О прощании с потребительской мечтой » Элитный трейдер
Элитный трейдер

О прощании с потребительской мечтой

12 мая 2015 Живой журнал

Я теперь скромнее стал в желаньях, записал Сергей Есенин в 1922 году. А в 2015-м его слова стали девизом россиян — к радости борцов с консьюмеризмом «золотых нулевых».

По данным РОМИР, наши граждане стали с удовольствием довольствоваться малым. Впервые за много лет в ответ на вопрос о том, сколько денег нужно семье из трех человек, чтобы жить «нормально», прозвучала сумма меньше прошлогодней. Ранее представления сограждан о стоимости «нормальной» жизни только росли год от года.

Кстати, а вы знаете, сколько это сто́ит в вашем городе?

Итак, необходимый для «нормальной» жизни ежемесячный семейный бюджет россияне оценили в среднем в 68 900 рублей. В прошлом году их средние запросы составляли 78 500 рублей, а годом ранее – 76 500 рублей. С учетом 16%-й инфляции аппетиты сограждан уменьшились более чем на четверть – на 28%.

При этом желаемые доходы оказались довольно близки к располагаемым. Впервые за все годы проведения исследования о запросах для «нормальной» жизни уровни заявляемого и реального дохода почти совпали с разницей в 3%.

По городам. Москвичи в среднем запросили для «нормальной» жизни 85 тысяч рублей в месяц на троих. Жители других городов-миллионников оценили свой ежемесячный бюджет в 80 тысяч рублей, тогда как жители средних городов (до полумиллиона человек) готовы довольствоваться 68 тысячами рублей. Запросы жителей малых городов еще скромнее – около 62 тысяч рублей в месяц.

От чего люди решили отказаться без ущерба своим представлениям о качестве жизни?

Другой опрос РОМИР дает некоторое представление об этом. В основном люди готовы сократить расходы на покупку дорогих предметов гардероба, улучшение жилищных условий и путешествия. Личные автомобили, дорогие гаджеты и ювелирные украшения, однако, не выпали из числа приоритетов россиян.

При этом в некоторых статьях расходов, таких как одежда, обувь и мебель, спрос сместился в низшие ценовые сегменты. И расходы такого рода перестали считаться крупными. Но для туристической отрасли и рынка недвижимости желание россиян затянуть пояса представляют серьезный вызов.

Еще один интересный и показательный момент. Ранее тот же РОМИР заявил о резком росте в России «индекса счастья»: в начале 2015 года счастливыми себя назвали 61% респондентов против 34% годом ранее, несчастными — 2%, что впятеро ниже показателя 2014 года.

Иными словами, большинство россиян обрели для себя некую более высокую жизненную ценность нематериального характера, ради обладания которой они готовы сокращать личные расходы, не чувствуя себя ущемленными или пострадавшими. Связано ли это с выкристаллизовыванием в 2014 году некой национальной идеи, утраченной в конце 1990-х, либо с удовлетворением от того, что показали им кузькину мать, определит время. Пока же можно лишь констатировать, что такие настроения задают вполне определенный вектор развития страны, спорить с которым не решится ни власть, ни оппозиция.

И хватит далеко идущих политических выводов. Вернемся на землю.

Вы от чего отказаться готовы без ущерба для собственного чувства счастья?

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter