3 октября 2014 Инвесткафе Гринченко Роман
Из информации СМИ следует, что Мособлдума планирует ввести новые ограничения для крупных ритейлеров. Власти подготовили целый ряд поправок в ФЗ, некоторые из которых могут негативно отразиться на результатах деятельности представителей сектора.
Начну, пожалуй, с того, что Мособлдума предлагает ввести обязательство для магазинов, чтобы не менее 50% продукции на полках было отечественного производства. Сразу хочу оговориться, эта инициатива разительно отличается как по смыслу, так и по эффекту на рынок от описанного мною ранее предложения ввести минимальную 30%-ную долю продукции местных производителей. В этот раз речь идет именно о продуктах российских производителей, а не региональных, что значительно меняет суть дела. По моим наблюдениям, СМИ выделяют именно эту поправку, как наиболее опасную для компаний, занимающихся розничной торговлей продовольственных товаров, но это далеко не так. В принципе, если говорить об ассортименте, представленном в российских магазинах, то доля отечественной продукции по большинству категорий и так превышает половину. Это означает, что, несмотря на шум, возникший вокруг этого предложения, ощутимых изменений не последует. Единственный вопрос — как в России станут производить, например, пальмового масло, которое делается из косточек пальм, не растущих в наших широтах? Впрочем, я думаю, если данная инициатива все же будет принята, будет введен ряд исключений для таких товаров.
На мой взгляд, наибольшую тревогу может вызвать у ритейлеров предложение по сокращению обязательных сроков оплаты поставленных магазинам товаров. Ранее за товары со сроком годности, не превышающим 10 дней, оплата должна была производиться в течение 10 дней, за товары со сроком годности, не превышающим 30 дней, — в течение 30 дней, а превышающим 30 дней — в течение 45 дней. Теперь же предлагается эти сроки уменьшить до 7-14-20 дней соответственно. Это неприятная новость для крупных сетей, так как означает необходимость сокращения срока оборачиваемости кредиторской задолженности, что увеличит денежный цикл (CCC). Рост ССС означает, что увеличивается период обращения денег с момента покупки товаров до момента получения денег.
Источник: данные компаний, расчеты и инфографика Инвесткафе.
Также сокращение сроков оплаты за поставки означает снижение свободного денежного потока (FCF) компаний, что замедлит темпы роста сетей, а как следствие, может снизить инвестиционную привлекательность отрасли. Как видно из выше представленной таблицы, в 2013 году большинство публичных ритейлеров старалось оплачивать поставки значительно позже, чем товар продавался конечному потребителю. Это позволяло им иметь меньший рабочий капитал (который, впрочем, и так у всех был отрицательным), что высвобождало средства и давало возможность направлять их на инвестиции. Например, в своем отчете за 2013 год компания Дикси пишет, что использовала оборачиваемость торговой и прочей кредиторской задолженности для инвестиций.
Наиболее уязвимыми к предлагаемым ограничениям являются X5, Лента и О’кей, поскольку у них наиболее значительная длительность оборачиваемости кредиторской задолженности и сокращение ее сроков наиболее существенно отразится на FCF.
Впрочем, стоит сказать, что, по информации, публикуемой в СМИ, большинство ритейлеров и так запаздывает даже по тем срокам оплаты, которые действуют сейчас. Об этом же может свидетельствовать оборачиваемость кредиторской задолженности, указанной в таблице. Но следует учитывать, что разбиение кредиторской задолженности неизвестно, также могут быть оговорены дополнительные условия, поэтому однозначно заявлять, что ритейлеры опаздывают с оплатой, все же нельзя.
На мой взгляд, вряд ли новые поправки будут приняты с первого раза, так как в них имеются места, которые могут быть истолкованы двояко. Я предполагаю, что документ является скорее сигналом для ритейлеров, которым предлагают подумать над большей ответственностью перед поставщиками и активней работать с отечественными производителями.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Начну, пожалуй, с того, что Мособлдума предлагает ввести обязательство для магазинов, чтобы не менее 50% продукции на полках было отечественного производства. Сразу хочу оговориться, эта инициатива разительно отличается как по смыслу, так и по эффекту на рынок от описанного мною ранее предложения ввести минимальную 30%-ную долю продукции местных производителей. В этот раз речь идет именно о продуктах российских производителей, а не региональных, что значительно меняет суть дела. По моим наблюдениям, СМИ выделяют именно эту поправку, как наиболее опасную для компаний, занимающихся розничной торговлей продовольственных товаров, но это далеко не так. В принципе, если говорить об ассортименте, представленном в российских магазинах, то доля отечественной продукции по большинству категорий и так превышает половину. Это означает, что, несмотря на шум, возникший вокруг этого предложения, ощутимых изменений не последует. Единственный вопрос — как в России станут производить, например, пальмового масло, которое делается из косточек пальм, не растущих в наших широтах? Впрочем, я думаю, если данная инициатива все же будет принята, будет введен ряд исключений для таких товаров.
На мой взгляд, наибольшую тревогу может вызвать у ритейлеров предложение по сокращению обязательных сроков оплаты поставленных магазинам товаров. Ранее за товары со сроком годности, не превышающим 10 дней, оплата должна была производиться в течение 10 дней, за товары со сроком годности, не превышающим 30 дней, — в течение 30 дней, а превышающим 30 дней — в течение 45 дней. Теперь же предлагается эти сроки уменьшить до 7-14-20 дней соответственно. Это неприятная новость для крупных сетей, так как означает необходимость сокращения срока оборачиваемости кредиторской задолженности, что увеличит денежный цикл (CCC). Рост ССС означает, что увеличивается период обращения денег с момента покупки товаров до момента получения денег.
Источник: данные компаний, расчеты и инфографика Инвесткафе.
Также сокращение сроков оплаты за поставки означает снижение свободного денежного потока (FCF) компаний, что замедлит темпы роста сетей, а как следствие, может снизить инвестиционную привлекательность отрасли. Как видно из выше представленной таблицы, в 2013 году большинство публичных ритейлеров старалось оплачивать поставки значительно позже, чем товар продавался конечному потребителю. Это позволяло им иметь меньший рабочий капитал (который, впрочем, и так у всех был отрицательным), что высвобождало средства и давало возможность направлять их на инвестиции. Например, в своем отчете за 2013 год компания Дикси пишет, что использовала оборачиваемость торговой и прочей кредиторской задолженности для инвестиций.
Наиболее уязвимыми к предлагаемым ограничениям являются X5, Лента и О’кей, поскольку у них наиболее значительная длительность оборачиваемости кредиторской задолженности и сокращение ее сроков наиболее существенно отразится на FCF.
Впрочем, стоит сказать, что, по информации, публикуемой в СМИ, большинство ритейлеров и так запаздывает даже по тем срокам оплаты, которые действуют сейчас. Об этом же может свидетельствовать оборачиваемость кредиторской задолженности, указанной в таблице. Но следует учитывать, что разбиение кредиторской задолженности неизвестно, также могут быть оговорены дополнительные условия, поэтому однозначно заявлять, что ритейлеры опаздывают с оплатой, все же нельзя.
На мой взгляд, вряд ли новые поправки будут приняты с первого раза, так как в них имеются места, которые могут быть истолкованы двояко. Я предполагаю, что документ является скорее сигналом для ритейлеров, которым предлагают подумать над большей ответственностью перед поставщиками и активней работать с отечественными производителями.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу