11 ноября 2014 theguardian
Представьте, что вы инвестор, и пытаетесь заработать на сырьевых биржах в начале 2014 года. Вы чувствуете, что нечто серьёзное назревает на Украине и обеспокоены первыми сообщениями о группировках боевиков, орудующих на территории северной и западной части Ирака.
Рассчитывая на то, что мировая экономика будет продолжать укрепляться, было бы логично предположить, что цены на нефть тоже продолжат расти. Обычно именно к этому и ведут геополитическая напряжённость и наличие здорового спроса на топливо.
Однако в данном случае инвестиционная логика оказалась неверна. После цены в 110 долларов за баррель прошедшим летом стоимость сырой нефти поползла вниз. За последние три месяца цена на нефть снизилась на треть. К тому времени, как выздоровление экономики начало пробуксовывать, объёмы добываемой нефти возросли, начался экономический спад в Китае, и возобновилась стагнация в еврозоне.
Но это ещё не полная картина. Четырёхкратное повышение цен на нефть после введения эмбарго на экспорт, организованное Саудовской Аравией в ответ на арабо-израильскую Войну Судного дня 1973 года, показало, как сырая нефть может быть использована в качестве дипломатического и экономического оружия. История повторяется.
Подумайте о том, как положение в мире видится со стороны администрации Обамы. Они хотят беспрекословного повиновения Тегерана в вопросе его ядерной программы. Они хотят, чтобы Путин уступил на востоке Украины. Но после того опыта, который был получен в последнее время в Ираке и в Афганистане, у Белого дома нет ни малейшего желания проводить сухопутные операции. Вместо этого, при помощи своих союзников из Саудовской Аравии, Вашингтон пытается снизить цены на нефть, наводнив чёрным золотом и без того слабый рынок.
Поскольку Россия и Иран очень сильно зависимы от нефтяного экспорта, Вашингтон рассчитывает, что после снижения цен с ними будет легче иметь дело.
Говорят, что госсекретарь США Джон Керри и король Абдулла якобы заключили в сентябре сделку, согласно которой Саудовская Аравия согласилась продавать нефть по цене ниже рыночной. Этим можно объяснить стремительное падение цен с того времени, поскольку волнения в Ираке и Сирии, вызванные наступлением Исламского государства, должны были, напротив, привести к их повышению.
Саудиты уже проделывали нечто подобное в середине 1980-х годов. Тогда целью снижения цен на нефть ниже десяти долларов за баррель была дестабилизация режима Саддама Хусейна. На этот раз они хотят надавить на Иран и принудить Москву ослабить поддержку Асада в Сирии.
Однако такое наводнение рынка — дорогое удовольствие. Саудовская Аравия, как и другие производители нефти, привыкли продавать сырьё по цене выше ста долларов за баррель. Арабская весна в Ливии и Египте породила опасения, что политические волнения будут распространяться. Высокие доходы от продажи нефти обеспечивали высокий уровень общественных расходов, поэтому Саудовской Аравии необходимо поддержание цены на нефть выше 90 долларов за баррель, чтобы избежать проблем с собственным бюджетом.
Однако немного потерпеть они могут. Саудиты рассчитывают на то, что они в состоянии выдержать низкие цены на нефть дольше, чем русские и иранцы, следовательно, вся операция займёт немного времени.
Нет никаких сомнений в том, что этот манёвр новой холодной войны больно бьёт по России. На нефть и газ приходится 70 процентов российского экспорта и бюджет страны свёрстан из расчёта, что цена на нефть будет держаться выше ста долларов за баррель. У Москвы имеются резервы в иностранной валюте, но они не бездонны. За последнюю неделю рубль упал на десять процентов. В результате российский центробанк вынужден поднять ставку процента, что поможет стабилизировать рубль, но за счёт дальнейшего погружения в рецессию.
Однако, несмотря на все усилия, на российскую внешнюю политику повлиять не удалось. Поддержка президента Башара аль-Асада остаётся прежней, а недавно появились сообщения о появлении российских войск на востоке Украины. Пока непонятно, какой будет реакция Ирана. Тем временем ситуация на Ближнем Востоке остаётся крайне напряжённой.
Между тем, если тенденция окажется затяжной, то падающие цены на нефть могут способствовать глобальному росту. Старший экономист по мировым рынкам в Capital Economics Эндрю Кеннингем подсчитал, что если цена на сырую нефть установится на уровне 85 долларов за баррель, то это приведёт к переносу дохода от производителей нефти к её потребителям примерно на 0,9 процента от мирового ВВП. А поскольку потребители, как правило, тратят более значительную часть своего дохода, чем бизнес, то спрос будет расти. В результате в выигрыше окажутся крупные потребители нефти — Китай, Индия и Европа.
Одновременно с этим следует ожидать замедления инфляции. Падение цен до текущего уровня достаточно, чтобы снизить инфляцию ниже одного процента в Британии и ниже нуля в еврозоне. Низкая инфляция должна способствовать росту потребительских и деловых расходов, поскольку бюджеты будут увеличиваться. Что касается США, то тут ситуация более сложная. Готовность Вашингтона разыгрывать нефтяную карту базируется на уверенности, что благодаря внутренним резервам США смогут стать крупнейшим производителем нефти в мире.
В своей речи в прошлом году Том Донилон (на тот период советник по вопросам национальной безопасности в администрации Барака Обамы) заявил, что США теперь будут менее чувствительны к переменам на глобальном рынке нефти, благодаря разработке сланцевой нефти и сланцевого газа внутри страны.
За период с 2011 года по второй квартал 2014 года добыча нефти в США увеличилась с 5,7 миллионов баррелей в день до 8,4 миллионов. Этот рост означает, что Америка готова восполнить недостаток сырья на глобальном рынке в случае сокращения поставок из Ирана и России из-за санкций. Однако резкое падение цен на нефть приведёт к нежизнеспособности некоторых месторождений сланцевой нефти. Особенно это касается новых разработок, которые требуют больших вложений на первом этапе.
Но в это справедливо и по отношению к некоторым уже давно разрабатываемым месторождениям, где быстрое истощение вынуждает компании продвигаться глубже, что также предполагает увеличение расходов. Так что в любом случае намеренное снижение цен на нефть может оказаться крайне опасной аферой для собственной сланцевой индустрии США.
http://www.theguardian.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу