9 июля 2014 Saxo Bank Knuthsen Teis
В 1 полугодии 2014 года доходность инвестиций в среднем выше ожиданий
Денежно-кредитная политика США приближается к переломному моменту
Повышение процентных ставок может оказывать повсеместное влияние
В первой половине 2014 быть инвестором было очень даже приятно. Глобальные акции показывали доходность, равную 6,3 процента, где датские – бумаги моей страны – выросли почти на 20 процентов. Эти высокие показатели были дополнены на удивление сильными данными по доходности рынков облигаций: долгосрочные государственные облигации зоны евро в этом году демонстрировали хорошие 9,5 процента (7-10-летние, по данным EFFA) с учётом резкого снижения доходности германских облигаций, а также дальнейшим сужением спреда. Европейские корпоративные облигации наблюдали 5-процентную доходность, а развивающиеся рынки облигаций, которые сильно отставали в прошлом году, вернули некоторые потери. Товарный рынок также вырос по всем направлениям.
Даже если приведенные цифры немного выше ожидаемых, существует также и их «тёмная сторона». Рынок, несомненно, наблюдал «бычью» тенденцию, но здесь не следует упускать тот факт, что она держалась за счёт «защитных» акций. Доходность облигаций была выше аналогичного показателя акций, и только к концу второго квартала последним удалось опередить первых. В группе глобальных акций сектор коммунальных услуг вырос почти вдвое больше – так же как и общий рынок. Сектор предприятий, продающих второстепенные товары и услуги, в этом году пошёл вниз и теперь находится далеко позади рынка товаров массового потребления. Финансовые и промышленные предприятия отстают от организаций сектора здравоохранения. Всё это говорит о том, что «защитные» бумаги таких стран как Дания находятся в первых рядах. Основываясь на этих данных, что ждёт нас во второй половине года?
А что потом?
В прошлом месяце я комментировал тему страха перед долгосрочной стагнацией на Западе (также называемый длительным застоем). Я не думаю, что она на самом деле присутствует. С другой стороны, я считаю, что мы переживаем то, что называется «рецессией баланса», подразумевающей попытки ключевых экономических игроков укреплять свои балансы, подвергнувшиеся негативным корректировкам в результате финансового кризиса. А это отрицательно сказывается на экономическом росте, спросе на кредит и делает инструменты денежно-кредитной политики малоэффективными. Когда балансы будут приведены в норму, экономика вернётся к своему нормальному состоянию.
На мой взгляд, Соединенные Штаты завершили большую часть этого процесса корректировки балансов. Ещё в 2009 году началась работа по регулированию банковской системы, и в течение последних нескольких лет в налогово-бюджетную политику также были внесены изменения. В этом году практически все ключевые сферы экономики движутся вперед: промышленное производство находится на рекордно высоком уровне, уверенность потребителей растёт и сейчас демонстрирует максимальное значение с момента финансового кризиса. Рынок жилья также наблюдает улучшение. Занятость в настоящее время на историческом максимуме, а показатель безработицы может опуститься ниже «нормального» уровня уже этим летом. Естественно, что заработная плата и инфляция показывают рост.
Тогда зачем, спрашивается, Федрезерв до сих пор продолжает вести такую экспансионистскую политику? Речь идёт не только о ставках, близких к нулю, но также и о сворачивании программы количественного смягчения (QE3). Напомним, что на сегодняшний день общий объём ежемесячных покупок гособлигаций и ценных бумаг, обеспеченных ипотечными облигациями, составляет 35 миллиардов долларов США. проблема дала о себе знать во время июньского заседания Федерального комитета по операциям на открытом рынке (FOMC), когда сторонница лагеря «голубей» и председатель ФРС Джанет Йеллен (Janet Yellen) вновь смягчила опасения рынка в отношении повышения процентных ставок. Понизив прогноз по долгосрочному уровню процентных ставок, она тем самым подтвердила предположения о длительном застое.
Ситуация, в общем-то, из ряда вон выходящая. Рынок пророчит гораздо более медленные темпы роста федеральных резервных фондов в следующие два года, нежели того ожидает Федрезерв (предположительно, в конце 2016 года ставка будет на уровне 1,6 процента, согласно прогнозу Федрезерва – 2,5 процента).
Вполне закономерно, что Федрезерв будет пытаться соответствовать рыночным ожиданиям как можно дольше и настолько точно, насколько это возможно, и особенно из-за того, чтобы н повторить опыта прошлого лета, когда рынки находились в постоянном страхе перед сворачиванием QE. Как бы там ни было, необходимость в нормализации денежно-кредитной политики, а также последствия этого не стоит исключать. Когда и если рынок возьмётся за это дело, многого можно ожидать. Во-первых, доходность долгосрочных облигаций должна вновь повыситься, и здесь вполне разумно ожидать, что доходность 10-летних облигаций в конце года вернётся к уровню, с которого и начинала: выше 3 процентов. Рост доходности облигаций также может оживить ряд кроссов с долларом США, впавших в спячку. И, наконец, повышающиеся процентные ставки могут оказать давление на кредитные спреды. Что касается фондовых рынков, то им придётся выбирать: трястись от страха перед ростом процентных ставок или же предвкушать радость устойчивого экономического роста. В общем пищи для толков будет предостаточно.
Европа отстаёт на три года
Ситуация с Европой отлична от США, учитывая, что Европейский центральный банк принял решение сократить процентные ставки в июне. События развиваются по-разному ввиду последствий медленного урегулирования кризиса в Европе. С точки зрения макроэкономики, в США пик кризиса пришёлся на 2009 год, тогда как в зоне евро вплоть до 2012 года ничего подобного не наблюдалось. Эта разница во времени довольно обычна. Например, в США разгар кризиса случился в 1990 году, в Европе же – в 1992 г. Обоим потребовалось минимум как пять лет на восстановление. Так, это можно соотнести с историей США, начиная с 2009 г.
Если согласиться с тем, что Европа достигла самой низкой точки спада, то можно набросать примерную схему развития событий. Доходность облигаций Германии – безрисковая ставка в Европе – уже упала до минимума в 2012 году. С тех дней практически все премии за риск значительно сократились, наблюдалось уменьшение разницы как процентных ставок среди периферийных стран, так и кредитных спредов. Результат превзошёл нормальные уровни. Есть основание считать, что этот процесс близится к своему завершению.
Опасения дефляции в Европе преувеличены. Общее снижение инфляции за последние три года составило 80 процентов, что было вызвано падением цен на энергию и продукты питания. В настоящее время данный эффект сходит на нет и в ближайшие месяцы на подходе более высокая, хотя и умеренная инфляция. Увеличение процентной безрисковой ставки будет служить тормозом устойчивого снижения кредитных спредов и, следовательно, существенной прибыли корпоративных облигаций. Как бы там ни было, в отличие от США, давление на процентные ставки остаётся умеренным, особенно потому, что в течение нескольких последующих лет ЕЦБ, вероятно, будет удерживать краткосрочные ставки на уровне, близком к нулю. Наконец, стоит учесть возможности слабого EUR стимулировать рост циклических секторов фондового рынка.
Заключение
Наша модель экономического цикла помещает нас в условия так называемого экономического роста. Этот период, как правило, характеризуется положительным доходом от рисковых активов и более высокой прибылью от акций, нежели облигаций. Следовательно, в этом году мы придерживаемся перевеса акций относительно облигаций, а также отдаём предпочтение высокодоходному кредиту. Я по-прежнему считаю, что сочетание экономического роста, низкой инфляции и высокой адаптивной денежно-кредитной политики будет прочной основой для финансовой прибыли в этом году. Тем не менее, не помешало бы быть готовыми к осеннему шторму, который может пошатнуть позиции финансовой среды, которую мы привыкли воспринимать как некую данность. Несмотря на преобладание «бычьей» тенденции, именно «защитные» акции находятся у руля финансового рынка в этом году. Это говорит, возможно, о том, что большинство участников рынка всё-таки понимает, что грядут изменения.
http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Денежно-кредитная политика США приближается к переломному моменту
Повышение процентных ставок может оказывать повсеместное влияние
В первой половине 2014 быть инвестором было очень даже приятно. Глобальные акции показывали доходность, равную 6,3 процента, где датские – бумаги моей страны – выросли почти на 20 процентов. Эти высокие показатели были дополнены на удивление сильными данными по доходности рынков облигаций: долгосрочные государственные облигации зоны евро в этом году демонстрировали хорошие 9,5 процента (7-10-летние, по данным EFFA) с учётом резкого снижения доходности германских облигаций, а также дальнейшим сужением спреда. Европейские корпоративные облигации наблюдали 5-процентную доходность, а развивающиеся рынки облигаций, которые сильно отставали в прошлом году, вернули некоторые потери. Товарный рынок также вырос по всем направлениям.
Даже если приведенные цифры немного выше ожидаемых, существует также и их «тёмная сторона». Рынок, несомненно, наблюдал «бычью» тенденцию, но здесь не следует упускать тот факт, что она держалась за счёт «защитных» акций. Доходность облигаций была выше аналогичного показателя акций, и только к концу второго квартала последним удалось опередить первых. В группе глобальных акций сектор коммунальных услуг вырос почти вдвое больше – так же как и общий рынок. Сектор предприятий, продающих второстепенные товары и услуги, в этом году пошёл вниз и теперь находится далеко позади рынка товаров массового потребления. Финансовые и промышленные предприятия отстают от организаций сектора здравоохранения. Всё это говорит о том, что «защитные» бумаги таких стран как Дания находятся в первых рядах. Основываясь на этих данных, что ждёт нас во второй половине года?
А что потом?
В прошлом месяце я комментировал тему страха перед долгосрочной стагнацией на Западе (также называемый длительным застоем). Я не думаю, что она на самом деле присутствует. С другой стороны, я считаю, что мы переживаем то, что называется «рецессией баланса», подразумевающей попытки ключевых экономических игроков укреплять свои балансы, подвергнувшиеся негативным корректировкам в результате финансового кризиса. А это отрицательно сказывается на экономическом росте, спросе на кредит и делает инструменты денежно-кредитной политики малоэффективными. Когда балансы будут приведены в норму, экономика вернётся к своему нормальному состоянию.
На мой взгляд, Соединенные Штаты завершили большую часть этого процесса корректировки балансов. Ещё в 2009 году началась работа по регулированию банковской системы, и в течение последних нескольких лет в налогово-бюджетную политику также были внесены изменения. В этом году практически все ключевые сферы экономики движутся вперед: промышленное производство находится на рекордно высоком уровне, уверенность потребителей растёт и сейчас демонстрирует максимальное значение с момента финансового кризиса. Рынок жилья также наблюдает улучшение. Занятость в настоящее время на историческом максимуме, а показатель безработицы может опуститься ниже «нормального» уровня уже этим летом. Естественно, что заработная плата и инфляция показывают рост.
Тогда зачем, спрашивается, Федрезерв до сих пор продолжает вести такую экспансионистскую политику? Речь идёт не только о ставках, близких к нулю, но также и о сворачивании программы количественного смягчения (QE3). Напомним, что на сегодняшний день общий объём ежемесячных покупок гособлигаций и ценных бумаг, обеспеченных ипотечными облигациями, составляет 35 миллиардов долларов США. проблема дала о себе знать во время июньского заседания Федерального комитета по операциям на открытом рынке (FOMC), когда сторонница лагеря «голубей» и председатель ФРС Джанет Йеллен (Janet Yellen) вновь смягчила опасения рынка в отношении повышения процентных ставок. Понизив прогноз по долгосрочному уровню процентных ставок, она тем самым подтвердила предположения о длительном застое.
Ситуация, в общем-то, из ряда вон выходящая. Рынок пророчит гораздо более медленные темпы роста федеральных резервных фондов в следующие два года, нежели того ожидает Федрезерв (предположительно, в конце 2016 года ставка будет на уровне 1,6 процента, согласно прогнозу Федрезерва – 2,5 процента).
Вполне закономерно, что Федрезерв будет пытаться соответствовать рыночным ожиданиям как можно дольше и настолько точно, насколько это возможно, и особенно из-за того, чтобы н повторить опыта прошлого лета, когда рынки находились в постоянном страхе перед сворачиванием QE. Как бы там ни было, необходимость в нормализации денежно-кредитной политики, а также последствия этого не стоит исключать. Когда и если рынок возьмётся за это дело, многого можно ожидать. Во-первых, доходность долгосрочных облигаций должна вновь повыситься, и здесь вполне разумно ожидать, что доходность 10-летних облигаций в конце года вернётся к уровню, с которого и начинала: выше 3 процентов. Рост доходности облигаций также может оживить ряд кроссов с долларом США, впавших в спячку. И, наконец, повышающиеся процентные ставки могут оказать давление на кредитные спреды. Что касается фондовых рынков, то им придётся выбирать: трястись от страха перед ростом процентных ставок или же предвкушать радость устойчивого экономического роста. В общем пищи для толков будет предостаточно.
Европа отстаёт на три года
Ситуация с Европой отлична от США, учитывая, что Европейский центральный банк принял решение сократить процентные ставки в июне. События развиваются по-разному ввиду последствий медленного урегулирования кризиса в Европе. С точки зрения макроэкономики, в США пик кризиса пришёлся на 2009 год, тогда как в зоне евро вплоть до 2012 года ничего подобного не наблюдалось. Эта разница во времени довольно обычна. Например, в США разгар кризиса случился в 1990 году, в Европе же – в 1992 г. Обоим потребовалось минимум как пять лет на восстановление. Так, это можно соотнести с историей США, начиная с 2009 г.
Если согласиться с тем, что Европа достигла самой низкой точки спада, то можно набросать примерную схему развития событий. Доходность облигаций Германии – безрисковая ставка в Европе – уже упала до минимума в 2012 году. С тех дней практически все премии за риск значительно сократились, наблюдалось уменьшение разницы как процентных ставок среди периферийных стран, так и кредитных спредов. Результат превзошёл нормальные уровни. Есть основание считать, что этот процесс близится к своему завершению.
Опасения дефляции в Европе преувеличены. Общее снижение инфляции за последние три года составило 80 процентов, что было вызвано падением цен на энергию и продукты питания. В настоящее время данный эффект сходит на нет и в ближайшие месяцы на подходе более высокая, хотя и умеренная инфляция. Увеличение процентной безрисковой ставки будет служить тормозом устойчивого снижения кредитных спредов и, следовательно, существенной прибыли корпоративных облигаций. Как бы там ни было, в отличие от США, давление на процентные ставки остаётся умеренным, особенно потому, что в течение нескольких последующих лет ЕЦБ, вероятно, будет удерживать краткосрочные ставки на уровне, близком к нулю. Наконец, стоит учесть возможности слабого EUR стимулировать рост циклических секторов фондового рынка.
Заключение
Наша модель экономического цикла помещает нас в условия так называемого экономического роста. Этот период, как правило, характеризуется положительным доходом от рисковых активов и более высокой прибылью от акций, нежели облигаций. Следовательно, в этом году мы придерживаемся перевеса акций относительно облигаций, а также отдаём предпочтение высокодоходному кредиту. Я по-прежнему считаю, что сочетание экономического роста, низкой инфляции и высокой адаптивной денежно-кредитной политики будет прочной основой для финансовой прибыли в этом году. Тем не менее, не помешало бы быть готовыми к осеннему шторму, который может пошатнуть позиции финансовой среды, которую мы привыкли воспринимать как некую данность. Несмотря на преобладание «бычьей» тенденции, именно «защитные» акции находятся у руля финансового рынка в этом году. Это говорит, возможно, о том, что большинство участников рынка всё-таки понимает, что грядут изменения.
http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу