4 мая 2015 УК «Арсагера»
В последнее время в связи со сложной геополитической ситуацией усилилось давление на Россию, причем одним из инструментов воздействия в сфере международных финансов стали рейтинговые агентства. Напомним, что недавно все три крупнейших рейтинговых агентства понизили кредитные рейтинги России и ее обязательств. Причем рейтинг РФ от агентства Fitch был пересмотрен до низшей ступени инвестиционного уровня «BBB-», а SnP и Moody’s перенесли российский рейтинг в разряд «мусорных». Все это происходило на фоне обвала цен на нефть, паники на внутреннем валютном рынке, резкого повышения процентных ставок, а также разгона инфляции. Ситуацию усугубляли санкции, затруднившие доступ к внешним источникам капитала, а также снижение золотовалютных резервов страны.
Однако на прошлой неделе агентство Standard&Poor’s не стало менять кредитный рейтинг страны, причем как по обязательствам в иностранной, так и в национальной валютах. В то же время, агентство Fitch отложило апрельское решение по пересмотру рейтинга России на поздний срок для более глубокого изучения ситуации в экономике и финансах страны. Что же мешает агентствам продолжать оказывать давление на Россию?
По своей сути кредитный рейтинг является показателем, характеризующим способность должника своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам. Теоретически, любое изменение рейтингов должно влиять на цены и доходности обращающихся долговых инструментов. Если к России применено негативное рейтинговое воздействие, то должна возрастать оценка рисков, связанных с инвестированием в российские долговые инструменты, доходность гособлигаций должна расти, а их цены — падать. Но в действительности все обстоит несколько иначе.
В начале текущего года, когда Россия имела рейтинги инвестиционного класса от всех трех международных агентств, доходности длинных рублевых гособлигаций (с дюрацией более 5 лет) составляли 14-15%. Как ни парадоксально, с тех пор российские гособлигации существенно выросли в цене, и на данный момент трудно купить длинную бумагу с доходностью выше 11%.
То же самое произошло с корпоративными и муниципальными облигациями: доходности снизились, а цены существенно выросли. Так, средневзвешенная доходность корпоративных облигаций, входящих в индекс IFX-Cbonds, на конец года составляла 16,8%, а муниципальных облигаций из индекса Cbonds-Muni – 15,8%. На 20 апреля текущего года эти доходности составляют уже 13,3% и 13,0% соответственно.
Что же касается российских суверенных еврооблигаций, то с начала года их доходности упали в 2 раза. Так, средняя доходность суверенных еврооблигаций с дюрацией 2-5 лет, номинированных в долларах, на начало года составляла около 7%, а на момент написания статьи — всего 3,5%. Аналогичная ситуация и с длинными бумагами: для примера, доходность России-30 с погашением в 2030 году сократилась с 7,5% до 3,6%, и сейчас соответствует уровню, наблюдавшемуся в начале 2014 года.
Итак, после снижения кредитного рейтинга всеми тремя агентствами, мы наблюдаем существенный рост цен и снижение доходностей как государственных, так и корпоративных облигаций. Но что же получается – снижение кредитного рейтинга страны сигнализирует о скором росте цен ее долговых инструментов? На наших глазах происходит очень интересное явление. Падение доходностей суверенных еврооблигаций, которое произошло после лишения России инвестиционного рейтинга, говорит о том, что и у российских, и у зарубежных инвесторов начинает утрачиваться доверие к объективности международных рейтинговых агентств. Восстановление их репутации может произойти только тогда, когда агентства начнут подходить к своему делу профессионально и политически беспристрастно.
Что же касается ситуации в экономике России, то в страну по-прежнему поступают значительные объемы валютной выручки. По данным ЦБ, в первом квартале сальдо счета текущих операций платежного баланса составило 23,5 млрд долл. За первый квартал 2015 года Россия справилась с годовым пиком выплат по внешнему долгу и прошла его безболезненно (чистое списание обязательств резидентов РФ, по данным ЦБ, в 1 квартале составило 31 млрд долл.). На этом фоне произошло значительное укрепление рубля. Тем временем темпы месячной и недельной инфляции с начала года существенно замедлились. Эти факторы позволили ЦБ дважды снизить значение ключевой ставки с 17% до 14%. Согласитесь, на этом фоне очень странно бы смотрелось очередное снижение кредитного рейтинга, а агентству, отважившемуся на такой шаг, было бы еще труднее аргументировать свои действия. Не говоря уже о том, что мотивировки последних решений рейтинговых агентств и так выглядят крайне неубедительными.
Ситуация с абсурдностью действий крупнейших рейтинговых агентств наглядно демонстрирует наличие кризиса международной рейтинговой системы. Для инвесторов давно стала очевидной необходимость в ее реформировании. Мы же в своей работе при анализе кредитоспособности заемщиков значительно снизили зависимость от внешних оценок рейтинговых агентств и сделали упор на собственный анализ кредитного качества эмитентов.
Мы убеждены, что есть только один способ, позволяющий представить по-настоящему объективную картину кредитоспособности стран для международных инвесторов. Присвоением страновых рейтингов должно заниматься специально созданное международное рейтинговое агентство, акционерами которого станут центральные банки стран-участниц, а сама методика присвоения страновых рейтингов должна быть полностью публичной. В этом случае, агентству будет крайне сложно присваивать политически мотивированные рейтинги (как умышленно завышать, так и умышленно занижать их). Как следствие, доверие к этим рейтингам со стороны инвесторов значительно возрастет, облегчая тем самым процесс принятия инвестиционных решений.
http://www.arsagera.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу