Полярная война. США против России
Америка всерьез готовится оспорить право России на огромный участок Арктики, примыкающий к российским берегам между Чукоткой и Кольским полуостровом, который РФ всегда считала своим. Вчера в интервью USA Today это дал понять главный юридический советник госсекретаря США Джон Беллинджер. По данным геологической службы США, под морским дном в Арктике находится до 25% общемировых запасов нефти и природного газа.
Администрация Джорджа Буша считает для себя приоритетом скорейшую ратификацию Конвенции ООН по морскому праву и внимательно отслеживает действия других государств в Арктике, заявил Беллинджер. Он имеет в виду Россию, которая в рамках Конвенции ООН заявляет права на 460 тыс. квадратных миль в Арктике, являющихся продолжением российского континентального шельфа. Беллинджер сообщил, что США могут подать заявку на право владения береговой зоной в районе побережья штата Аляска, уходящей в Северный Ледовитый океан на 600 миль. Для этого США должны ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву, после чего Вашингтон получит место за столом переговоров в международной комиссии, которая рассматривает заявки государств. По словам Беллинджера, ратификацию конвенции «поддерживают Пентагон, военно-морской флот и президент Буш», а также американская «энергетическая индустрия».
В 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания, США и Канада условились считать воду и острова в пределах полярного сектора государства частью территории этой страны. России таким образом достался самый большой сектор между Чукоткой, Северным полюсом и Кольским полуостровом. В этом треугольнике площадью 1,2 млн кв. км сосредоточено около 100 млрд т нефти, большие запасы рыбы, а также Северный морской путь. На всех отечественных картах сектор отмечался как российский, однако в 1997 году Москва ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, согласно которой морские экономические границы государств ограничены 200-мильной прибрежной зоной. Таким образом, Россия утратила право на «русский треугольник».
USA Today напоминает, что таяние льдов породило соперничество за шельф между восемью приполярными государствами: США, Россией, Канадой, Исландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Данией, которая контролирует Гренландию. В российском секторе морские научные экспедиции уже проводили США, Норвегия, Германия и Китай. Дания мотивирует свои претензии на Северный полюс его близостью к Гренландии, Канада доказывает, что трансарктический хребет Ломоносова начинается с американского материка.
Россия также пытается вернуть свой сектор. Состояние Северного флота пока не позволяет ей подкрепить свои арктические амбиции. «Ресурсов, которые не охраняются, не существует, — заметил РБК daily политолог Дмитрий Евстафьев. — Необходимо наращивать военно-морское присутствие на севере, прежде всего надводное». «Если юридический спор зайдет в тупик, значение военного присутствия в Арктике вырастет, — соглашается директор московского представительства Центра оборонной информации Иван Сафранчук. — Северный флот считается лучшим, его активность растет, но он создавался для ядерного сдерживания, а это другая задача». На днях Владимир Путин призвал укреплять ВМФ, а пока Москва пытается решить проблему в рамках все той же конвенции. Доказав, что океанское дно (в данном случае хребет Ломоносова) является частью Сибирской континентальной платформы, мы получим формальное право и на «треугольник». Однако едва ли соперники будут соблюдать конвенцию в ущерб своим экономическим интересам. В 2002 году, когда Россия первой из арктических государств подала заявку на «треугольник», спецкомиссия ООН не приняла ее аргументы. Тогда российские пограничники просто установили на полюсе пограничный столб, под которым сегодня ходят атомные подлодки США. В 2009 году российскую заявку рассмотрят снова, но шансов на одобрение мало.
В этих условиях России остается склонять на свою сторону мировое общественное мнение. 24 июля из Мурманска к Северному полюсу стартовала экспедиция под руководством полярника и депутата Артура Чилингарова. 1—2 августа ученые впервые погрузятся на батискафах «Мир» под дрейфующие льды Северного Ледовитого океана и на глубине более 4 км установят титановую капсулу с российским флагом и посланием потомкам. Чилингаров признает, что экспедиция преследует не только научную, но и геополитическую цель.
Кроме того, Россия пытается уладить почти сорокалетний спор с Норвегией по поводу 155 тыс. кв. км шельфа Баренцева моря, где, как предполагается, находится свыше 3 трлн куб. м газа. Недавно президент Путин одобрил предложение правительства заключить с Норвегией соглашение о разграничении шельфа. В случае успеха останется «всего лишь» договориться с Вашингтоном — главным претендентом на ресурсы «русского треугольника». А это задача посложнее, чем вступление в ВТО. Не так давно зампред комитета по международным отношениям сената США Ричард Лугар призвал незамедлительно присоединиться к Конвенции по морскому праву, чтобы Москва не «закрепила за собой» регионы, богатые нефтью и газом. Заявление Беллинджера лишь доказывает, что Лугар озвучил консолидированную позицию Вашингтона.
«Американское лобби нефтяников боится, что Россия получит эксклюзивные права на воды Арктики. А в условиях растущего ресурсодефицита в мире регион в будущем превратится в новый Ближний Восток», — сказал РБК daily профессор Вестминстерского института Джон Оуэнс. Такой же прогноз дает Дмитрий Евстафьев. «Сейчас американцы в Арктике ничего делать не будут, они даже на Аляске замораживают нефтепромыслы, — сказал он. — Но через 5—6 лет они начнут вносить в баланс своих нефтяных компаний арктические месторождения на спорном шельфе. Пример Каспия показывает, что продлится этот процесс не менее 10—15 лет, а ресурсной базой Арктика станет лет через 25».
Однако прежде чем вступать в игру, России стоит определиться с приоритетами, считает г-н Евстафьев. «Как мы будем осваивать океан, если мы свои заполярные города бросаем, — задается вопросом он. — Кроме того, остро стоит проблема деградации и изоляции Дальнего Востока, которую надо решать в ближайшие десять лет. Арктика же — проблема 25—30 лет».
ВИКТОР ЯДУХА