20 октября 2014 InoPressa
Золото – редкий металл. Земная кора более чем на 99,9% состоит из оксидов кремния, алюминия, кальция, магния, натрия, железа, калия, титана и фосфора. Поэтому на протяжении почти всей истории человечества люди очень радовались, находя золото. Несмотря на серьезные экологические последствия добычи золота, включая загрязнение ртутными соединениями и цианидами и разрушение ландшафтов, человечество не отказывается от поиска – и маловероятно, что оно сделает это в ближайшем будущем. Но существует и метафорическая золотая жила – более безопасная и, возможно, не менее прибыльная, чем реальное вещество – которая доступна большинству стран, но только немногие из них решаются использовать ее в полной мере: это госзакупки.
Потенциальные негативные последствия госзакупок хорошо известны. Они могут подтолкнуть компании к тому, чтобы установить чрезмерные цены на низкокачественные товары и ненадежные услуги, что будет способствовать коррупции, злоупотреблению властью и появлению брака. Для смягчения этих рисков большинство стран установило требования к проведению открытых тендеров, а также строгие принципы прозрачности в отношении госзакупок. Действительно, большая часть недавних соглашений о свободной торговле требует, чтобы подписывающие стороны открывали друг другу доступ к информации о госзакупках, а Всемирный банк публикует названия компаний, которые из-за коррупции или мошенничества не допущены к участию в тендерах в рамках проектов, финансируемых Банком. Страны, которые не проводят открытые тендеры, в итоге сталкиваются с крупными кражами, наподобие той, что была зафиксирована в Венесуэле, и почти наверняка произошла на Украине при свергнутом президенте Викторе Януковиче.
Но под всем этим мышьяком скрыто золото. Современная добыча включает не только расходы на саму добычу, но и расходы на разработку способов добычи. Прежде чем самолетостроители смогут выпустить и продать новую модель самолета, они должны потратить миллиарды долларов на разработку, которая длится около десяти лет – это расходы, которые впоследствии должны быть компенсированы. Если бы они не были уверены в том, удастся ли им найти рынок для сбыта новой модели, то только немногие из них согласились бы понести такие расходы. И вот здесь в дело вступают госзакупки. Например, в 1946 г. американское правительство заключило контракт с компанией Boeing на разработку модели B-52. Правительство, естественно, не хотело, чтобы компания создавала то же самое, что и раньше, только в большем объеме; оно хотело получить первый быстрый стратегический бомбардировщик с реактивным двигателем. В конечном счете, армия, занимающая в войне второе место, терпит поражение. Поэтому данный контракт должен был отражать риски, связанные с проектированием и производством самого совершенного самолета своего времени.
Однако польза от применения госзакупок вышла за пределы конкретной цели, когда компания Boeing использовала ноу-хау, полученное при разработке B-52, для создания коммерческого судна B-707. Хотя правительство никогда специально не стимулировало разработку коммерческих самолетов, закупка правительством высококачественного, технологически усовершенствованного военного самолета оказалась важной для появления в Америке отрасли коммерческого авиастроения, которая доминирует на мировом уровне. Проще говоря, придумывая, как сделать одну вещь, часто можно упростить создание других вещей. Таким образом, правительство, которое настоятельно добивается закупки качественной продукции, может сильно влиять на развитие конкурентных преимуществ своей страны.
Израильское правительство оказывает аналогичное влияние, пытаясь управлять ограниченными водными ресурсами страны. Предположим, что страна несет расходы в размере 100 условных единиц из-за нехватки воды. Инновации, поощряемые правительством, например капельное орошение или опреснение, не только сокращают внутренние расходы, связанные с такой нехваткой, скажем, до 70, но и поддерживают отрасль, общая стоимость которой при продаже своей продукции на рынках с самым большим спросом, вырастает до 1000 единиц. В этом смысле недостаток водных ресурсов в Израиле сделал страну богаче, чем она была бы в противном случае.
Аналогично, военные инвестиции Израиля позволили разработать ряд решений, которые оказались полезными – и выгодными - для применения в гражданской сфере. Это позволяет объяснить, почему частные инвестиции в НИОКР занимают в Израиле большую долю ВВП, чем в других странах мира. Уроки, полученные в ходе проведения закупок для армии, можно использовать и в других сферах. Правительства занимаются поиском решений для наиболее актуальных проблем, стоящих перед их обществом. Учитывая, что проблемы отдельной страны редко бывают исключительными, инновационные решения могут способствовать появлению отраслей, конкурентоспособных – даже доминирующих – на мировом рынке. И решение, используемое для одной проблемы, может применяться и в других областях.
Латинской Америке следует использовать это в качестве модели для повышения качества образовательных систем. На данный момент восемь латиноамериканских стран, проводящих стандартные экзамены согласно Международной программе ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся, находятся среди 15 стран с худшими показателями из 65, участвующих в данной программе. Вместо вливания огромного количества денег в плохо функционирующие школьные системы, латиноамериканские правительства, несомненно, были бы заинтересованы в таких инновационных решениях, как учебники на базе планшетных ПК, которые могут помочь учителям эффективно проводить уроки, следить за успеваемостью студентов и определять стратегии корректировки. Помимо повышения успеваемости детей, такие попытки могли способствовать созданию отрасли современных образовательных ресурсов, конкурентоспособной на мировом уровне.
Вот только некоторые примеры того, как можно использовать потенциал золотой жилы госзакупок. Закупая большие объемы высококачественных продуктов, которые позволяют справиться с основными государственными проблемами, правительства побуждают частные, государственные или смешанные организации брать на себя расходы, связанные с поиском решений. Во многих случаях преимущества этих решений выходят далеко за пределы первоначальной цели. Но идя по такому пути, правительства должны помнить, что добыча – это потенциально опасная отрасль, к которой следует относиться с осторожностью. Вместе с этим они могли бы приступить, используя например 5% от своих программ закупки, к разработке крайне необходимых решений в регионах с потенциально крупными мировыми рынками. В конце концов, игра стоит свеч.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу