15 сентября 2014 Saxo Bank Pope Stephen
Популярная мера пришла слишком поздно, не хватало агрессии
Госрасходы для возрождения экономики при текущих уровнях долга не возможны
Разрешить центробанкам, а не правительствам, приобретать обеспеченные активами ценные бумаги
В религии Древнего Рима существовал бог Янус – бог начала и конца, входов и выходов. Его призывали при начале и конце конфликта: то есть при начале войны и при наступлении мира. Янус изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошлому и будущему). Марио Драги – итальянец и родился в Риме, для него вполне можно провести данную аналогию и принять его за современного бога Януса.
После председательствования в Совете по финансовой стабильности он стал главой Banca d'Italia (Банка Италии), а ныне занимает пост главы Европейского центрального банка (ЕЦБ). За его плечами солидный опыт и богатое прошлое и хорошая база для формирования будущего.
Сложно поспорить, но даже при ограничении мандата ЕЦБ Марио Драги не смог сделать всё возможное для того, чтобы уменьшить напряжение в Еврозоне. Вместо этого он продемонстрировал нерешительность, прибегнув к этой популярной мере слишком поздно. Здесь ему явно не хватало агрессии. Возможно, учитывая успешность программы OMT (прямые денежные операции), глава ЕЦБ думает, что он действительно может направить рынки в желаемое русло.
Если посмотреть протоколы пресс-конференций ЕЦБ за текущий год, можно обнаружить, что в то время как Драги, конечно, говорил об экономических перспективах Еврозоны, он также призывал политиков Европы к содействию. Глава понимает, что в одиночку ЕЦБ не способен спасти экономику региона с единой валютой. Успех будет достигнут только тогда, когда агрессивная, адаптивная и нетрадиционная денежно-кредитная политика будет сопровождаться столь необходимыми структурными реформами.
11 сентября в своём выступлении в Милане Драги произнёс речь на английском языке с тем, чтобы донести её смысл до более широкой аудитории. Он пытался оказать некоторое давление на отсталые в экономическом плане страны, которые до сих пор делают недостаточно усилий для улучшения условий для развития предпринимательства. Они недопонимают, что стабильное благосостояние страны обеспечивается частным сектором, а не государственным.
• Германия (№ 21), Франция (№ 38), Испания (№ 52) и Италия (№ 65). Для сравнения: США получили четвёртое место, Великобритания – десятое. Основываясь на этих данных, Драги заявил: «...Такие барьеры ведут к сокращению конкуренции и снижению занятости...».
Смена курса?
Любопытно, однако, что, когда отношение долга к ВВП в Еврозоне равно 92,60 процента, Драги говорит о том, что правительства ещё могут проводить финансирование государственного сектора с целью оживления экономики Еврозоны. Это просто невероятно, учитывая уровень долга четырёх ведущих экономик.
• Долг к ВВП (в процентах): Еврозона – 92,6, Германия – 78,4, Франция – 91,8, Испания – 93,9, Италия – 132,6.
Эти цифры находятся в прямом противоречии с обычной «мантрой» ЕЦБ о том, что члены Еврозоны сфокусированы на сокращении бюджетного дефицита и долга.
На мой взгляд, правительство должно стимулировать предложение, стремиться снизить налоги и устранять «неэффективные» государственные расходы. Когда решено делать всё возможное для сокращения бюджетного дефицита, и региону при этом приходится страдать из-за этого, то в случае отсутствия дальнейших действий недобросовестных политиков нужно публично пристыжать.
Так, в прошлый четверг, примечательно, что ничего не было сказано в отношении бюджетного дефицита Франции, хотя министр финансов страны Мишель Сапен сообщил, что дефицит Франции в 2015 году ожидается в пределах 4,3 процента от ВВП и не достигнет целевой отметки в 3 процента, установленной для стран Европейского Союза до 2017 года.
Во французской ежедневной газете «Le Monde» были опубликованы слова Сапена о том, что ЕС должен адаптировать свои правила к дефициту ввиду более слабой, чем ожидалось, экономики блока. Интересно, почему именно правила должны быть изменены, а не решена сама проблема с недостатком реформ во Франции? Социалистический подход всегда подразумевает обвинение в своих недостатках кого-то другого. Платить должен кто-то другой.
Похоже, что глава ЕЦБ начинает подвергаться влиянию противников политики жёсткой экономии, атакующих Германию с её сбалансированным государственным бюджетом. Он считает, что те страны, которые в состоянии потратить больше, должны делать это.
ЕЦБ надеется на поддержку государства
Драги выразил обеспокоенность относительно отсутствия кредитования малого и среднего бизнеса. По его словам, правительствам следовало бы подумать о госгарантиях, что помогло бы стимулировать кредитование малого бизнеса. Кроме того, он обратился к национальным правительствам с призывом покупать обеспеченные активами ценные бумаги.
Поправьте меня, пожалуйста, если я не прав, но на всей территории Европейского Союза (не только в Еврозоне) со стороны национальных правительств можно свободно получить займ на создание нового предприятия. Проблема финансирования дала о себе знать, когда встал вопрос о расширении деятельности небольших или средних предприятий. Поэтому необходимо ещё раз пройтись по анализу Всемирного банка, чтобы иметь чёткое представление о том, насколько легко или сложно вести бизнес в той или иной стране. Так, условия ведения бизнеса в Еврозоне нельзя назвать простыми и удобными.
На мой взгляд, предполагалось, что целевые долгосрочные операции по рефинансированию вкупе с введением отрицательной ставки по депозитам побудят коммерческие банки выдавать эти займы на коммерческой основе с приемлемыми и выполнимыми условиями кредитования и более низкими ставками, учитывая низкую стоимость капитала.
Я всегда сомневался в эффективности TLTRO, когда программа оценки качества активов и третий этап банковского стресс-тестирования находился ещё в стадии воплощения. На прошлой неделе выяснилось, что в ближайшие недели глава ЕЦБ встретится с руководителями 120 банков Еврозоны с целью предоставить предварительный обзор результатов стресс-теста. Мне кажется, в ЕЦБ уже поняли, что TLTRO будет обречена на провал до тех пор, пока правление банка не осознает необходимость увеличения капитала. Всё это выглядит как политика «наспех».
Если коммерческие банки по-прежнему неохотно выдают кредиты, почему бы не позволить национальным центральным банкам, фактически являющимися отделениями ЕЦБ, работать в качестве кредиторов? Этот вариант должен быть более эффективным, нежели создание национальными правительствами ещё большей бюрократической волокиты.
4 сентября под звуки барабанной дроби ЕЦБ сообщил о том, что готов начать программу ABS, чтобы обеспечить ликвидностью экономику Еврозоны. В своих прошлых статьях я подчеркивал, что рынок для ценных бумаг такого рода является относительно небольшим:
• Размер европейского рынка ABS составляет 1,4 триллиона евро – 14,39 процента от ВВП Еврозоны.
• Рынок ABS США равен 10,3 триллиона долларов – 61,3 процента от ВВП.
По сути, программа ABS не сможет устранить риск региональной дефляции. Я думаю, что в настоящее время Драги не желает проводить количественное смягчение через покупку суверенного долга, поэтому он ищет любые методы, которые могли бы увеличить размер европейского рынка ABS. Но опять же – зачем привлекать национальные правительства?
Если ЕЦБ пойдёт на ABS, почему бы просто не позволить ЕЦБ или национальным центральным банкам скупать новые долговые ABS в пределах своих территорий. Вмешательство правительств не требуется. Если правительства начнут покупку банковских ABS, то, во-первых, это приведёт к увеличению государственных расходов и, во-вторых, будет способствовать повышению рынка, увеличивая, таким образом, стоимость ABS по отношению к ЕЦБ и нивелируя позитивные результаты первого этапа покупки активов.
http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу