QE: все дело в доверии » Элитный трейдер
Элитный трейдер

QE: все дело в доверии

23 марта 2015 Financial Times
Сложно оценить успех программы стимулов, пока она не начнет влиять на реальную экономику. Экономический эквивалент "славы за счет известности" заключается в повышении доверия, потому что это главный канал, по которому политические меры влияют на реальную экономику. Разговоры о количественном смягчении имеют к этому прямое отношение. Оно сработает, если уверенно говорить о том, что оно работает. Хороший пример такого замкнутого круга - прогноз Европейского центрального банка, опубликованный в этом месяце. Центробанк рассчитывает на уверенный рост экономики в 2016 и 2017 годах, благодаря количественному смягчению. Этот прогноз предполагает рост инфляции до целевого уровня Центробанка (в районе 2%) в ближайшие два года. Учитывая то, что ЕЦБ обосновал покупку государственных облигаций необходимостью поднять инфляционные ожидания, можно предположить, что программа уже работает. Самое поразительное то, что ЕЦБ пока не купил ни единой облигации. Что же изменилось? Просто неожиданно у всех выросла уверенность в успехе предприятия.

Вернемся к реальной экономике, и посмотрим, что произошло: будучи крупнейшим чистым импортером нефти и газа, экономике Еврозоны пошло на пользу снижение цен на энергоресурсы - эффект был моментальным и весьма ощутимым, но, увы, кратковременным. Это как выиграть в лотерею. Второй важный фактор - это падение валютного курса евро. Таким образом, сейчас сложно сказать, в какой степени положительные изменения обусловлены непосредственно количественным смягчением. В любом случае, эффект ощутим, но не настолько велик, как предполагалось. Для реальной экономики важнее не номинальный валютный курс, а реальный, взвешенный по торговле. По данным Банка международных расчетов, с февраля 2014 года по февраль 2015 года он упал на 10%. Для Еврозоны валютный курс менее значимый фактор, чем для других стран, потому что экономика в регионе считается относительно закрытой. Страны внутри валютного союза торгуют в основном друг с другом.

Третий положительный фактор - это улучшение в сфере банковского кредитования. Прогресс пока невелик, но тенденция внушает оптимизм. И, наконец, фискальная политика все еще носит ограничительный характер. Сочетание всех этих факторов благоприятно повлияло на темпы экономического роста, который, согласно прогнозам, по итогам года составит 1.5%. И все же не стоит забывать, что мы имеем дело с лотереей. Чтобы сохранить динамику, нужны реальные изменения траектории роста, или придется выигрывать в этой лотерее каждый год. Можно ли ждать от QE реальных результатов? В Штатах одним из главных каналов, передававших эффект QE в реальную экономику, было ипотечное финансирование. Оно помогло оживить рынок жилья, но и в этом случае влияние на инфляцию было не таким уж заметным.

В ключевых странах Еврозоны система ипотечного финансирования функционирует совсем иначе. Снизить стоимость финансирования для корпоративного сектора QE тоже не поможет, потому что здесь основная доля рынка принадлежит традиционным банкам. Кроме того, программа невелика. Ирландский экономист Карл Велан пришел к выводу, что ЕЦБ в конечном счете купил не более 6% непогашенных государственных облигаций в странах Еврозоны. Программа в Великобритании была в 4-5 раз больше объема непогашенных обязательств. Небольшой масштаб программы ЕЦБ отчасти объясняется уже высокой стоимостью облигаций. Наиболее заметный эффект будет связан с обещанием держать ставки низкими вплоть до окончания срока действия программы. На самом деле, бессмысленно поднимать ставки, если Центробанк при этом продолжает покупать активы. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что, по крайней мере, до сентября 2016 года ставки в Еврозоне повышаться не будут.

Девальвация валюты - тоже вносит весомый вклад, однако неясно, насколько устойчивым будет ее влияние на экономику. Еще один известный фактор - это перебалансировка портфелей - суть в том, что людям, которые продают государственные облигации, нужно куда-то вкладывать деньги, например, в реальные сектора экономики. На этом, собственно, и все. Доверие нельзя считать независимым и самостоятельным фактором, оно присутствует во всех проявлениях экономической активности. Вспомните обещание главы ЕЦБ Марио Драги в 2012 году сделать все необходимое, чтобы спасти евро. Крупная экономика не похожа на рынок облигаций. В ней происходят реальные события. Инвесторы вложат деньги в завод или в производство, если будет рост спроса. Потребители будут больше покупать, если они почувствуют увеличение доходов и собственной покупательской способности. Экспортеры, вне всякого сомнения, воспользуются преимуществом низкой процентной ставки, но станут ли они инвестировать прибыли в проекты внутри Еврозоны? Взаимосвязь между покупкой гос. облигаций и компанией в Сицилии, создающей рабочие места очень путанная, косвенная и ненадежная. На самом деле, мы просто не знаем, каким будет результат QE, пока не получим доказательства того, что стимулы влияют на реальную экономику. Пока этого не произошло, или пока не появились какие-то другие факторы, следует помнить о QE и рассматривать экономическое восстановление как чисто статистический феномен.

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter