Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Банк Транспортный сошел с дистанции » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Банк Транспортный сошел с дистанции

21 мая 2015 Инвесткафе Болотов Николай
Банк России по уже сложившейся традиции 20 мая отозвал очередные три лицензии, одна из которых принадлежала весьма крупному банку Транспортный. Во отношении этой организации интерес вызывают не столько причины отзыва: формулировки пресс-релиза ЦБ стандартны, это высокорискованная политика, утрата капитала и т.д. Удивляет в этой истории другое. Еще по состоянию на 1 декабря 2014 года банк нельзя было назвать очень крупным, однако за последние четыре месяца, благодаря активному привлечению средств физических и юридических лиц, его активы почти удвоились.

На банкирском жаргоне это называется «пылесосить» деньги, то есть собирать их с большой скоростью и под высокий процент. Таким образом, на 1 апреля в банке оказалось более 41 млрд руб., привлеченных у населения, и Транспортный вошел в топ-60 российских банков. Сумма немаленькая, но на столь быстрый рост пассивов за все четыре месяца никто внимания не обратил, активы же были увеличены преимущественно за счет кредитов юридическим лицам. Будут ли после отзыва лицензии возвращены эти деньги? К сожалению, это маловероятно.

Отзыв лицензии у столь крупного банка не сулит ничего приятного системе страхования вкладов. По состоянию на 30 марта объем средств фонда страхования вкладов составил за вычетом уже сформированных резервов по наступившим случаям 69 млрд руб. Повторюсь, что в Транспортном был 41 млрд руб. средств физических лиц. В остальных двух — Бумеранге и Профессионале немногим более 2 млрд руб. В итоге после всех этих выплат в фонде может остаться около 30 млрд руб., что хватит еще на один относительно крупный страховой случай. Конечно, в случае чего ЦБ предоставит АСВ кредит, но тем не менее.

В связи с изложенными фактами у меня есть два вопроса.

Первый. Если Банк России, не знал о проблемах Транспортного и выявил их буквально недавно, а после этого отозвал лицензию, то как обычный заемщик мог бы предположить, что у банка есть проблемы? А ведь в последнее время все чаще звучат призывы к тому, чтобы переложить на клиента больше ответственности за выбор банка. Так предлагается страховать лишь 90% от вклада или выплачивать компенсацию лишь по одному страховому случаю за всю жизнь. Повышать финансовую грамотность нужно и полезно, но передавать ответственность можно лишь тогда, когда принимающая сторона имеет возможность оценить все риски, а такая возможность у вкладчика отсутствует.

Второй вопрос. Если Банк России, все же знал о проблемах Транспортного, тогда почему же так долго давал ему свободно привлекать вклады и физических и юридических лиц, которые раздули его за считанные месяцы? Этот вопрос я, пожалуй, оставлю без ответа.

Вывод из этого всего напрашивается следующий: фонд АСВ истощен, поэтому вполне вероятно, что власти будут стараться как-то изменить правила игры на рынке, возможно, теми же корректировками схемы страхования вкладов, предполагающими выплаты только по 90% от суммы вклада. Конечно, может привести к массовому бегству вкладчиков, но не из мелких банков в крупные, а просто к переводу денег что называется «под матрас», а также в недвижимость, золото и иные инструменты.

Вкладчику же в этой ситуации остается только использовать как можно больше банков для размещения своих сбережений, разумеется, в пределах суммы страхового возмещения. Ведь у всех банков одновременно лицензию все же не отзовут.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу