18 мая 2015 Архив
Вопреки канону, в результате неконтролируемой девальвации пострадали не только импортеры. Российские экспортеры по итогам прошлого года также списали в убытки сотни миллиардов рублей.
Все отлично помнят, что произошло с рублем в конце прошлого года – он утонул. Вместе с ним тонут импортеры. Показательный пример – продажи автомобилей: в этом секторе велика доля импорта готовой продукции и комплектующих. По данным «Автостата», продажи новых автомобилей в апреле сократились более чем 25% (год к году). Вторичный авторынок рухнул на 30–40%. Если так пойдет дальше, к концу года обанкротится каждый пятый автодилер. Автопроизводители уже покидают российский рынок.
Но что же произошло с экспортерами? Если компания значительную часть выручки получает в подорожавших долларах, а расходы у нее в подешевевших рублях, ее прибыль должна бы вырасти. Однако вместе с курсом рубля ко дну пошла и немалая часть выручки экспортеров.
Сейчас российские компании начинают публиковать годовую отчетность. Вот реальный пример из жизни одного производителя экспортного товара, крупнейшего в мире в своей сфере: рост выручки за 2014 год – 18%, рост валовой прибыли – почти 50%, прибыль от операционной деятельности – рост почти в два раза, чистая прибыль… Ан нет. Компания понесла убытки свыше 10 млрд. рублей. Тогда как в 2013 году, при «завышенном», как считается, курсе рубля, ее прибыль превышала 8 млрд. рублей.
Одна из причин убытков экспортеров очевидна: рублевая стоимость их внешних заимствований – гигантских в ряде случаев – выросла почти вдвое. Но есть еще одна причина, о которой мало кто задумывается, и она также прямо связана с резким падением курса рубля.
Все без исключения крупные компании хеджируют риски роста/падения курса валюты. Наиболее популярный инструмент такой страховки – покупка опциона Put и продажа опциона Call с разными ценами исполнения сделок. Покупатель опциона Put (условная компания А) получает право продать валюту по заранее определенной цене. Держатель опциона Call получает право в любой момент приобрести (у компании А) валюту по заранее определенной цене, и она обязана исполнить этот контракт.
Если курс валюты держится в пределах между ценами исполнения сделок, компания А не получит ни убытка, ни значительной прибыли. Но в случае, если курс валюты резко вырастает, компании А придется потратить значительно больше рублей, чтобы купить валюту на рынке и исполнить контракт.
Но это еще не все. В случае резкого роста курса валюты и процентных ставок компания А должна увеличить обеспечение под исполнение опциона Call, т.е. довнести средства на счет инвестиционной компании или банка-держателя опциона. В случае, если она этого не делает, инвесткомпания ликвидирует ее позицию, и она теряет все ранее перечисленные в обеспечение средства. Так что убытки нарастают, как снежный ком. Что, собственно, и произошло в конце прошлого года.
Варианты страховок рисков роста/падения курса валюты могут различаться. А результаты мы видим похожие. У упомянутой выше компании убытки по этой причине превысили 30 млрд. рублей. Еще почти в такую же сумму ей обошлось подорожание внешних займов. О гигантских потерях в десятки миллиардов рублей сообщают в своих отчетах крупнейший авиаперевозчик, сервисная трубопроводная компания, золотодобывающая компания, и, вероятно, многие другие крупные экспортеры.
Хеджирование валютных рисков – это в целом свидетельство грамотной финансовой политики компаний. Выбирая инструменты хеджирования рисков, экономические субъекты ориентируются, в том числе, и на заверения монетарных властей, а они слишком долго убеждали нас в том, что сохраняют контроль на валютном рынке. В последние дни уходящего года ЦБ отчаянно попытался загасить рост курса рубля, но это уже не могло выправить ситуацию, время было упущено.
Спасибо Олегу Мубаракшину, ИК «Ай Ти Инвест» за использованные материалы
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу