14 сентября 2014 Вести Экономика
Американский журнал Foreign Policy (FP), основанный в 1970 г. политологом Самюэлем Хантингтоном ("Cтолкновение цивилизаций") и дипломатом Уорреном Маншелем при поддержке Фонда Карнеги, опубликовал статью бывшего сотрудника Госдепартамента США Джоша Коэна Ukraine Can't Afford the IMF's 'Shock Therapy'.
Коэн контролировал реализацию программ МВФ в странах бывшего социалистического блока, и, по его оценкам, предписанные Украине меры вполне сравнимы с политикой "шоковой терапии", которая оказала крайне негативное влияние на экономику стран, которые попросили у МВФ финансовой помощи и согласились на их выполнение. Коэн считает, что кредитная программа МВФ – это "подарок в 17 млрд долларов, который разрушит Украину".
Ukraine Can't Afford the IMF's 'Shock Therapy'
"На Востоке Украины продолжаются военные действия, несмотря на попытки со стороны сепаратистов и украинской армии добиться прекращения огня. Но даже если враждующим сторонам удастся заключить долгосрочное перемирие, в Киеве при этом продолжат вести другую, возможно, не менее важную битву – за экономику страны. К сожалению, президент Петр Порошенко рубит сук, на котором сидит.
Правительство Украины продолжает проводить жесткие экономические реформы, которые были согласованы с МВФ в апреле в обмен на кредит в размере 17 млрд долларов. В самом фонде уже хвалили Киев за "решительную экономическую программу". Однако выполнение условий кредита, вкупе с политическим и экономическим кризисом на Украине, приведет страну к катастрофе.
Мы уже видели это раньше. В 1990-е я работал в Агентстве США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID) – в отделе, задачей которого было оказание помощи в проведении проектов экономических реформ в бывшем Советском Союзе.
Я имел возможность оценить те меры "жесткой экономии", выполнение которых сегодня требуют от Украины. Это был стандартный набор программ для стран, оказавшихся в экономическом кризисе. Ведущие финансовые институты США, такие как МВФ, Всемирный банк и Госдепартамент США, тогда предписывали эти реформы как лекарство на все случаи. Они почти никогда и никому не помогали. Российские реформы стали одним из классических примеров. В разгар серьезных политических потрясений, вызванных распадом СССР, неолиберальные реформаторы, которых поддерживал Запад, начали проводить так называемую "политику шоковой терапии". Она предполагала отмену контроля над ценами, а также существенные сокращения в государственных затратах и субсидиях.
В результате произошел обвал ВВП, а темпы инфляции в среднем выросли до 20% в месяц. Около 55% граждан России оказались за чертой бедности. В высших политических кругах начало зреть недовольство реформами. Вице-президент страны Александр Руцкой, назвавший реформы "геноцидом" населения России, возглавил неудавшуюся попытку сместить президента Бориса Ельцина в 1993 г. Текущий политический кризис на Украине, конечно, отличается от того, через что прошла Россия в 1990-е. Однако решение Киева о проведении аналогичных болезненных мер по сокращению расходов во время обострения собственных политических проблем обречено на такой же провал, что приведет к усилению нестабильности и кризисных явлений в стране, которая за последний годы с лихвой испытала и то и другое.
Это не значит, что Украина не должна пытаться проводить реформы. С самого момента обретения независимости в 1991 г. страна не может избавиться от коррупции, не удается наладить эффективное руководство. В результате Украина показала худшие экономические результаты из всех стран бывшего Советского Союза. Реформы, которые снизят коррупцию и сократят государственные расходы, и субсидии необходимы для Украины, если она хочет когда-либо достичь своего полноценного экономического потенциала. Тем не менее в условиях коллапса экономики и продолжения войны Киеву гораздо больше необходима стабильность, нежели шоковая терапия.
Сейчас украинская экономика находится буквально в свободном падении. Первоначальные оценки спада ВВП на 5% в 2014 г. в МВФ были пересмотрены в сторону более низких значений, теперь эксперты ожидают падения ВВП на 6,5%. Ряд экспертов ожидают еще более глубокой рецессии, прогнозируя, что обвал украинской экономики в этом году может составить 10%.
Предполагалось, что кредит МВФ поможет Украине сбалансировать бюджет и позволит Киеву продолжать выплаты по долгам по мере наступления сроков их погашения. Однако в фонде теперь говорят о том, что дефицит украинского бюджета будет заметно выше, чем ожидалось ранее, из-за резкого увеличения военных расходов, а также снижения налоговых поступлений, так как налоговая база продолжает сокращаться на фоне спада экономики. В МВФ признают, что Украине может понадобиться еще 19 млрд долларов в течение следующих 16 месяцев.
Парадокс ситуации состоит в том, что, несмотря на продолжающийся в стране экономический кризис, одним из условий уже предоставленного кредита МВФ является проведение ряда реформ, которые только ускорят коллапс экономики и снизят покупательную способность обычных украинцев.
В фонде ждут от украинских властей быстрого сокращения расходных статей бюджета для снижения его дефицита. Чтобы выполнить это требование, в Киеве уже приняли ряд законов, в рамках которых были повышены тарифы для населения и налоги на недвижимость, снижены бюджетные затраты на поддержку пенсионеров и госслужащих, заморожен размер минимальной оплаты труда и сокращены зарплаты бюджетников.
Еще одна цель реформ МВФ – энергетический сектор. МВФ ожидает от властей Украины в 2014 г. повышения потребительских тарифов на природный газ и отопление на 56% и 40% соответственно. При этом в следующие три года – с 2015 по 2017 гг. – тарифы должны ежегодно повышаться в среднем еще на 20-40%.
Одновременно с резким ростом цен на газ государственные субсидии по газу для потребителей в течение следующих 2 лет будут полностью свернуты. С учетом того, что с июня 2014 г. Россия прекратила поставки газа Украине в результате споров из-за долгов по оплате, украинским потребителям, возможно, придется столкнуться с дальнейшим увеличением тарифов, если только Киев не сможет получать газ из других источников.
И наконец, Национальный банк Украины ввел плавающий курс национальной валюты, отказавшись от фиксированного курса гривны к доллару. Из-за этого гривна потеряла более чем 40% своей стоимости в текущем году, многие украинские компании и потребители испытывают серьезные трудности с обслуживанием долларовых кредитов. Всей банковской системе Украины угрожает полномасштабный дефолт.
Эта гремучая смесь из повышения налогов и энергетических затрат вместе со снижением зарплат и социальных расходов, а также растущей инфляции скорее напоминает попытки провести эвтаназию украинской экономике, нежели стремление помочь возвращению экономического роста. В апреле 2014 г. в рамках опроса общественного мнения, проведенного USAID, большинство украинцев заявили, что выступают против повышения цен и тарифов на электроэнергию. Политические последствия проведения реформ жесткой экономии в таких условиях могут оказаться непредсказуемыми.
Запад мог бы помочь Украине пройти через этот экономический кризис. В ряде СМИ, в частности в статье Bloomberg "Шоковая терапия может травмировать Украину", уже было отмечено, что "МВФ пытается найти экономическое решение геополитических проблем Украины".
Решение Киева о проведении подобных реформ в разгар ожесточенной гражданской войны представляется авантюрой как по финансовым, так и по политическим причинам: для войны нужно много денег. Президент Порошенко уже объявил о дополнительных военных расходах в 3 млрд долларов. С учетом того, что объем второго транша МВФ составляет 1,4 млрд долларов, выделение новых средств на военные расходы, скорее всего, не позволит Украине достичь поставленных в МВФ бюджетных целей.
При этом политические проблемы, которые связаны с шоковой терапией, являются еще более серьезными для Украины. Программа бюджетной экономии еще больше оттолкнет от Киева граждан Донбасса – неспокойного региона на востоке страны, где продолжается наиболее ожесточенное противостояние. Если Украине когда-либо удастся вернуть свою целостность, люди, проживающие в восточном регионе страны, должны увидеть, что Киев слышит их голос и учитывает их мнение и опасения.
К сожалению, до сих пор киевские власти делают все с точностью до наоборот. После применения мер бюджетной экономии промышленное производство в июле в Донецке упало на 29%, в Луганске – на 56%. Донбасс является промышленно развитым регионом, однако МВФ требует от Киева сокращения значительных энергетических субсидий, которые ранее предоставлялись многочисленным заводам и шахтам, построенным в советское время. Это означает, что экономике региона сейчас угрожает двойной удар – от войны и от сокращения финансовой поддержки государства. В результате это может привести к повышению безработицы на Донбассе. Люди вряд ли расценят это как стремление Киева наладить с ними диалог.
Украинским властям необходимо осознать, что политическая стабильность важнее проведения реформ бюджетной экономии. При этом любые экономические реформы должны также включать в себя реструктуризацию долгов страны.
В исследовании МВФ, проведенном в 2012 г., было отмечено, что, несмотря на длительные отсрочки в переговорах, инвесторы в странах с формирующейся рыночной экономикой в большинстве случаев находят общий язык с должниками. На будущих переговорах с иностранными кредиторами в Киеве должны учесть прецеденты прошлого. Реструктуризация долга будет наиболее логичным путем, по которому будет следовать Украина".
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу