2 октября 2014 Вести Экономика
Сегодня состоится заседание ЕЦБ, на котором будет принято решение по ставке и основным направлениям монетарной политики в ближайшей перспективе. Главного заявления ждем в 15:45 по московскому времени, конференция Марио Драги стартует в 16:30. Чего ждать?
Ставка не в фокусе
Инвесторы не ждут изменения ставок. ЕЦБ проводит мягкую политику и уже "опустил все, что можно". Ставка по кредитам овернайт находится на уровне 0,3%, депозитная ставка отрицательная и держится на уровне -0,2%, основная ставка рефинансирования 0,05% также рекордно низка. Сам Марио Драги неоднократно говорил, что пересмотра ставок вниз больше не будет. В то же время со времени последних выступлений Драги многое в еврозоне изменилось в худшую сторону. Опережающие индикаторы демонстрируют замедление активности, инфляция стремится к нулю и уже достигла 0,3%, что никак не сочетается с предусмотренными мандатом регулятора 2% годовых и заявленными на среднесрочный период "близко к 2%, но чуть ниже".
Интрига: программа по выкупу ABS
Поднимать ставку в такой ситуации ЕЦБ тоже не станет, так что основная интрига заседания будет заключаться в том, расскажет ли нам Марио Драги о программе по выкупу долговых бумаг с обеспечением (ABS). Рынок ждет деталей: сколько именно ценных бумаг будет куплено и какие это будут бумаги. Некоторые аналитики утверждают, что общий объем программы стимулирования не превысит 100 млрд евро. Другие задают диапазон в 130-150 млрд евро. Опрос агентства Reuters продемонстрировал, что трейдеры ожидают покупки бумаг на 200 млрд евро до конца года.
Вопрос в том, насколько масштабной должна быть программа, чтобы повлиять на психологию рынка и действительно изменить настроения инвесторов. Так же как и в случае с TLTRO, информация о количестве задействованных средств будет иметь огромное значение.
Напомним, что в рамках TLTRO ЕЦБ позволит банкам занять до 400 млрд евро сроком на четыре года в рамках этой программы целевого долгосрочного кредитования банков по минимальным ставкам. Регулятор уже предоставил банкам кредиты на сумму 82,6 млрд евро по итогам первого распределения средств.
"Мусор" или надежность?
Руководство ЕЦБ открыто говорит о том, что готово довести балансовый счет до 3 трлн евро, и если рынок не увидит достаточной масштабности в области новой программы смягчения, это может ударить по авторитету Центробанка. Интересно будет узнать и о том, бумаги из каких стран регулятор готовится покупать. Financial Times сообщает, что Драги будет наводнять счета ЕЦБ "мусорными" облигациями из еврозоны, которые больше других пострадали во время долгового кризиса. Разумеется, больше всего говорят об Испании, которая то и дело проваливается в рецессию. Если же монетарные власти по-другому выстроят географию количественного смягчения, программа может вновь увеличить разрыв между самыми богатыми и самыми бедными странами, предполагают аналитики.
Как будет приниматься решение? Программа по выкупу ABS призвана ускорить экономический рост еврозоны, так что управляющий совет ЕЦБ может изменить своим правилам и действительно объявить о скупке достаточно низкокачественных бумаг. С другой стороны, регулятор не хочет демонстрировать рынку, что на каждом шагу меняет собственные законы. Дело в том, что обеспечение по бумагам, которые будут покупаться, должно соответствовать критериям ЕЦБ. В противном случае Центробанк берет на себя ненужные риски, что может угрожать стабильности экономического развития. Такова дилемма: либо скупить junk и рисковать, либо поддержать те компании и страны, которые и так чувствуют себя неплохо.
Мнение Драги
Разумеется, стоит дождаться пресс-конференции Марио Драги, но кое о чем он уже рассказал раньше, обозначив свою позицию по вопросу программ смягчения. Он отметил, что основные риски для экономики связаны с неприемлемо высоким уровнем безработицы и слабым ростом кредитования, при этом риски, связанные с расширением баланса ЕЦБ, по мнению Драги, несущественны. Стоит также отметить, что в отличие от многих других крупнейших центробанков мира баланс ЕЦБ по сравнению с 2012 г. не увеличился, а, наоборот, сократился на треть.
При этом Драги удалось добиться снижения доходностей по государственным облигациям до рекордных минимумов, да и для банков расходы по займам также были снижены регулятором до минимальных отметок. Вместе с тем, пока попытки ЕЦБ заставить банки кредитовать реальную экономику особым успехом не увенчались. Первый раунд программы льготного целевого кредитования от ЕЦБ, так называемой TLTRO, можно сказать, провалился. Банки заняли вдвое меньше, чем ожидали эксперты.
Именно поэтому Марио Драги без лишних раздумий говорит о готовности запуска программы выкупа активов. "Драги, кажется, убежден в необходимости запуска программы выкупа активов. Я думаю, что сейчас его меньше всего беспокоит вопрос, какие активы конкретно ЕЦБ будет выкупать и какое название будет носить эта программа. Его больше волнует вопрос, на какую сумму регулятор будет выкупать активы", - поделился своим мнением в интервью агентству Bloomberg Ричард Барвелл, старший экономист Royal Bank of Scotland Group.
Юрген Штарк: ЕЦБ поддался политическому давлению
Экономика еврозоны не в лучшем состоянии, и это вынуждает ЕЦБ решаться на нестандартные меры.
Каждое новое действие европейского регулятора фактически является очередным шагом в неизвестностью. Об этом в своем материале на Project Syndicate написал Юрген Штарк, занимавший позицию главного экономиста ЕЦБ с 2006 по 2011 гг.
Прыжок ЕЦБ в неизвестность
Европейский центральный банк находится в центре большого рискованного эксперимента. Ключевые процентные ставки оставались близкими к нулю в течение последних шести лет. Финансовые рынки наводнены ликвидностью. Антикризисное управление привело к основным искажениям на рынках, теперь рост некоторых сегментов глобального рынка трудно объяснить с помощью фундаментальных экономических данных.
Непреднамеренные последствия этой политики становятся все более ясными и станут особенно ощутимыми, после того как ФРС США решится на ужесточение монетарной политики.
И все же кризис в Европе далек от завершения, что было продемонстрировано принятыми решениями Советом управляющих Европейского центрального банка в июне и сентябре. Это отражает два фактора: нет необходимой воли для проведения существенной корректировки баланса, а реструктуризация национальных экономик ЕС проходит слишком медленно.
Решение ЕЦБ удвоить ставку на монетарных стимулах следует рассматривать как акт отчаяния. Его ключевая ставка была сокращена до 0,05%, ставка по депозитам является отрицательной, а целевые долгосрочные операции по рефинансированию должны поддерживать банковское кредитование. Более того, рынок обеспеченных активами ценных бумаг должен быть возрожден покупкой ABS. Все это предназначено, чтобы затопить рынки ликвидностью, расширить баланс финансовой системы еврозоны на 700 млрд евро ($890 млрд) и вернуться к объему баланса, зарегистрированному в начале 2012 г.
Расширение баланса ЕЦБ и целенаправленное снижение курса евро должны помочь стимулировать рост инфляции до целевого значения, близкого к 2%, и тем самым снизить риски дефляции. Впервые в своей истории ЕЦБ, видимо, преследует цель удержать обменный курс. Как это было в случае Банка Японии, внешняя стоимость валюты станет важным инструментом в рамках нового стратегического подхода.
Финансовые рынки аплодировали последним решениям ЕЦБ. Кроме того, после “эффективного сбрасывания всех ограничений договора в Маастрихте, которые привязывали ЕЦБ к модели немецкого Бундесбанка,” как выразился его бывший председатель ФРС Алан Гринспен, ЕЦБ готов отказываться и от остальных табу. Но для чего?
Гарантируя суверенные облигации странам с высокой задолженностью, ЕЦБ фактически ослабил их готовность проводить реформы, особенно в больших странах Европейского союза, чьи дряхлые экономические структуры являются препятствием для потенциального роста.
Готовность ЕЦБ к покупке ABS особенно рискованна, поскольку теперь под удар ставятся европейские налогоплательщики. У ЕЦБ нет достаточных легитимных прав принимать такие далекоидущие решения, с потенциальными существенными перераспределительными эффектами, которые подразумевают еще большую опасность для независимости денежно-кредитной политики.
Действительно, ЕЦБ уже был подготовлен к обороне Международным валютным фондом, ОЭСР, аналитиками финансового рынка и англо-саксонскими экономистами в результате горячего обсуждения риска дефляции в еврозоне. Но, что является надлежащим уровнем инфляции еврозоны, учитывая де-факто экономическую стагнацию? Должен ли высокий номинальный (то есть вызванный инфляцией) рост заменить рост, вызванный увеличением долгового бремени?
Европа должна стремиться к устойчивому, неинфляционному росту и к созданию конкурентоспособных рабочих мест. Текущий индекс инфляции в размере 0,3% связан с существенным снижением цен на товары и болезненной, но неизбежной корректировкой затрат и цен в периферийных странах. Только Греция в настоящее время имеет немного негативный уровень инфляции.
Другими словами, в еврозоне сохраняется ценовая стабильность. Это укрепляет покупательную способность и в конечном счете личное потребление. ЕЦБ выполнил свой мандат в настоящее время и в обозримом будущем. Нет необходимости для принятия политических мер в краткосрочной перспективе.
Это, наоборот, правительства еврозоны должны действовать. Но любое четкое разделение задач и ответственности между правительствами и центральными банками, кажется, было выброшено за борт. Действия правительства во многих проблемных странах в конечном счете заканчиваются направлением указательного пальца в сторону ЕЦБ и Германии с ее (относительно) ответственной политикой.
На этом фоне ЕЦБ уступил огромному политическому давлению, в частности из Франции и Италии, чтобы ослабить еще больше денежно-кредитную политику и обменный курс. Но потакание старому политическому рефлексу манипулирования обменным курсом, чтобы создать конкурентное преимущество, даст в лучшем случае кратковременную передышку. Это не устранит структурную слабость соответствующих стран.
ЕЦБ движется все дальше на неизведанную территорию. Ввиду недостаточных поправок баланса в частном секторе и неадекватных структурных реформ инструменты макроэкономического управления спросом не сработают. Несмотря на агрессивный подход ЕЦБ, денежно-кредитная политика в отсутствие структурной экономической реформы рискует быть неэффективной.
Проще говоря, больше ликвидности не приведет к более активному банковскому кредитованию, пока не будет больше прозрачности в отношении масштабов неработающих кредитов и соответствующие экономики не станут более гибкими. Обзор качества активов и стресс-тесты ЕЦБ, как ожидается, внесут некоторую ясность по первому вопросу. Тогда рост кредитования будет происходить на приемлемых условиях, в том случае если будет соответствующий уровень спроса. Но неопределенность в отношении степени и темпов проведения экономических реформ сохраняется.
Недавние решения ЕЦБ, с акцентом на краткосрочные эффекты, указывают, что денежно-кредитная политика больше нацелена не на еврозону в целом, а на своих проблемных членов. Специальные решения заменили выполнимую и принципиальную среднесрочную стратегию. Проблемы, созданные этим подходом, будут усугубляться неизбежными конфликтами интересов с денежно-кредитной политикой, вытекающими из предложения ЕЦБ своих новых ролей финансовой стабильности и банковского надзора. Первой жертвой, скорее всего, станет стабильность цен.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Ставка не в фокусе
Инвесторы не ждут изменения ставок. ЕЦБ проводит мягкую политику и уже "опустил все, что можно". Ставка по кредитам овернайт находится на уровне 0,3%, депозитная ставка отрицательная и держится на уровне -0,2%, основная ставка рефинансирования 0,05% также рекордно низка. Сам Марио Драги неоднократно говорил, что пересмотра ставок вниз больше не будет. В то же время со времени последних выступлений Драги многое в еврозоне изменилось в худшую сторону. Опережающие индикаторы демонстрируют замедление активности, инфляция стремится к нулю и уже достигла 0,3%, что никак не сочетается с предусмотренными мандатом регулятора 2% годовых и заявленными на среднесрочный период "близко к 2%, но чуть ниже".
Интрига: программа по выкупу ABS
Поднимать ставку в такой ситуации ЕЦБ тоже не станет, так что основная интрига заседания будет заключаться в том, расскажет ли нам Марио Драги о программе по выкупу долговых бумаг с обеспечением (ABS). Рынок ждет деталей: сколько именно ценных бумаг будет куплено и какие это будут бумаги. Некоторые аналитики утверждают, что общий объем программы стимулирования не превысит 100 млрд евро. Другие задают диапазон в 130-150 млрд евро. Опрос агентства Reuters продемонстрировал, что трейдеры ожидают покупки бумаг на 200 млрд евро до конца года.
Вопрос в том, насколько масштабной должна быть программа, чтобы повлиять на психологию рынка и действительно изменить настроения инвесторов. Так же как и в случае с TLTRO, информация о количестве задействованных средств будет иметь огромное значение.
Напомним, что в рамках TLTRO ЕЦБ позволит банкам занять до 400 млрд евро сроком на четыре года в рамках этой программы целевого долгосрочного кредитования банков по минимальным ставкам. Регулятор уже предоставил банкам кредиты на сумму 82,6 млрд евро по итогам первого распределения средств.
"Мусор" или надежность?
Руководство ЕЦБ открыто говорит о том, что готово довести балансовый счет до 3 трлн евро, и если рынок не увидит достаточной масштабности в области новой программы смягчения, это может ударить по авторитету Центробанка. Интересно будет узнать и о том, бумаги из каких стран регулятор готовится покупать. Financial Times сообщает, что Драги будет наводнять счета ЕЦБ "мусорными" облигациями из еврозоны, которые больше других пострадали во время долгового кризиса. Разумеется, больше всего говорят об Испании, которая то и дело проваливается в рецессию. Если же монетарные власти по-другому выстроят географию количественного смягчения, программа может вновь увеличить разрыв между самыми богатыми и самыми бедными странами, предполагают аналитики.
Как будет приниматься решение? Программа по выкупу ABS призвана ускорить экономический рост еврозоны, так что управляющий совет ЕЦБ может изменить своим правилам и действительно объявить о скупке достаточно низкокачественных бумаг. С другой стороны, регулятор не хочет демонстрировать рынку, что на каждом шагу меняет собственные законы. Дело в том, что обеспечение по бумагам, которые будут покупаться, должно соответствовать критериям ЕЦБ. В противном случае Центробанк берет на себя ненужные риски, что может угрожать стабильности экономического развития. Такова дилемма: либо скупить junk и рисковать, либо поддержать те компании и страны, которые и так чувствуют себя неплохо.
Мнение Драги
Разумеется, стоит дождаться пресс-конференции Марио Драги, но кое о чем он уже рассказал раньше, обозначив свою позицию по вопросу программ смягчения. Он отметил, что основные риски для экономики связаны с неприемлемо высоким уровнем безработицы и слабым ростом кредитования, при этом риски, связанные с расширением баланса ЕЦБ, по мнению Драги, несущественны. Стоит также отметить, что в отличие от многих других крупнейших центробанков мира баланс ЕЦБ по сравнению с 2012 г. не увеличился, а, наоборот, сократился на треть.
При этом Драги удалось добиться снижения доходностей по государственным облигациям до рекордных минимумов, да и для банков расходы по займам также были снижены регулятором до минимальных отметок. Вместе с тем, пока попытки ЕЦБ заставить банки кредитовать реальную экономику особым успехом не увенчались. Первый раунд программы льготного целевого кредитования от ЕЦБ, так называемой TLTRO, можно сказать, провалился. Банки заняли вдвое меньше, чем ожидали эксперты.
Именно поэтому Марио Драги без лишних раздумий говорит о готовности запуска программы выкупа активов. "Драги, кажется, убежден в необходимости запуска программы выкупа активов. Я думаю, что сейчас его меньше всего беспокоит вопрос, какие активы конкретно ЕЦБ будет выкупать и какое название будет носить эта программа. Его больше волнует вопрос, на какую сумму регулятор будет выкупать активы", - поделился своим мнением в интервью агентству Bloomberg Ричард Барвелл, старший экономист Royal Bank of Scotland Group.
Юрген Штарк: ЕЦБ поддался политическому давлению
Экономика еврозоны не в лучшем состоянии, и это вынуждает ЕЦБ решаться на нестандартные меры.
Каждое новое действие европейского регулятора фактически является очередным шагом в неизвестностью. Об этом в своем материале на Project Syndicate написал Юрген Штарк, занимавший позицию главного экономиста ЕЦБ с 2006 по 2011 гг.
Прыжок ЕЦБ в неизвестность
Европейский центральный банк находится в центре большого рискованного эксперимента. Ключевые процентные ставки оставались близкими к нулю в течение последних шести лет. Финансовые рынки наводнены ликвидностью. Антикризисное управление привело к основным искажениям на рынках, теперь рост некоторых сегментов глобального рынка трудно объяснить с помощью фундаментальных экономических данных.
Непреднамеренные последствия этой политики становятся все более ясными и станут особенно ощутимыми, после того как ФРС США решится на ужесточение монетарной политики.
И все же кризис в Европе далек от завершения, что было продемонстрировано принятыми решениями Советом управляющих Европейского центрального банка в июне и сентябре. Это отражает два фактора: нет необходимой воли для проведения существенной корректировки баланса, а реструктуризация национальных экономик ЕС проходит слишком медленно.
Решение ЕЦБ удвоить ставку на монетарных стимулах следует рассматривать как акт отчаяния. Его ключевая ставка была сокращена до 0,05%, ставка по депозитам является отрицательной, а целевые долгосрочные операции по рефинансированию должны поддерживать банковское кредитование. Более того, рынок обеспеченных активами ценных бумаг должен быть возрожден покупкой ABS. Все это предназначено, чтобы затопить рынки ликвидностью, расширить баланс финансовой системы еврозоны на 700 млрд евро ($890 млрд) и вернуться к объему баланса, зарегистрированному в начале 2012 г.
Расширение баланса ЕЦБ и целенаправленное снижение курса евро должны помочь стимулировать рост инфляции до целевого значения, близкого к 2%, и тем самым снизить риски дефляции. Впервые в своей истории ЕЦБ, видимо, преследует цель удержать обменный курс. Как это было в случае Банка Японии, внешняя стоимость валюты станет важным инструментом в рамках нового стратегического подхода.
Финансовые рынки аплодировали последним решениям ЕЦБ. Кроме того, после “эффективного сбрасывания всех ограничений договора в Маастрихте, которые привязывали ЕЦБ к модели немецкого Бундесбанка,” как выразился его бывший председатель ФРС Алан Гринспен, ЕЦБ готов отказываться и от остальных табу. Но для чего?
Гарантируя суверенные облигации странам с высокой задолженностью, ЕЦБ фактически ослабил их готовность проводить реформы, особенно в больших странах Европейского союза, чьи дряхлые экономические структуры являются препятствием для потенциального роста.
Готовность ЕЦБ к покупке ABS особенно рискованна, поскольку теперь под удар ставятся европейские налогоплательщики. У ЕЦБ нет достаточных легитимных прав принимать такие далекоидущие решения, с потенциальными существенными перераспределительными эффектами, которые подразумевают еще большую опасность для независимости денежно-кредитной политики.
Действительно, ЕЦБ уже был подготовлен к обороне Международным валютным фондом, ОЭСР, аналитиками финансового рынка и англо-саксонскими экономистами в результате горячего обсуждения риска дефляции в еврозоне. Но, что является надлежащим уровнем инфляции еврозоны, учитывая де-факто экономическую стагнацию? Должен ли высокий номинальный (то есть вызванный инфляцией) рост заменить рост, вызванный увеличением долгового бремени?
Европа должна стремиться к устойчивому, неинфляционному росту и к созданию конкурентоспособных рабочих мест. Текущий индекс инфляции в размере 0,3% связан с существенным снижением цен на товары и болезненной, но неизбежной корректировкой затрат и цен в периферийных странах. Только Греция в настоящее время имеет немного негативный уровень инфляции.
Другими словами, в еврозоне сохраняется ценовая стабильность. Это укрепляет покупательную способность и в конечном счете личное потребление. ЕЦБ выполнил свой мандат в настоящее время и в обозримом будущем. Нет необходимости для принятия политических мер в краткосрочной перспективе.
Это, наоборот, правительства еврозоны должны действовать. Но любое четкое разделение задач и ответственности между правительствами и центральными банками, кажется, было выброшено за борт. Действия правительства во многих проблемных странах в конечном счете заканчиваются направлением указательного пальца в сторону ЕЦБ и Германии с ее (относительно) ответственной политикой.
На этом фоне ЕЦБ уступил огромному политическому давлению, в частности из Франции и Италии, чтобы ослабить еще больше денежно-кредитную политику и обменный курс. Но потакание старому политическому рефлексу манипулирования обменным курсом, чтобы создать конкурентное преимущество, даст в лучшем случае кратковременную передышку. Это не устранит структурную слабость соответствующих стран.
ЕЦБ движется все дальше на неизведанную территорию. Ввиду недостаточных поправок баланса в частном секторе и неадекватных структурных реформ инструменты макроэкономического управления спросом не сработают. Несмотря на агрессивный подход ЕЦБ, денежно-кредитная политика в отсутствие структурной экономической реформы рискует быть неэффективной.
Проще говоря, больше ликвидности не приведет к более активному банковскому кредитованию, пока не будет больше прозрачности в отношении масштабов неработающих кредитов и соответствующие экономики не станут более гибкими. Обзор качества активов и стресс-тесты ЕЦБ, как ожидается, внесут некоторую ясность по первому вопросу. Тогда рост кредитования будет происходить на приемлемых условиях, в том случае если будет соответствующий уровень спроса. Но неопределенность в отношении степени и темпов проведения экономических реформ сохраняется.
Недавние решения ЕЦБ, с акцентом на краткосрочные эффекты, указывают, что денежно-кредитная политика больше нацелена не на еврозону в целом, а на своих проблемных членов. Специальные решения заменили выполнимую и принципиальную среднесрочную стратегию. Проблемы, созданные этим подходом, будут усугубляться неизбежными конфликтами интересов с денежно-кредитной политикой, вытекающими из предложения ЕЦБ своих новых ролей финансовой стабильности и банковского надзора. Первой жертвой, скорее всего, станет стабильность цен.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу