Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Жесткая посадка для мягкой валюты » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Жесткая посадка для мягкой валюты

Доллар слабеет против валют, которые не лишены тех же недостатков.


Лондон никогда не был дешевым городом, однако, американские путешественники, желающие посетить столицу Туманного Альбиона, сочтут, что их кошельки пустеют еще быстрее, чем раньше. За доллар можно купить меньше фунтов, чем когда-либо за четверть века. Итак, 23 июля доллар упал до $2.06 против фунта - это минимальный курс с 1981 года. Кажется, что доллар еще никогда не был настолько в сильно в немилости валютных трейдеров. Федеральный резервный банк отслеживает стоимость доллара против взвешенной корзины, состоящей из семи валют ключевых торговых партнеров США. Этот индекс, который считается хорошим критерием настроений, царящих на финансовых рынках в отношении доллара, упал до исторических минимумов. Так что же стоит за последней волной ослабления доллара? Отчасти, падение является следствием циклических факторов и отражает ослабление американской экономики. Согласно результатам ежемесячного опроса The Economist, ожидается, что темпы роста ВВП в этом году будут ниже, чем в Еврозоне, Британии, Австралии и Канаде. Самой назойливой головной болью остаются причины этого ослабления. Точно так же, как неприятности на рынке жилья подрывают американскую экономику, беспорядки в секторе субстандартного кредитования подрывают американскую валюту. Аналитики Goldman Sachs верят, что давление на доллар связано со снижением внешнего спроса на корпоративные долговые бумаги. Они также отмечают, что неспокойная обстановка на рынке ипотечных кредитов в США может поставить под сомнение статус доллара, как резервной валюты.


Не облегчают ситуацию и растущие цены на нефть. Пол Робинсон, валютный стратег из Barclays Capital, признает, что в периоды удорожания черного золота доллар, как правило, является наиболее уязвимым среди основных валют. Возможно, это связано с тем, что Америка использует больше нефти, чем остальные развитые страны, поэтому рост затрат на топливо негативно отражается на экономическом росте и, следовательно, курсе валюты. Наиболее беззащитны при этом американские потребители, поскольку низкие налоги на топливо сильно сокращают путь от роста цен на сырую нефть до роста цен на розничные товары и услуги. Кроме того, страны-производители нефти, как правило, больше импортируют из Европы, а не из США, поэтому потратить нефтедоллары - это значит, для начала продать их. Таким образом, это еще один негативный фактор для американской валюты. В итоге, резкий рост цен на нефть, ослабление экономики и обеспокоенность ситуацией на рынке кредитования - сделали свое дело. Однако перспективы роста в США не так уж плохи, а рынок субстандартного ипотечного кредитования не так уж страшен, по крайней мере, пока, поэтому эти причины не могут в полной мере объяснить ослабление доллара.



Стивен Иен, валютный стратег из Morgan Stanley, считает, что долларом движут куда более могущественные силы. Принято считать, что одной из главных опасностей для доллара является диверсификация азиатскими странами своих резервов, которые, по большей части, хранятся в долговых ценных бумагах США. Однако, по мнению г-на Иена, главными диверсификаторами являются пенсионные, страховые и взаимные фонды самой Америки. Они контролируют активы на сумму более 20,7 трлн. долларов, что в четыре раза больше, чем все официальные валютные резервы в мире вместе взятые. Начиная с 2003 года, американские взаимные фонды увеличивают долю своих вложений в иностранные акции. Сейчас она составляет 22,5% по сравнению с 15% в 2003 году. Эта сумма практически равна всем официальным резервам Китая. По мнению г-на Иена, этот отток капитала вовсе не является однозначным свидетельством пессимистичного настроя управляющих активами в отношении национальной экономики или валюты. Скорее, он отражает уход от провинциальности. Инвесторы начинают понемногу осознавать, насколько рискованно чрезмерно полагаться на внутренние активы. Аналогичные тенденции наблюдаются в Японии, где домохозяйства жадно покупают иностранные активы. Доллар пострадал больше всех, потому что американские финансовые институты являются самыми крупными пионерами глобализации.


И все же, настороженность к долларовым активам может быть одним из мотивационных факторов диверсификации. Регулярное исследование, проводимое компанией Merrill Lynch, указывает на то, что фондовые управляющие испытывают крайний пессимизм в отношении доллара уже на протяжении последних пяти лет. Большую часть этого времени все те же управляющие демонстрировали желание сократить вес американских активов в своих портфелях, при этом особенно явно это стремление просматривается в последние три года. Крайне сложно отделить диверсификацию от избавления, поскольку эти два явления тесно взаимосвязаны.



Так ли важен дефицит?


На первый взгляд, последняя волна ослабления доллара, кажется, лишь усиливает опасения относительно стабильно высокого дефицита текущего счета в США и связанного с ним увеличения внешнего долга. Многие экономисты приветствуют процесс девальвации доллара, поскольку это влечет за собой удешевление американского экспорта и удорожание импорта, сокращая, тем самым дефицит внешней торговли. На самом деле, за первые пять месяцев этого года объем дефицита был меньше, чем за тот же период 2006 года. Однако анализ ситуации показывает, что валютные рынки не воспринимают торговые дисбалансы всерьез. Некоторые страны, валюты которых существенно укрепились за счет доллара, в частности, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, также испытывают огромные дефициты. Так, дефицит текущего счета в Австралии держится еще дольше, чем в Америке, при этом чистый внешний долг страны в прошлом году составил 60% от ВВП по сравнению с 19% в США. А в Новой Зеландии отношение долга к ВВП еще больше и составляет 90%. Но при этом валюта крупнейшего мирового кредитора - Японии - продолжает снижаться, даже против доллара. Если же мировые дисбалансы не являются ключевым катализатором движений на валютном рынке, может доллару удастся восстановить позиции, когда экономика США вновь обретет устойчивость. В конце концов, он пал уже достаточно низко: согласно общему торгово-взвешенному индексу, рассчитываемому ФРС, с 2002 года американская валюта упала на 22%. С учетом паритета покупательной способности, рассчитываемого ОЭСР, доллар недооценен на 15% против евро, на 18% против австралийского доллара и на 21% против фунта. Подобные отклонения от справедливой стоимости, скорее всего, будут невыносимыми для многих стран, особенно для тех, которые также страдают от внешних дефицитов.



По материалам журнала The Economist