Мы принимаем реальность такой, какой нам ее преподносят? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Мы принимаем реальность такой, какой нам ее преподносят?

Бессмертная цитат Н. Михалкова пришла на ум в очередной раз, когда мы прочли сообщение о предполагаемом размещении Группой ВТБ привилегированных акций в пользу Российской Федерации
17 июля 2014 УК «Арсагера»

Бессмертная цитат Н. Михалкова пришла на ум в очередной раз, когда мы прочли сообщение о предполагаемом размещении Группой ВТБ привилегированных акций в пользу Российской Федерации. Слухи об этом ходили уже давно, однако мы уже не пытаемся понять действия банка в сфере модели управления акционерным капиталом (МУАК) (это остановка уже давно позади), а хотим акцентировать внимание читателей на том, как эта новость подается банком и комментируется аналитиками.

Напомним, что в кризис 2008-2009 гг. банк получил субординированный кредит на 200 млрд руб., от Внешэкономбанка в рамках поддержки национальной экономики. Также стоит отметить, что власти разрешили крупнейшим банкам конвертировать антикризисные кредиты от ВЭБа в привилегированные акции, чтобы те смогли увеличить капитал первого уровня и тем самым удовлетворить возросший спрос на кредиты со стороны компаний, которые в условиях санкций в отношении России не могут занимать на рынках капитала. Дело оставалось за малым – определить, на каких условиях произойдет эта конвертация.

Мы, затаив дыхание, ждали аргументированного изложения Советом директоров банка условий конвертации. Вместо этого в официальном пресс-релизе увидели следующее:

«В связи с тем, что ВТБ впервые размещает именные привилегированные акции, Наблюдательный совет банка утвердил цену размещения в размере эквивалентной их номинальной стоимости, равной 1 (одна) копейка».

Напомним, что согласно статье 77 закона «Об акционерных обществах» в случае, когда цена размещения эмиссионных ценных бумаг определяется решением совета директоров, она должна определяться исходя из рыночной стоимости. Совет директоров для целей проведения допэмиссии может (но не обязан!) привлечь независимого оценщика. Таким образом, при определении цены допэмиссии совет директоров компании (как люди, которые в силу своих позиций в обществе должны обладать максимальными компетенциями в части особенностей управления акционерным капиталом) получает карт-бланш. Именно их мнение относительно рыночности цены станет определяющим при определении цены размещения акций. В этой связи акционеры банка вправе были ожидать более проработанного подхода или хотя бы выполнения одного из основных правил МУАК: цена допэмиссии не должна быть ниже балансовой цены акции, что позволит не допустить размытия данного показателя для текущих акционеров. Но Совет директоров с легкостью проигнорировал этот постулат. Правда, после предыдущей допэмиссии, в рамках которой происходило размещение обыкновенных акций ниже баланса, нас уже не особо удивляет это обстоятельство. Но уровень формулировки принятого решения тем не менее поражает. И в самом деле, к чему такие сложности с определением рыночной цены? Можно ведь сослаться на отсутствие прецедентов выпуска привилегированных акций в обществе. И неважно что у всех текущих акционеров банка в очередной раз размоется балансовая стоимость акции. Главное, достичь заветных валовых показателей любой ценой. Этот мем четко прослеживается в следующем абзаце пресс-релиза:

«Данное решение окажет положительное влияние на деятельность ВТБ. Мы сможем активнее кредитовать стратегические отрасли экономики, предприятия малого и среднего бизнеса, а также в дальнейшем увеличить капитал банка путем привлечения субординированных инструментов. Уверен, что это решение окажет положительное влияние на всю экономику России».
Андрей Костин,
Президент – председатель правления ВТБ

Таким образом, мы вновь имеем дело с обществом, для которого самое важное – процесс ради процесса. Уже забыто, что основная цель публичного АО – получение прибыли и рост акционерной стоимости. По крайней мере, именно это обещали акционерам во время всех дополнительных эмиссий акций банка. А ведь можно было хотя бы раз сделать все красиво: нужно увеличить уставный капитал? Сделайте это грамотно, не в ущерб текущим акционерам банка и, прежде всего, государству. Они и так уже заплатили своими деньгами за прорву плохих кредитов, за непомерно раздутый штат и бешенные зарплаты и все ради амбиций банка. Почему текущие акционеры, а именно в их и только в их интересах должен работать менеджмент общества в очередной раз должны мириться с размытием балансовой стоимости акции?

Но самое удивительное в этом – то, как комментируют данный шаг внешняя среда. Мы уже давно не ждем объективной оценки параметров допэмиссии со стороны самого банка (похоже разделить пару цифр друг на друга – задача сродни двенадцати подвигам Геракла). Но о чем думают «профессиональные аналитики», когда говорят о выгодности такой операции для текущих акционеров? Понимают ли они, что такое балансовая стоимость акции и ее значение для оценки компаний? Знают ли, как подобная операция скажется на ROE? Учитывают ли тот факт, что прибыль банка теперь будет делиться среди большего количества акций (отдельно будет интересно посмотреть, как будут прописаны права акционеров-владельцев привилегированных акций)? Или все это не имеет никакого значения?

Если целый день с экрана телевизора людям твердить, что машинное масло вкуснее бананов, наверное, найдутся те, кто начнет в это верить. Применительно к нашему фондовому рынку, похоже, критическая масса таких людей уже формируется, и это временами рождает чувство апатии. Но мы верим, что на рынке остаются те, кто в состоянии, не поддаваясь на победные реляции официальных пресс-релизов эмитентов, критически осмысливать происходящие корпоративные действия. Для них мы трудимся и отстаиваем свою точку зрения, ведь счастье – это когда тебя понимают. А, значит, голос таких людей будет слышен….пусть даже и не такой громкий, как у сэра Генри…

http://www.arsagera.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter