудшает условий операционной деятельности для банков.
Президент Владимир Путин, избранный на третий срок в 2012 г., сохраняет жесткий контроль за происходящим в стране, и мы не видим серьезных угроз устойчивости его правления до окончания срока президентских полномочий. Давление на представителей протестного движения, оппозиции, некоммерческих организаций и либерально настроенной политической элиты усиливается.
Мы не ожидаем, что в пределах нашего горизонта прогнозирования (2014-2015 гг.) правительство будет решительно и эффективно устранять долгосрочные структурные проблемы, которые препятствуют повышению темпов экономического роста: высокий уровень восприятия коррупции, относительно слабое соблюдение принципа верховенства закона, преобладающая роль государства в экономике и неблагоприятный деловой и инвестиционный климат.
По нашему мнению, российская модель государственного капитализма способствует образованию региональных монополий, препятствует развитию конкуренции и обусловливает низкую эффективность экономики.
Рост кредитования в частном секторе.
Мы ожидаем, что кредитование будет расти быстрее, чем экономика в целом: мы прогнозируем его рост в 2014-2015 гг. на уровне 13-17%.
Мы предполагаем, что рост объема розничных кредитов, особенно необеспеченных потребительских кредитов, замедлится до 15-20% в год к 2015 г. в результате корректирующих мер, принятых Центральным банком Российской Федерации (далее — Банк России) в 2013 г., и негативных тенденций в экономике, обусловливающих ограничение роста располагаемых доходов.
Тем не менее мы прогнозируем рост долга домохозяйств с более чем 14% ВВП в 2013 г. до 16-18% в 2014-2015 гг., что по-прежнему оценивается как довольно низкий уровень в международном контексте, однако этот показатель в два раза превышает уровень, продемонстрированный десять лет назад.
Цены на недвижимость.
Мы также предполагаем, что реальные цены на жилую недвижимость в 2014-2015 гг. будут постепенно повышаться. В 2009-2010 гг. под влиянием кризиса цены на жилье в России, резко возросшие ранее, упали примерно на 25-30%. В 2010 г. цены начали повышаться и в результате устойчивого роста почти достигли докризисного уровня.
Тем не менее мы считаем, что этот рост не представляет собой риска для банковского сектора, поскольку в России значительная часть жилой недвижимости приобретается за счет имеющихся денежных средств, а доля ипотечного кредитования по-прежнему относительно невелика, что объясняется высокими процентными ставками и отсутствием долгосрочных ресурсов в национальной валюте.
В начале 2014 г. общий объем выданных жилищных ипотечных кредитов составлял менее 7% совокупного объема кредитов банковского сектора, что оценивается как довольно низкий показатель.
Более значительный риск для российских банков представляют циклические колебания цен на коммерческую недвижимость. В течение прошлого десятилетия российский рынок строительства коммерческой недвижимости переживал бум, и мы полагаем, что значительная часть убытков по кредитам во время кризиса 2008-2009 гг. была связана с коммерческой недвижимостью.
Мы отмечаем возобновление деятельности в этом секторе в 2011-2012 гг. и ожидаем, что подобная тенденция сохранится и в 2014-2015 гг. В то же время мы предполагаем, что темпы роста будут относительно низкими — намного ниже, чем до финансового кризиса 2008 г.
Цены на фондовом рынке.
Россия имеет относительно большой (по сравнению с размерами экономики) фондовый рынок, который, однако, отличается очень высокой концентрацией. Российский фондовый рынок традиционно характеризуется волатильностью и сильной зависимостью от цен на нефть.
С начала 2014 г. фондовый индекс ММВБ упал примерно на 15%, что стало реакцией на возникновение напряженности в отношениях между Россией и Украиной; это обусловило существенное сокращение рыночной капитализации крупных российских банков и корпораций.
Вместе с тем мы считаем, что высокая волатильность фондового рынка не представляет собой значительного риска для банковского сектора, поскольку объем банковских вложений в российские акции сравнительно невелик.
Счет текущих операций и позиция по внешнему долгу.
Подверженность России рискам, связанным с внешнеэкономической деятельностью, оценивается нами как невысокая благодаря значительному объему экспорта энергоносителей и металлов, а объем ее чистых внешних активов превышает объем обязательств.
Россия постоянно имеет профицит по счету текущих операций. В последние годы размер профицита уменьшился в связи с увеличением импорта, однако составил 1,6% ВВП в 2013 г. Мы ожидаем, что он будет постепенно сокращаться.
Являясь нетто-кредитором, при финансировании экономического роста Россия не испытывает чрезмерной зависимости от притока капитала нерезидентов, однако мы отмечаем значительный отток капитала в 2014 г. — более $51 млрд только в I квартале.
Это свидетельствует об ухудшении доверия иностранных и российских инвесторов, а также о повышении рисков в российской экономике. Дальнейший значительный отток капитала может оказать давление на внешнеэкономические показатели России.
В конце I квартала 2014 г. официальные валютные резервы России составляли $486,1 млрд (снизившись с $509,6 млрд по состоянию на начало 2014 г.). Значительное сокращение резервов было обусловлено крупными интервенциями в начале года для стабилизации обменного курса рубля.
Кредитный риск в экономике.
Очень высокий риск в структурном отношении вследствие рисков в сегменте необеспеченного потребительского кредитования и растущих рисков портфеля корпоративных кредитов в результате ухудшения экономической ситуации
Уровень задолженности корпоративного сектора и населения России сравнительно низок, о чем свидетельствует доля банковских кредитов, выданных физическим лицам, предприятиям частного сектора и государственным организациям, в ВВП на уровне почти 53% (по состоянию на конец 2013 г.).
Дополнительные прямые заимствования крупных нефинансовых корпораций (в том числе государственных промышленных компаний) на международных рынках капитала обусловили увеличение задолженности корпоративного сектора на $400 млрд, а банковского сектора — на $215 млрд (данные по состоянию на начало 2014 г.).
Долговой потенциал и фактический уровень долга частного сектора.
Задолженность российских компаний и домохозяйств оценивается как умеренная в международном контексте, однако циклический характер экономики и слабая кредитоспособность многих заемщиков частного сектора подвергают страну намного более высокому риску потерь по кредитам в периоды рецессии по сравнению со зрелыми рынками.
В нашем базовом сценарии мы прогнозируем возможное ухудшение качества кредитных портфелей банков и рост потерь по кредитам в 2014-2015 гг. до 3% (в 2013 г. — 2%), хотя этот уровень, как ожидается, останется ниже, чем после кризиса 2009 г. Доля проблемных кредитов может увеличиться с 6,6% в 2012 г. и 7,1% в 2013 г. до более чем 8% в 2014 г.
Объем задолженности российских компаний, как ожидается, останется стабильным — на уровне 38-40% ВВП в 2014 г. Доля задолженности домохозяйств в ВВП достигла почти 15% в 2013 г. и может увеличиться до 16-17% к 2015 г. (что оценивается как низкий уровень в международном контексте), при этом мы отмечаем ее очень быстрый рост в последние годы (9% в 2010 г. в сравнении с 3% в 2004 г.).
Кроме того, увеличение задолженности домохозяйств в значительной степени происходило за счет агрессивного роста необеспеченных потребительских кредитов, который в 2011-2012 гг. составлял в среднем 38%.
Мы отмечаем, что необеспеченные потребительские кредиты составляют более 60% розничных кредитов банковской системы. Корректирующие меры, принятые Банком России, обусловили снижение темпов роста необеспеченного кредитования до 31% в 2013 г.; по прогнозам, они составят 15-20% к 2015 г.
Агрессивный рост кредитования, отмечавшийся в 2013 г., обусловил усиление кредитных рисков и рост потерь по кредитам. Мы ожидаем, что в 2014 г. качество кредитных портфелей в розничном сегменте может еще больше ухудшиться в результате негативных тенденций экономического развития.
По нашему мнению, наиболее актуальными для банковского сектора могут быть следующие проблемы.
• Кредитование в розничном сегменте приближается к уровню насыщения. Банки, которые стремятся к дальнейшему наращиванию портфелей розничных кредитов в целях увеличения маржи, могут повышать уровень задолженности в расчете на одного заемщика или выдавать кредиты заемщикам, которые ранее не соответствовали критериям андеррайтинга. Обе эти стратегии сопряжены со значительными рисками.
• Негативные тенденции экономического роста будут существенным препятствием для роста располагаемых доходов, что может обусловить невыполнение обязательств по погашению потребительских кредитов.
• В отличие от зрелых рынков, в российском банковском секторе процентные ставки по розничным кредитам (включая ипотечные кредиты) превышают 10%, что увеличивает долговую нагрузку и может привести к быстрому накоплению проблемных кредитов.
• В последнее время показатели задолженности на одного заемщика быстро повышались. В конце 2013 г. средний уровень необеспеченной задолженности на одного заемщика, занятого в экономике страны, достиг 24% среднегодовой заработной платы (18,9% в конце 2011 г., 13,8% в конце 2009 г.). Кроме того, розничные кредиты распределяются неравномерно: значительная доля необеспеченных потребительских кредитов приходится на заемщиков с невысоким уровнем доходов.
• Мы прогнозируем давление на показатели маржи в сегменте розничного кредитования, поскольку регулятор планирует ввести ограничения на уровень процентных ставок по кредитам и привлекаемым депозитам.
Банковское регулирование и надзор.
Мы считаем, что процесс банковского регулирования и надзора в России соответствует тому, что мы наблюдаем во многих зрелых банковских системах, и постепенно улучшается.
Вместе с тем достаточно формалистский подход к банковскому надзору, значительная склонность банков к принятию рисков и некоторые другие недостатки по-прежнему актуальны, что препятствует повышению эффективности банковского регулирования и обусловливает нестабильность сектора. Поэтому наша общая оценка качества банковского регулирования и надзора в России остается «слабой».
Мы отмечаем традиционно высокий уровень практики внутригруппового кредитования и концентрации кредитных портфелей банков на отдельных контрагентах. Некоторые российские компании, включая банки, традиционно имеют сложную структуру собственности и организационную структуру, и эти особенности не в полной мере учтены системой банковского регулирования и надзора.
Кроме того, у Банка России недостаточно практических инструментов для предотвращения принятия финансовыми организациями слишком высоких рисков под влиянием государства или собственников банков. Несмотря на официальный статус Банка России как независимого органа, мы полагаем, что он не защищен от давления или вмешательства со стороны правительства.
Позитивные меры, принятые в банковском регулировании и надзоре в последние годы:
• В 2013 г. Банк России отозвал лицензии у нескольких финансовых организаций по причине недостоверной отчетности, недостаточного объема капитала и осуществления банками сомнительных операций. Во всех случаях Банк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) продемонстрировали профессионализм и предотвратили возможную нестабильность банковского сектора.
• Регулирующие органы продолжают работу по внедрению стандартов Basel III и с 2014 г. планируют введение более строгих требований к капиталу. По нашему мнению, это обусловит постепенное укрепление базы капитала банковского сектора.
• В 2013 г. Банк России принял ряд мер по ограничению роста розничного кредитования, что привело к заметному снижению темпов роста в этом сегменте.
В настоящее время разрабатываются несколько новых нормативных актов, и мы ожидаем, что они будут приняты в ближайшее время. Это окажет дополнительное позитивное влияние на уровень рисков банковского сектора, включая:
• банковское регулирование на консолидированной основе;
• ограничение кредитования связанных сторон;
• составление перечня системно значимых банков и более строгое регулирование и надзор в отношении банков, которые характеризуются большой значимостью для банковской системы;
• усиление контроля над источниками капитала новых акционеров банка, владеющих более чем 10% его капитала.
Качество управления и прозрачность.
Мы оцениваем качество управления и прозрачность российского банковского сектора как слабые. Эта оценка негативно влияет на нашу общую оценку институциональной системы. Низкое качество менеджмента и корпоративного управления является основным недостатком российского банковского сектора, о чем свидетельствуют:
• высокая доля внутригруппового кредитования в некоторых финансовых организациях;
• некоторая доля директивного кредитования, связанного с рядом государственных инфраструктурных проектов, которые финансировались банками (особенно государственными) в последние годы.
Российские банки предоставляют годовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) не реже одного раза в год и публикуют ежемесячную отчетность в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерской отчетности (РСБУ).
Она является достаточно подробной, но в то же время не обеспечивает такого же уровня раскрытия информации, как отчетность по МСФО. Мы также отмечаем существенную разницу в качестве отчетности по МСФО, которую составляют крупные и небольшие банки.
Динамика конкуренции: доминирование государства в банковском секторе, приводящее к искажениям рыночной конкуренции
Склонность к принятию рисков.
Мы оцениваем склонность российских банков к принятию рисков как умеренную. Российские банки по-прежнему ориентируются на основную коммерческую банковскую деятельность и продолжают развивать розничное направление бизнеса, рост которого происходит с достаточно низкой базы.
В целом развитие розничного направления бизнеса способствует диверсификации и повышению качества банковской деятельности в России и, как ожидается, будет продолжаться по мере роста благосостояния населения. Сложные продукты и секьюритизация активов по-прежнему используются крайне ограниченно.
Показатели прибыльности банковского сектора оцениваются как сильные, но распределение прибыли является неравномерным. Показатели операционной маржи до вычета резервов на возможные потери по кредитам относительно высоки (что создает возможность для абсорбирования значительных циклических убытков по кредитным рискам), но мы отмечаем их снижение.
Мы ожидаем, что показатели операционной маржи продолжат снижаться вследствие ослабления способности банков генерировать прибыль и увеличения стоимости фондирования в ближайшие два года.
Стабильность сектора.
На наш взгляд, российский банковский сектор является "как минимум умеренно стабильным". Увеличение доли государственных банков и повышение концентрации рынка — тенденции, которые, как мы ожидаем, сохранятся в ближайшей перспективе.
С нашей точки зрения, вероятность появления на рынке новых участников невысока вследствие очень прочного положения государственных банков, их влияния на ценообразование и существующих барьеров для вхождения на рынок. Показатели прибыльности профильной банковской деятельности в целом по сектору оцениваются как адекватные.
Искажения рыночной конкуренции.
Мы считаем, что доминирование государственных банков искажает рыночную конкуренцию, ограничивая кредитоспособность частных банков. На долю четырех крупнейших государственных банковских групп приходится почти 57% активов системы, и мы прогнозируем возможное увеличение их рыночной доли в ближайшие два года.
Крупнейшие государственные банки имеют привилегированный доступ к фондированию, что создает для них преимущества в ценообразовании и позволяет выбирать наиболее кредитоспособных заемщиков.
Это приводит к усилению давления на другие банки, которые вынуждены работать в сегментах с более высоким уровнем риска, чтобы компенсировать недостаточно высокую маржу. Роль небанковских организаций в финансовом секторе невелика и ограничена проведением специализированных операций.
На наш взгляд, правительство сохранит контрольные пакеты акций в банковском секторе в ближайшие три-пять лет, однако небольшие доли в некоторых государственных банках могут быть проданы.
Начиная со второй половины 2013 г. мы отмечали значительный переток средств клиентов, который позитивно отразился на показателях государственных и крупных частных банков, в то время как небольшие финансовые организации оказались чувствительными к риску, связанному с оттоком депозитов.
Мы считаем эту потенциальную волатильность и концентрацию источников фондирования, характерную для небольших банков, дополнительными рисками. На долю 20 крупнейших вкладчиков небольших банков часто приходится около 50% их совокупных обязательств или более. Эти факторы риска не в полном объеме отражаются в относительно высоких коэффициентах фондирования на уровне банковской системы.
Кроме того, мы отмечаем увеличение доли валютных депозитов в общем объеме депозитов вследствие ослабления рубля и замедления темпов экономического роста. В конце марта 2014 г. доля валютных депозитов в общем объеме депозитов составляла 28,7% (в корпоративном секторе — 36%, в розничном — 20,3%).
Принимая во внимание ограниченную способность банков выдавать кредиты, номинированные в иностранной валюте, мы полагаем, что это обусловит повышение рисков, связанных с несоответствием валютной структуры активов и обязательств, и увеличение стоимости фондирования в результате расходов на хеджирование.
Внешнее фондирование.
В 2007 г. чистая внешняя позиция банковского сектора была отрицательной и достигала пикового уровня — 12% обязательств банковской системы. После кризиса ситуация улучшилась, а зависимость от внешних источников существенно снизилась. В настоящее время банковская система в целом является нетто-кредитором по внешним обязательствам.
По нашим оценкам, в 2014 г. российские заемщики должны будут погасить внешний долг объемом около 90-110 млрд долл. (основной долг и проценты). Принимая во внимание прогнозируемую низкую склонность внешних рынков к принятию рисков, связанных с финансированием российских компаний, мы ожидаем, что российские компании будут обращаться к отечественным банкам для рефинансирования своего долга.
Это может оказать позитивное влияние на российский банковский сектор, поскольку может частично компенсировать слабый спрос на кредиты со стороны корпоративных клиентов.
В то же время мы ожидаем, что от этого выиграют главным образом российские государственные банки и крупнейшие частные финансовые организации, поскольку только у них есть возможности обслуживать крупные российские корпорации со значительными потребностями в фондировании.
С начала 2014 г. мировые финансовые рынки проявляли очень низкий интерес к российским долговым инструментам. Даже до 2014 г. лишь немногие российские банки могли осуществлять заимствования за рубежом.
Мы полагаем, что инвесторы пересмотрят свое отношение к рискам, связанным с финансированием российских компаний, и ожидаем ухудшения условий привлечения финансирования для российских заемщиков в ближайшие несколько лет.
Внутренние рынки заемного капитала.
Внутренние рынки заемного капитала в России относительно малы и недостаточно развиты. Поскольку сегмент институциональных инвесторов остается небольшим по сравнению с размерами экономики страны, заимствования в рублях на период более трех лет остаются сложной задачей.
Мы отмечаем, что большинство выпусков облигаций в национальной валюте предусматривают оферту со сроком исполнения в течение 1-1,5 лет с момента выпуска, в результате чего фактический срок погашения таких облигаций часто значительно короче номинального. Поэтому долгосрочные заимствования в иностранной валюте остаются предпочтительной альтернативой для банков, но приводят к усилению валютных рисков.
В 2013 г. выпуск облигаций частных компаний, зарегистрированных на бирже, и краткосрочных финансовых инструментов (векселей) рос умеренными темпами. Мы ожидаем, что объем выпусков ценных бумаг в 2014 г. будет сравнительно небольшим.
Роль правительства.
Мы оцениваем роль правительства в фондировании банковского сектора как адекватную, однако это не оказывает влияния на нашу оценку фондирования российского банковского сектора в целом. Мы отмечаем, что Банк России по-прежнему предоставляет ликвидность российским банкам в периоды стрессовых ситуаций (см. диаграмму 5).
Объем заимствований банковского сектора у Банка России стабильно увеличивается; в апреле 2014 г. он превысил 5 трлн руб., что эквивалентно 8% ресурсной базы на ту же дату и оценивается как высокий, вызывающий обеспокоенность показатель.
Это одна из причин, по которой мы полагаем, что показатели фондирования банковской системы в целом ухудшаются. В то же время мы считаем, что этот источник фондирования обеспечивает банкам доступ к финансовым ресурсам по адекватной стоимости.
Стратегия прекращения использования такого финансирования от Банка России достаточно неопределенна. Чрезмерное использование преимущественно краткосрочного долга для финансирования роста активов может привести к увеличению разрыва по срокам активов и обязательств.
Мы также отмечаем, что коэффициент использования ценных бумаг, которые могут привлекаться в качестве залога (выше 60%), может повыситься до 70% к концу 2014 г., что значительно ограничивает возможности для потенциального увеличения этого вида заимствований с целью управления ликвидностью.
В частности, государственные банки являются самыми активными игроками на рынке операций РЕПО, а объем их заимствований у Банка России существенно больше, чем у остальных участников банковского сектора.
Банк России неоднократно заявлял о своей готовности предоставлять ликвидность российским банкам в случае необходимости и выдавать кредиты под залог банковских активов, что мы оцениваем как позитивный фактор, обеспечивающий стабильность банковского сектора, — по крайней мере, в течение некоторого времени и при наличии стратегии, предусматривающей сокращение использования банками таких кредитов.
Государственная поддержка
Мы относим Россию к государствам, готовым оказывать поддержку банковскому сектору. После финансового кризиса 2008-2009 гг. правительство предприняло намного более предсказуемые и эффективные — в сравнении с докризисным периодом — действия в отношении финансовых институтов, испытывавших трудности.
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Позитивные
• По-прежнему высокие показатели бюджета и внешнеэкономической деятельности.
• Ограниченная доля кредитования в таких отраслях, подверженных высоким рискам, как операции с недвижимостью и строительство, а также достаточно успешное снижение темпов агрессивного роста в сегменте необеспеченного розничного кредитования.
• Способность банков контролировать усиливающиеся риски, связанные с повышением волатильности валютного курса и ослаблением рубля.
Негативные
• Отсутствие структурных реформ, подвергающее экономику рискам, связанным с колебаниями мировых цен на сырьевые товары, особенно на нефть, а также с низкими в настоящее время темпами роста мировой экономики.
• Усиление геополитической напряженности в отношениях между Россией и Украиной, что оказывает дополнительное давление на экономический рост и подвергает банковский сектор рискам, связанным со снижением доверия инвесторов.
• Замедление темпов роста российской экономики и усиление отраслевых рисков, что ограничивает потенциал роста банковского сектора и может оказывать негативное влияние на стоимость фондирования, темпы роста кредитования, показатели прибыльности и капитализации российских банков.
• Искажения рыночной конкуренции вследствие преобладания государственных банков в банковском секторе, которые, как ожидается, будут усиливаться.
Обоснование
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's относит банковский сектор Российской Федерации (рейтинги по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ-/Негативный /А-3; рейтинги по обязательствам в национальной валюте: ВВВ/ Негативный/А-2; рейтинг по национальной шкале: ruAAA) к группе 7 по уровню отраслевых и страновых рисков.
Помимо России, к группе 7 относятся Ирландия, Индонезия и Болгария. В нашей аналитической статье мы рассматриваем и другие сопоставимые страны: Бразилию, Китай и Индию (группа 5), Казахстан (группа 8) и Турцию (группа 6), которые, с нашей точки зрения, предоставляют хорошие возможности для сравнения.
Экономические риски банковского сектора России по-прежнему оцениваются нами как более высокие, чем соответствующие риски большинства сопоставимых стран.
По нашему мнению, основными препятствиями для устойчивого экономического роста в России являются ее сильная зависимость от сырьевых ресурсов, неконкурентоспособность неэкспортных отраслей и низкие темпы проведения структурных реформ.
В 2013 г. темпы роста значительно замедлились, и ожидается, что в ближайшие два-три года они останутся низкими. Мы считаем, что это представляет собой существенную проблему для экономики и банковского сектора России.
Кроме того, геополитическая напряженность в отношениях между Россией и Украиной обусловила снижение доверия иностранных и российских инвесторов, о чем свидетельствует значительный отток капитала из России в начале 2014 г.
Мы ожидаем, что замедление экономического роста и усиление кредитных рисков будут ограничивать потенциал роста российского банковского сектора и могут обусловить повышение стоимости фондирования, рост потерь по кредитам и давление на показатели прибыльности и капитализации российских банков.
Отраслевые риски в России также остаются более высокими, чем у большинства сопоставимых стран. С нашей точки зрения банковское регулирование в России традиционно носит довольно формалистский и усложненный характер, что позволяет некоторым банкам фактически следовать букве, а не духу закона. Вместе с тем мы отмечаем постепенное совершенствование банковского регулирования.
Мы оцениваем склонность российских банков к принятию рисков как умеренную. Российские банки по-прежнему ориентируются на традиционную коммерческую банковскую деятельность; в секторе сохраняется доминирование государственных банков.
Более того, мы ожидаем, что в ближайшие годы крупнейшие банки — как государственные, так и частные — могут улучшить свои рыночные позиции за счет небольших финансовых организаций.
Характеристики фондирования российских банков несколько ухудшились в начале 2014 г. вследствие повышения волатильности базы депозитов, временного закрытия доступа к внешним финансовым рынкам для российских эмитентов и существенного увеличения доли валютных депозитов в совокупной базе депозитов.
Мы ожидаем, что иностранные инвесторы пересмотрят свое отношение к инвестициям в российские компании и связанным с ними рисками. Небольшие и средние банки могут быть в большей степени подвержены рискам оттока депозитов из-за концентрации их ресурсной базы.
Экономические и отраслевые риски: тенденции
Мы оцениваем тенденцию развития экономических рисков в России как негативную: темпы роста экономики значительно замедлились, а показатели внешнего финансирования могут ухудшиться. Мы прогнозируем рост ВВП на уровне около 0,6% в 2014 г. и в среднем почти на уровне 2% в 2014-2017 гг., что существенно ниже средних темпов роста на уровне 7% в 2004-2008 гг.
Мы также отмечаем высокую вероятность того, что замедление темпов экономического роста будет еще более сильным. Снижение потребительского спроса в ближайшие два года не будет способствовать экономическому росту.
Риски, связанные с геополитической напряженностью отношений между Россией и Украиной, вероятнее всего, останутся высокими, как и давление на рубль и рынки капитала. Эта ситуация может обусловить дальнейшее ухудшение уже сейчас сложных условий ведения бизнеса для банков, что приведет к замедлению темпов роста кредитования, более значительным потерям по кредитам, снижению показателей прибыльности и капитализации банков.
Соответственно мы ожидаем, что объем потерь по кредитам составит около 3% в 2014 г. (в сравнении с почти 2% в 2013 г.), но останется ниже пикового уровня 2009-2010 гг.
Мы оцениваем тенденцию развития отраслевых рисков в российском банковском секторе как негативную, поскольку прогнозируем усиление давления на показатели прибыльности и характеристики фондирования российских банков в ближайшие два года.
Мы полагаем, что ухудшение доверия инвесторов к России приведет к еще большему ограничению доступа российских банков к мировым финансовым рынкам и менее благоприятным условиям заимствований для российских банков.
Значительный отток капитала в начале 2014 г. способствовал повышению волатильности внутреннего рынка капитала. На наш взгляд, государственные и крупнейшие частные банки могут выиграть от перетока средств клиентов небольших финансовых организаций и обслуживания крупных корпоративных клиентов, доступ которых к внешним финансовым рынкам ухудшится.
Как следствие, доминирование крупных государственных банков в банковском секторе страны, вызывающее искажение конкуренции на рынке, может усилиться в ближайшие годы. В результате этого и без того сложные условия ведения бизнеса для российских банков могут ухудшиться, особенно для небольших и средних финансовых организаций.
Экономические риски
Оценка экономических рисков России определяется нашей оценкой трех основных факторов: экономической устойчивости, экономических дисбалансов и кредитного риска в экономике (в соответствии с определениями, приведенными в наших критериях).
Экономическая устойчивость: высокая концентрация экономики, зависящей от конъюнктуры сырьевых рынков, компенсируется сильными показателями государственных финансов
Структура и стабильность экономики.
Наша оценка экономической устойчивости отражает прежде всего умеренный уровень благосостояния, а также концентрацию российской экономики на сырьевых отраслях, особенно на нефтяной промышленности.
После 1998 г. экономика России росла относительно быстрыми темпами. ВВП на душу населения увеличился с $1 331 в 1999 г. до $14 632 в 2013 г. Рост ВВП на душу населения с поправкой на паритет покупательной способности менее значителен, однако повышение благосостояния населения и постепенное увеличение среднего класса в течение последнего десятилетия являются, по нашему мнению, устойчивой тенденцией, которая будет сохраняться и в среднесрочной перспективе.
По нашему мнению, условия, которые способствовали высоким темпам роста в 2000-2008 гг., — в первую очередь рост цен на сырьевые товары, в основном на нефть и газ, — изменились. По нашему мнению, дальнейший значительный рост цен на сырьевые ресурсы маловероятен.
Как следствие, темпы роста российской экономики замедлились в 2013 г. до 1,3% (оценка), и мы полагаем, что в 2014 г. они составят около 0,6%, после чего немного повысятся — в среднем почти до 2% в 2014-2017 гг.
Мы отмечаем многочисленные структурные ограничения и снижение потребительского спроса. Основными факторами, ограничивающими экономический рост в России, традиционно остаются сырьевая направленность экономики, неконкурентоспособность промышленного сектора на мировом рынке и низкие темпы проведения структурных реформ.
В структуре экспорта нефть и нефтепродукты составляют около 50% (с учетом экспорта природного газа и металлов — 80%). К числу других недостатков относятся сильная роль государства в экономике, слабые инвестиционный климат и бизнес-среда, наличие региональных монополий, недостаточно развитая конкурентная среда, высокий уровень воспринимаемой коррупции и неблагоприятная демографическая ситуация.
Кроме того, кризис в отношениях между Россией и Украиной в начале 2014 г. обусловил дополнительные факторы давления на экономику. Так, в отношении нескольких российских государственных служащих и компаний, в том числе банков, были введены экономические санкции.
По нашему мнению, сложившаяся напряженность обусловила ослабление доверия иностранных и российских инвесторов, о чем свидетельствует значительный отток капитала из России в начале 2014 г.
Мы ожидаем, что в средне- и долгосрочной перспективах инвесторы могут пересмотреть свое отношение к инвестициям в российские компании и связанным с ними рисками и это обусловит более жесткие условия заимствования для российских заемщиков.
Гибкость макроэкономической политики.
Показатели государственных финансов России остаются относительно сильными благодаря значительным доходам от сырьевых отраслей (особенно нефтяной), которые обеспечивают почти половину доходов федерального бюджета, но вместе с тем подвергают его рискам, связанным с колебаниями цен на сырьевые товары.
Для снижения этих рисков правительство в 2013 г. ввело бюджетное правило, которое ограничивает объем государственных расходов, основываясь на ценах на нефть в прошлые периоды.
Это позволит аккумулировать бюджетные средства в периоды высоких цен на нефть и использовать их в периоды низких цен, что снижает зависимость фискальной политики от циклических изменений. Эффективность бюджетного правила в долгосрочном плане пока не проверена на практике.
Бюджет расширенного правительства в 2013 г. исполнен с дефицитом в размере 0,6% ВВП. Мы полагаем, что баланс бюджета расширенного правительства будет постепенно ухудшаться и к 2016 г. дефицит достигнет 1,5% ВВП.
Этот показатель будет немного выше целевого уровня, предусмотренного бюджетным правилом, и предполагает среднегодовое изменение долга расширенного правительства на 1,5% ВВП в 2014-2017 гг. Вместе с тем мы отмечаем, что дальнейшее ослабление рубля может оказать негативное влияние на импорт и отсрочить дефицит счета текущих операций или даже позволить избежать его.
В предыдущие десять лет правительство использовало профицит бюджета для сокращения долга и аккумулирования бюджетных активов. Тем не менее мы ожидаем, что с 2014 г. объем обязательств будет немного превышать объем активов, то есть правительство будет нетто-должником.
В то же время очень низкий уровень валового государственного долга (около 11% ВВП в 2013 г.) обусловливает низкий уровень расходов расширенного правительства на процентные выплаты — около 2% доходов.
Политический риск.
Российские политические институты остаются сравнительно слабыми, высокая степень централизации политической власти, в частности на уровне президента, сохраняется, однако это не ухудшает условий операционной деятельности для банков.
Президент Владимир Путин, избранный на третий срок в 2012 г., сохраняет жесткий контроль за происходящим в стране, и мы не видим серьезных угроз устойчивости его правления до окончания срока президентских полномочий. Давление на представителей протестного движения, оппозиции, некоммерческих организаций и либерально настроенной политической элиты усиливается.
Мы не ожидаем, что в пределах нашего горизонта прогнозирования (2014-2015 гг.) правительство будет решительно и эффективно устранять долгосрочные структурные проблемы, которые препятствуют повышению темпов экономического роста: высокий уровень восприятия коррупции, относительно слабое соблюдение принципа верховенства закона, преобладающая роль государства в экономике и неблагоприятный деловой и инвестиционный климат.
По нашему мнению, российская модель государственного капитализма способствует образованию региональных монополий, препятствует развитию конкуренции и обусловливает низкую эффективность экономики.
Рост кредитования в частном секторе.
Мы ожидаем, что кредитование будет расти быстрее, чем экономика в целом: мы прогнозируем его рост в 2014-2015 гг. на уровне 13-17%.
Мы предполагаем, что рост объема розничных кредитов, особенно необеспеченных потребительских кредитов, замедлится до 15-20% в год к 2015 г. в результате корректирующих мер, принятых Центральным банком Российской Федерации (далее — Банк России) в 2013 г., и негативных тенденций в экономике, обусловливающих ограничение роста располагаемых доходов.
Тем не менее мы прогнозируем рост долга домохозяйств с более чем 14% ВВП в 2013 г. до 16-18% в 2014-2015 гг., что по-прежнему оценивается как довольно низкий уровень в международном контексте, однако этот показатель в два раза превышает уровень, продемонстрированный десять лет назад.
Цены на недвижимость.
Мы также предполагаем, что реальные цены на жилую недвижимость в 2014-2015 гг. будут постепенно повышаться. В 2009-2010 гг. под влиянием кризиса цены на жилье в России, резко возросшие ранее, упали примерно на 25-30%. В 2010 г. цены начали повышаться и в результате устойчивого роста почти достигли докризисного уровня.
Тем не менее мы считаем, что этот рост не представляет собой риска для банковского сектора, поскольку в России значительная часть жилой недвижимости приобретается за счет имеющихся денежных средств, а доля ипотечного кредитования по-прежнему относительно невелика, что объясняется высокими процентными ставками и отсутствием долгосрочных ресурсов в национальной валюте.
В начале 2014 г. общий объем выданных жилищных ипотечных кредитов составлял менее 7% совокупного объема кредитов банковского сектора, что оценивается как довольно низкий показатель.
Более значительный риск для российских банков представляют циклические колебания цен на коммерческую недвижимость. В течение прошлого десятилетия российский рынок строительства коммерческой недвижимости переживал бум, и мы полагаем, что значительная часть убытков по кредитам во время кризиса 2008-2009 гг. была связана с коммерческой недвижимостью.
Мы отмечаем возобновление деятельности в этом секторе в 2011-2012 гг. и ожидаем, что подобная тенденция сохранится и в 2014-2015 гг. В то же время мы предполагаем, что темпы роста будут относительно низкими — намного ниже, чем до финансового кризиса 2008 г.
Цены на фондовом рынке.
Россия имеет относительно большой (по сравнению с размерами экономики) фондовый рынок, который, однако, отличается очень высокой концентрацией. Российский фондовый рынок традиционно характеризуется волатильностью и сильной зависимостью от цен на нефть.
С начала 2014 г. фондовый индекс ММВБ упал примерно на 15%, что стало реакцией на возникновение напряженности в отношениях между Россией и Украиной; это обусловило существенное сокращение рыночной капитализации крупных российских банков и корпораций.
Вместе с тем мы считаем, что высокая волатильность фондового рынка не представляет собой значительного риска для банковского сектора, поскольку объем банковских вложений в российские акции сравнительно невелик.
Счет текущих операций и позиция по внешнему долгу.
Подверженность России рискам, связанным с внешнеэкономической деятельностью, оценивается нами как невысокая благодаря значительному объему экспорта энергоносителей и металлов, а объем ее чистых внешних активов превышает объем обязательств.
Россия постоянно имеет профицит по счету текущих операций. В последние годы размер профицита уменьшился в связи с увеличением импорта, однако составил 1,6% ВВП в 2013 г. Мы ожидаем, что он будет постепенно сокращаться.
Являясь нетто-кредитором, при финансировании экономического роста Россия не испытывает чрезмерной зависимости от притока капитала нерезидентов, однако мы отмечаем значительный отток капитала в 2014 г. — более $51 млрд только в I квартале.
Это свидетельствует об ухудшении доверия иностранных и российских инвесторов, а также о повышении рисков в российской экономике. Дальнейший значительный отток капитала может оказать давление на внешнеэкономические показатели России.
В конце I квартала 2014 г. официальные валютные резервы России составляли $486,1 млрд (снизившись с $509,6 млрд по состоянию на начало 2014 г.). Значительное сокращение резервов было обусловлено крупными интервенциями в начале года для стабилизации обменного курса рубля.
Кредитный риск в экономике.
Очень высокий риск в структурном отношении вследствие рисков в сегменте необеспеченного потребительского кредитования и растущих рисков портфеля корпоративных кредитов в результате ухудшения экономической ситуации
Уровень задолженности корпоративного сектора и населения России сравнительно низок, о чем свидетельствует доля банковских кредитов, выданных физическим лицам, предприятиям частного сектора и государственным организациям, в ВВП на уровне почти 53% (по состоянию на конец 2013 г.).
Дополнительные прямые заимствования крупных нефинансовых корпораций (в том числе государственных промышленных компаний) на международных рынках капитала обусловили увеличение задолженности корпоративного сектора на $400 млрд, а банковского сектора — на $215 млрд (данные по состоянию на начало 2014 г.).
Долговой потенциал и фактический уровень долга частного сектора.
Задолженность российских компаний и домохозяйств оценивается как умеренная в международном контексте, однако циклический характер экономики и слабая кредитоспособность многих заемщиков частного сектора подвергают страну намного более высокому риску потерь по кредитам в периоды рецессии по сравнению со зрелыми рынками.
В нашем базовом сценарии мы прогнозируем возможное ухудшение качества кредитных портфелей банков и рост потерь по кредитам в 2014-2015 гг. до 3% (в 2013 г. — 2%), хотя этот уровень, как ожидается, останется ниже, чем после кризиса 2009 г. Доля проблемных кредитов может увеличиться с 6,6% в 2012 г. и 7,1% в 2013 г. до более чем 8% в 2014 г.
Объем задолженности российских компаний, как ожидается, останется стабильным — на уровне 38-40% ВВП в 2014 г. Доля задолженности домохозяйств в ВВП достигла почти 15% в 2013 г. и может увеличиться до 16-17% к 2015 г. (что оценивается как низкий уровень в международном контексте), при этом мы отмечаем ее очень быстрый рост в последние годы (9% в 2010 г. в сравнении с 3% в 2004 г.).
Кроме того, увеличение задолженности домохозяйств в значительной степени происходило за счет агрессивного роста необеспеченных потребительских кредитов, который в 2011-2012 гг. составлял в среднем 38%.
Мы отмечаем, что необеспеченные потребительские кредиты составляют более 60% розничных кредитов банковской системы. Корректирующие меры, принятые Банком России, обусловили снижение темпов роста необеспеченного кредитования до 31% в 2013 г.; по прогнозам, они составят 15-20% к 2015 г.
Агрессивный рост кредитования, отмечавшийся в 2013 г., обусловил усиление кредитных рисков и рост потерь по кредитам. Мы ожидаем, что в 2014 г. качество кредитных портфелей в розничном сегменте может еще больше ухудшиться в результате негативных тенденций экономического развития.
По нашему мнению, наиболее актуальными для банковского сектора могут быть следующие проблемы.
• Кредитование в розничном сегменте приближается к уровню насыщения. Банки, которые стремятся к дальнейшему наращиванию портфелей розничных кредитов в целях увеличения маржи, могут повышать уровень задолженности в расчете на одного заемщика или выдавать кредиты заемщикам, которые ранее не соответствовали критериям андеррайтинга. Обе эти стратегии сопряжены со значительными рисками.
• Негативные тенденции экономического роста будут существенным препятствием для роста располагаемых доходов, что может обусловить невыполнение обязательств по погашению потребительских кредитов.
• В отличие от зрелых рынков, в российском банковском секторе процентные ставки по розничным кредитам (включая ипотечные кредиты) превышают 10%, что увеличивает долговую нагрузку и может привести к быстрому накоплению проблемных кредитов.
• В последнее время показатели задолженности на одного заемщика быстро повышались. В конце 2013 г. средний уровень необеспеченной задолженности на одного заемщика, занятого в экономике страны, достиг 24% среднегодовой заработной платы (18,9% в конце 2011 г., 13,8% в конце 2009 г.). Кроме того, розничные кредиты распределяются неравномерно: значительная доля необеспеченных потребительских кредитов приходится на заемщиков с невысоким уровнем доходов.
• Мы прогнозируем давление на показатели маржи в сегменте розничного кредитования, поскольку регулятор планирует ввести ограничения на уровень процентных ставок по кредитам и привлекаемым депозитам.
Банковское регулирование и надзор.
Мы считаем, что процесс банковского регулирования и надзора в России соответствует тому, что мы наблюдаем во многих зрелых банковских системах, и постепенно улучшается.
Вместе с тем достаточно формалистский подход к банковскому надзору, значительная склонность банков к принятию рисков и некоторые другие недостатки по-прежнему актуальны, что препятствует повышению эффективности банковского регулирования и обусловливает нестабильность сектора. Поэтому наша общая оценка качества банковского регулирования и надзора в России остается «слабой».
Мы отмечаем традиционно высокий уровень практики внутригруппового кредитования и концентрации кредитных портфелей банков на отдельных контрагентах. Некоторые российские компании, включая банки, традиционно имеют сложную структуру собственности и организационную структуру, и эти особенности не в полной мере учтены системой банковского регулирования и надзора.
Кроме того, у Банка России недостаточно практических инструментов для предотвращения принятия финансовыми организациями слишком высоких рисков под влиянием государства или собственников банков. Несмотря на официальный статус Банка России как независимого органа, мы полагаем, что он не защищен от давления или вмешательства со стороны правительства.
Позитивные меры, принятые в банковском регулировании и надзоре в последние годы:
• В 2013 г. Банк России отозвал лицензии у нескольких финансовых организаций по причине недостоверной отчетности, недостаточного объема капитала и осуществления банками сомнительных операций. Во всех случаях Банк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) продемонстрировали профессионализм и предотвратили возможную нестабильность банковского сектора.
• Регулирующие органы продолжают работу по внедрению стандартов Basel III и с 2014 г. планируют введение более строгих требований к капиталу. По нашему мнению, это обусловит постепенное укрепление базы капитала банковского сектора.
• В 2013 г. Банк России принял ряд мер по ограничению роста розничного кредитования, что привело к заметному снижению темпов роста в этом сегменте.
В настоящее время разрабатываются несколько новых нормативных актов, и мы ожидаем, что они будут приняты в ближайшее время. Это окажет дополнительное позитивное влияние на уровень рисков банковского сектора, включая:
• банковское регулирование на консолидированной основе;
• ограничение кредитования связанных сторон;
• составление перечня системно значимых банков и более строгое регулирование и надзор в отношении банков, которые характеризуются большой значимостью для банковской системы;
• усиление контроля над источниками капитала новых акционеров банка, владеющих более чем 10% его капитала.
Качество управления и прозрачность.
Мы оцениваем качество управления и прозрачность российского банковского сектора как слабые. Эта оценка негативно влияет на нашу общую оценку институциональной системы. Низкое качество менеджмента и корпоративного управления является основным недостатком российского банковского сектора, о чем свидетельствуют:
• высокая доля внутригруппового кредитования в некоторых финансовых организациях;
• некоторая доля директивного кредитования, связанного с рядом государственных инфраструктурных проектов, которые финансировались банками (особенно государственными) в последние годы.
Российские банки предоставляют годовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) не реже одного раза в год и публикуют ежемесячную отчетность в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерской отчетности (РСБУ).
Она является достаточно подробной, но в то же время не обеспечивает такого же уровня раскрытия информации, как отчетность по МСФО. Мы также отмечаем существенную разницу в качестве отчетности по МСФО, которую составляют крупные и небольшие банки.
Динамика конкуренции: доминирование государства в банковском секторе, приводящее к искажениям рыночной конкуренции
Склонность к принятию рисков.
Мы оцениваем склонность российских банков к принятию рисков как умеренную. Российские банки по-прежнему ориентируются на основную коммерческую банковскую деятельность и продолжают развивать розничное направление бизнеса, рост которого происходит с достаточно низкой базы.
В целом развитие розничного направления бизнеса способствует диверсификации и повышению качества банковской деятельности в России и, как ожидается, будет продолжаться по мере роста благосостояния населения. Сложные продукты и секьюритизация активов по-прежнему используются крайне ограниченно.
Показатели прибыльности банковского сектора оцениваются как сильные, но распределение прибыли является неравномерным. Показатели операционной маржи до вычета резервов на возможные потери по кредитам относительно высоки (что создает возможность для абсорбирования значительных циклических убытков по кредитным рискам), но мы отмечаем их снижение.
Мы ожидаем, что показатели операционной маржи продолжат снижаться вследствие ослабления способности банков генерировать прибыль и увеличения стоимости фондирования в ближайшие два года.
Стабильность сектора.
На наш взгляд, российский банковский сектор является "как минимум умеренно стабильным". Увеличение доли государственных банков и повышение концентрации рынка — тенденции, которые, как мы ожидаем, сохранятся в ближайшей перспективе.
С нашей точки зрения, вероятность появления на рынке новых участников невысока вследствие очень прочного положения государственных банков, их влияния на ценообразование и существующих барьеров для вхождения на рынок. Показатели прибыльности профильной банковской деятельности в целом по сектору оцениваются как адекватные.
Искажения рыночной конкуренции.
Мы считаем, что доминирование государственных банков искажает рыночную конкуренцию, ограничивая кредитоспособность частных банков. На долю четырех крупнейших государственных банковских групп приходится почти 57% активов системы, и мы прогнозируем возможное увеличение их рыночной доли в ближайшие два года.
Крупнейшие государственные банки имеют привилегированный доступ к фондированию, что создает для них преимущества в ценообразовании и позволяет выбирать наиболее кредитоспособных заемщиков.
Это приводит к усилению давления на другие банки, которые вынуждены работать в сегментах с более высоким уровнем риска, чтобы компенсировать недостаточно высокую маржу. Роль небанковских организаций в финансовом секторе невелика и ограничена проведением специализированных операций.
На наш взгляд, правительство сохранит контрольные пакеты акций в банковском секторе в ближайшие три-пять лет, однако небольшие доли в некоторых государственных банках могут быть проданы.
Начиная со второй половины 2013 г. мы отмечали значительный переток средств клиентов, который позитивно отразился на показателях государственных и крупных частных банков, в то время как небольшие финансовые организации оказались чувствительными к риску, связанному с оттоком депозитов.
Мы считаем эту потенциальную волатильность и концентрацию источников фондирования, характерную для небольших банков, дополнительными рисками. На долю 20 крупнейших вкладчиков небольших банков часто приходится около 50% их совокупных обязательств или более. Эти факторы риска не в полном объеме отражаются в относительно высоких коэффициентах фондирования на уровне банковской системы.
Кроме того, мы отмечаем увеличение доли валютных депозитов в общем объеме депозитов вследствие ослабления рубля и замедления темпов экономического роста. В конце марта 2014 г. доля валютных депозитов в общем объеме депозитов составляла 28,7% (в корпоративном секторе — 36%, в розничном — 20,3%).
Принимая во внимание ограниченную способность банков выдавать кредиты, номинированные в иностранной валюте, мы полагаем, что это обусловит повышение рисков, связанных с несоответствием валютной структуры активов и обязательств, и увеличение стоимости фондирования в результате расходов на хеджирование.
Внешнее фондирование.
В 2007 г. чистая внешняя позиция банковского сектора была отрицательной и достигала пикового уровня — 12% обязательств банковской системы. После кризиса ситуация улучшилась, а зависимость от внешних источников существенно снизилась. В настоящее время банковская система в целом является нетто-кредитором по внешним обязательствам.
По нашим оценкам, в 2014 г. российские заемщики должны будут погасить внешний долг объемом около 90-110 млрд долл. (основной долг и проценты). Принимая во внимание прогнозируемую низкую склонность внешних рынков к принятию рисков, связанных с финансированием российских компаний, мы ожидаем, что российские компании будут обращаться к отечественным банкам для рефинансирования своего долга.
Это может оказать позитивное влияние на российский банковский сектор, поскольку может частично компенсировать слабый спрос на кредиты со стороны корпоративных клиентов.
В то же время мы ожидаем, что от этого выиграют главным образом российские государственные банки и крупнейшие частные финансовые организации, поскольку только у них есть возможности обслуживать крупные российские корпорации со значительными потребностями в фондировании.
С начала 2014 г. мировые финансовые рынки проявляли очень низкий интерес к российским долговым инструментам. Даже до 2014 г. лишь немногие российские банки могли осуществлять заимствования за рубежом.
Мы полагаем, что инвесторы пересмотрят свое отношение к рискам, связанным с финансированием российских компаний, и ожидаем ухудшения условий привлечения финансирования для российских заемщиков в ближайшие несколько лет.
Внутренние рынки заемного капитала.
Внутренние рынки заемного капитала в России относительно малы и недостаточно развиты. Поскольку сегмент институциональных инвесторов остается небольшим по сравнению с размерами экономики страны, заимствования в рублях на период более трех лет остаются сложной задачей.
Мы отмечаем, что большинство выпусков облигаций в национальной валюте предусматривают оферту со сроком исполнения в течение 1-1,5 лет с момента выпуска, в результате чего фактический срок погашения таких облигаций часто значительно короче номинального. Поэтому долгосрочные заимствования в иностранной валюте остаются предпочтительной альтернативой для банков, но приводят к усилению валютных рисков.
В 2013 г. выпуск облигаций частных компаний, зарегистрированных на бирже, и краткосрочных финансовых инструментов (векселей) рос умеренными темпами. Мы ожидаем, что объем выпусков ценных бумаг в 2014 г. будет сравнительно небольшим.
Роль правительства.
Мы оцениваем роль правительства в фондировании банковского сектора как адекватную, однако это не оказывает влияния на нашу оценку фондирования российского банковского сектора в целом. Мы отмечаем, что Банк России по-прежнему предоставляет ликвидность российским банкам в периоды стрессовых ситуаций (см. диаграмму 5).
Объем заимствований банковского сектора у Банка России стабильно увеличивается; в апреле 2014 г. он превысил 5 трлн руб., что эквивалентно 8% ресурсной базы на ту же дату и оценивается как высокий, вызывающий обеспокоенность показатель.
Это одна из причин, по которой мы полагаем, что показатели фондирования банковской системы в целом ухудшаются. В то же время мы считаем, что этот источник фондирования обеспечивает банкам доступ к финансовым ресурсам по адекватной стоимости.
Стратегия прекращения использования такого финансирования от Банка России достаточно неопределенна. Чрезмерное использование преимущественно краткосрочного долга для финансирования роста активов может привести к увеличению разрыва по срокам активов и обязательств.
Мы также отмечаем, что коэффициент использования ценных бумаг, которые могут привлекаться в качестве залога (выше 60%), может повыситься до 70% к концу 2014 г., что значительно ограничивает возможности для потенциального увеличения этого вида заимствований с целью управления ликвидностью.
В частности, государственные банки являются самыми активными игроками на рынке операций РЕПО, а объем их заимствований у Банка России существенно больше, чем у остальных участников банковского сектора.
Банк России неоднократно заявлял о своей готовности предоставлять ликвидность российским банкам в случае необходимости и выдавать кредиты под залог банковских активов, что мы оцениваем как позитивный фактор, обеспечивающий стабильность банковского сектора, — по крайней мере, в течение некоторого времени и при наличии стратегии, предусматривающей сокращение использования банками таких кредитов.
Государственная поддержка
Мы относим Россию к государствам, готовым оказывать поддержку банковскому сектору. После финансового кризиса 2008-2009 гг. правительство предприняло намного более предсказуемые и эффективные — в сравнении с докризисным периодом — действия в отношении финансовых институтов, испытывавших трудности.
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу