Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Эффект неожиданности - новый инструмент Центробанков » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Эффект неожиданности - новый инструмент Центробанков

29 апреля 2015 Financial Times

Майкл Пейлин из Монти Пайтон (Прим. Profinance.ru: комик-группа из Великобритании, известная, благодаря своему новаторскому, абсурдистскому юмору) в скетче об «Испанской инквицизии» подметил, что «наше главное оружие - это эффект неожиданности». Центробанки, судя по всему, используют такой же подход, отчаянно пытаясь стимулировать экономики и поднять инфляцию. Многие годы стражи монетарной политики рьяно проповедовали искусство сообщать о своих намерениях, а потом выполнять обещанное во имя прозрачности института Центробанков. Однако в этом году они столь часто прибегали к элементу неожиданности, что рынки постепенно привыкли жить, как на пороховой бочке и уже воспринимают ее как нечто само собой разумеющееся. Роджер Халлам, старший инвестиционный стратег из JPMorgan Asset Management, считает, что рост волатильности отражает более эффективное функционирование рынков. «Рынок реагирует вполне адекватно», - заявил он. «Подразумеваемая волатильность на валютных рынках заметно выросла». С первого января центральные банки снижали ставки более двадцати раз, при этом несколько раз - вопреки ожиданиям. Дания понизила ставку четыре раза менее чем за месяц. Европейский центральный банк удивил всех своей стратегией покупки активов.

Но ничто не сравнится с тем шоком, в который поверг нас всех Национальный банк Швейцарии своим неожиданным отказом от валютной привязки к евро 14 января. Это решение - апофеоз шокирующих действий Центробанков, оно гулко отозвалось во всех уголках валютного рынка. На этой неделе пройдут заседания Центробанков во многих странах, включая Россию, Бразилию, Новую Зеландию, Швецию и Тайланд, и рынки уже морально готовятся, что кто-нибудь из них точно подкинет парочку свежих сюрпризов. В этом году валютным рынкам было чему удивляться во всех уголках вселенной Центробанков: от Сингапура и Египта до Польши и Индии. Исключением стали Федрезерв США и Банк Англии, хотя последние комментарии этих ЦБ наводят на мысль о том, что и тут нас, вероятно, подстерегают неожиданности. Прогнозировать политику Центробанков стало сложно, поскольку они озабочены исключительно проблемой дефляции и не утруждаются стимулированием экономик. По словам Итона Харриса, главы экономического отдела Bank of America Merrill Lynch, резкие изменения валютных курсов спровоцированы неожиданными решениями Центробанков в условиях глобальной дефляции.

«Им понадобилось время, чтобы приспособиться к новой реальности», - добавил он. Удивлять рынки нужно время от времени, однако этот тренд возник после того, как некоторые Центробанки переосмыслили «заявление о намерениях» - практику, введенную в 1997 году, чтобы обеспечить рынки ясными и долгосрочными прогнозами по динамике процентных ставок. Заявление о намерениях вышло из моды. По мнению Харриса, рынки слепо полагались на то, что обещали Центроабнки, за что и поплатились. Банк Канады был в числе первых ЦБ, использовавших заявление о намерениях, но в октябре его председатель Стивен Полоз ясно дал понять, что в период экономической неопределенности сложно давать четкие прогнозы по ставкам. Заявление о намерениях было важным инструментом в пост-кризисные времена, но сейчас рынку нужна здоровая «двусторонняя» волатильность. И вот, 21 января Банк Канады удивил всех неожиданным снижением ставки.

Джейн Фоули валютный стратег из Rabobank, отмечает, что банки используют элемент неожиданности, потому что их арсенал эффективных мер заметно поредел. Она утверждает, что мода на подобные сюрпризы не характерна для нормальных условий, это, скорее проявление отчаяния и нехватки других инструментов. Именно эти факторы вынуждают ЦБ использовать эффект неожиданности, чтобы получить большую отдачу от рынков в условиях повышенной опасности - в данном случае речь идет об угрозе дефляции. Сейчас внимание инвесторов приковано к Федрезерву, который может также внести свою лепту в общий индекс «сюрпризов»: америкнский ЦБ планирует завершить многолетнюю политику легких денег - политику, которая взвинтила цены на акции и облигации. Сейчас Федрезерв делает ставку на поступающие экономические данные и тем самым тоже отходит от заявления о намерениях. Лоретта Местер, глава ФРБ Кливленда, считает, что заявление о намерениях нужно рассматривать как некий ориентир, а не как четкий политический инструмент.

И все же, если удивлять рынки слишком часто, можно добиться нежелательного эффекта. Федрезерв узнал об этом не понаслышке в 2013 году, во время паники вокруг сокращения программы стимулов. По словам Харриса, это один из самых ужасных ляпов в современной истории. Обжегшись на молоке, ФРС теперь предпочитает дуть на воду. В прошлом месяце «голубиное» сопроводительное заявление спровоцировало резкий рост волатильности в паре евро/доллар. По словам Фоули, ФРС чихнет, а рынок уже бьется в истерике. Очевидно, что этому Центробанку нужно успокоить обостренные реакции рынка, а не усиливать их, поэтому вряд ли стоит рассчитывать на эффект неожиданности сегодня после заседания FOMC. Однако Харрис уверен, что Федрезерву нужно обозначить переходный характер своей политики. «Центробанк отступил от сверх жесткого заявления о намерениях к неопределенности». Глава ФРС Джанет Йеллен не хочет, чтобы рынки полностью вышли из-под контроля, как это было в 2013 году. Ей нужно найти золотую середину.

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу