11 сентября 2014 Инвесткафе Нигматуллин Тимур
Прошедшие восемь месяцев нынешнего года явно оказались не лучшим временем для котировок акций российских ИТ- и медиакомпаний на иностранных площадках. За этот период капитализация Яндекса просела на 28%, Mail.Ru Group стала дешевле на 34%, а CTC Media потеряла 32%. Для сравнения: индекс NASDAQ Composite за тот же срок поднялся почти на 10%, а российский ММВБ вырос примерно на 0,1%.
Источник: данные Yahoo finance.
Понятно, что отчасти опережающее бенчмарки снижение котировок обусловлено тем, что валютные риски исторически несет инвестор. Логично, что, если валютная пара USD/RUB потеряла 13,5% с начала текущего года, иностранные инвесторы учли этот факт и заложили его в рыночную цену активов. Но как тогда объяснить падение еще примерно на 15-20% сверх тех упомянутых 13,5%, обусловленных валютными рисками?
Я считаю, что здесь сказались уже фундаментальные факторы, непосредственно влияющие на бизнес вышеперечисленных компаний. Дело в том, что в большинстве случаев при выходе на IPO представители этого сектора позиционировались как быстрорастущий бизнес и, соответственно, получали высокие рыночные оценки. Например, даже после значительного падения текущее P/E Яндекса находится на уровне 23, QIWI — 27 и даже СТС Media — 9,6. Для сравнения: по данным Thompson Reuters, P/E российского рынка сейчас не дотягивает даже до 6.
Между тем внешние монетарные факторы в виде сворачивания QE3 в США, известные геополитические события и застопорившиеся институциональные реформы постепенно стали приводить к ухудшению экономической конъюнктуры в стране. Напомню, что в 2011 году ВВП РФ вырос на 4,3%, а в 2013-м — только на 1,3%. Если взглянуть на динамику номинального ВВП (грубо говоря, это базовый показатель без корректировок на инфляцию), то он тоже ощутимо замедлился: в 2013 году он прибавил 7,3%, а в 2011-м — 20,9%.
Динамика реального и номинального ВВП РФ, % г/г
Источник: данные Росстата, инфографика Инвесткафе.
Динамика номинального ВВП влияет на формирование выручки почти всего бизнеса в стране. Санкционные войны, удорожание кредитов и другие факторы вызывают сокращение прибыли компаний. В таких сложных условиях им приходится активно сокращать операционные издержки. Первое же, что обычно урезают в целях экономии, — это маркетинговые расходы в целом и рекламные в частности. Собственно, похоже, этим и обусловлено резкое замедление темпов роста всего рынка рекламы в РФ в последние годы, которое крайне негативно сказывается на перспективах развития быстрорастущих компаний, работающих в сегментах медиа и ИТ.
Динамика роста сегментов рынка интернет-рекламы, г/г
Источник: НИУ ВШЭ, АКАР, расчеты Инвесткафе.
Источник: НИУ ВШЭ, АКАР, расчеты Инвесткафе.
Впрочем, степень негативного эффекта для разных компаний сектора, на мой взгляд, все-таки сильно варьируется. Судя по приведенным выше графикам, сейчас наибольший урон от сокращения рекламных бюджетов несут такие традиционные виды рекламы, как медийная — через Интернет, а также через эфирные телеканалы и радио. При этом контекстная интернет-реклама также находится под ударом, но эффект низкой базы и продолжающийся рост числа пользователей ШПД пока компенсируют потери.
По моему мнению, в дальнейшем наибольший урон от снижения темпов роста рекламного рынка понесет СТС, почти вся выручка которой генерируется за счет телерекламы. Также неблагоприятна современная ситуация для Mail.Ru Group, которой медийная реклама приносит 20% выручки, а контекстная — только 14%. Меньше пострадает Яндекс, в структуре совокупной выручки которого на контекстную рекламу приходится 90%. Котировки ведущего отечественного поисковика вполне способны даже отыграть излишне эмоциональные распродажи последних месяцев.
Целевая цена по акциям Яндекса составляет $40,8, по Mail.Ru Group Ltd. — $27,3 за GDR, а ADR СТС Медиа находятся на пересмотре в ожидании окончания текущего геополитического кризиса в связи с их структурой собственности.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Источник: данные Yahoo finance.
Понятно, что отчасти опережающее бенчмарки снижение котировок обусловлено тем, что валютные риски исторически несет инвестор. Логично, что, если валютная пара USD/RUB потеряла 13,5% с начала текущего года, иностранные инвесторы учли этот факт и заложили его в рыночную цену активов. Но как тогда объяснить падение еще примерно на 15-20% сверх тех упомянутых 13,5%, обусловленных валютными рисками?
Я считаю, что здесь сказались уже фундаментальные факторы, непосредственно влияющие на бизнес вышеперечисленных компаний. Дело в том, что в большинстве случаев при выходе на IPO представители этого сектора позиционировались как быстрорастущий бизнес и, соответственно, получали высокие рыночные оценки. Например, даже после значительного падения текущее P/E Яндекса находится на уровне 23, QIWI — 27 и даже СТС Media — 9,6. Для сравнения: по данным Thompson Reuters, P/E российского рынка сейчас не дотягивает даже до 6.
Между тем внешние монетарные факторы в виде сворачивания QE3 в США, известные геополитические события и застопорившиеся институциональные реформы постепенно стали приводить к ухудшению экономической конъюнктуры в стране. Напомню, что в 2011 году ВВП РФ вырос на 4,3%, а в 2013-м — только на 1,3%. Если взглянуть на динамику номинального ВВП (грубо говоря, это базовый показатель без корректировок на инфляцию), то он тоже ощутимо замедлился: в 2013 году он прибавил 7,3%, а в 2011-м — 20,9%.
Динамика реального и номинального ВВП РФ, % г/г
Источник: данные Росстата, инфографика Инвесткафе.
Динамика номинального ВВП влияет на формирование выручки почти всего бизнеса в стране. Санкционные войны, удорожание кредитов и другие факторы вызывают сокращение прибыли компаний. В таких сложных условиях им приходится активно сокращать операционные издержки. Первое же, что обычно урезают в целях экономии, — это маркетинговые расходы в целом и рекламные в частности. Собственно, похоже, этим и обусловлено резкое замедление темпов роста всего рынка рекламы в РФ в последние годы, которое крайне негативно сказывается на перспективах развития быстрорастущих компаний, работающих в сегментах медиа и ИТ.
Динамика роста сегментов рынка интернет-рекламы, г/г
Источник: НИУ ВШЭ, АКАР, расчеты Инвесткафе.
Источник: НИУ ВШЭ, АКАР, расчеты Инвесткафе.
Впрочем, степень негативного эффекта для разных компаний сектора, на мой взгляд, все-таки сильно варьируется. Судя по приведенным выше графикам, сейчас наибольший урон от сокращения рекламных бюджетов несут такие традиционные виды рекламы, как медийная — через Интернет, а также через эфирные телеканалы и радио. При этом контекстная интернет-реклама также находится под ударом, но эффект низкой базы и продолжающийся рост числа пользователей ШПД пока компенсируют потери.
По моему мнению, в дальнейшем наибольший урон от снижения темпов роста рекламного рынка понесет СТС, почти вся выручка которой генерируется за счет телерекламы. Также неблагоприятна современная ситуация для Mail.Ru Group, которой медийная реклама приносит 20% выручки, а контекстная — только 14%. Меньше пострадает Яндекс, в структуре совокупной выручки которого на контекстную рекламу приходится 90%. Котировки ведущего отечественного поисковика вполне способны даже отыграть излишне эмоциональные распродажи последних месяцев.
Целевая цена по акциям Яндекса составляет $40,8, по Mail.Ru Group Ltd. — $27,3 за GDR, а ADR СТС Медиа находятся на пересмотре в ожидании окончания текущего геополитического кризиса в связи с их структурой собственности.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу