26 мая 2015 The Economist
Новые банковские махинации, новые огромные штрафы - и никакого судебного преследования
Знакомая картина: регуляторы выписывают банкам огромные штрафы, делают резкие заявления относительно грубых нарушений, однако при этом никому не предъявляется обвинений в совершении преступления, и остается не вполне ясно, в чем именно сознались банки и какие это будет иметь последствия. 20-го мая консорциум правительственных агентств Америки и Британии объявил об урегулировании дела по обвинению шести международных банков в манипулировании валютными курсами. Bank of America, Barclays, Citigroup, JPMorgan Chase, Royal Bank of Scotland (RBS) и UBS согласились выплатить штрафы в размере $5.6 млрд. Пять из них, за исключением UBS, также признали свое преступное поведение, хотя значимость этого поступка пока неясна. Данный вердикт стал кульминацией долгого расследования деятельности, вероятно, 20-ти сотрудников шестерки банков, называвших себя «картель». В период с 2007 по 2013 г. они пользовались закодированными сообщениями в онлайн-чате, помогая друг другу делать деньги, особенно посредством махинаций с двумя дневными фиксингами обменного курса доллара и евро, нарушая правила о недопустимости манипулирования рынками и вступления в тайный сговор. Как написал один из них в чате, «кто не рискует, тот не пьет шампанского».
Власти пощадили UBS, избавив его от признания виновности, поскольку тот стал первым банком, сообщившим о сомнительных практиках. Однако для него это уже второе соглашение об отказе от судебного преследования: три года назад он уже выплатил американским властям $1.2 млрд. в связи с обвинениями в манипуляции с ключевой процентной ставкой LIBOR. В тот раз прощение было даровано с условием, что UBS более не будет замешан ни в чем предосудительном. Поведение банка в рамках данного дела о валютных махинациях вынудило министерство юстиции США разорвать сделку об урегулировании претензий по LIBOR. Тем не менее, главным последствием стал лишь еще один штраф на сумму $203 млн. – сущие пустяки по сравнению с аналогичными штрафами в размере $87 млрд., наложенными на крупные банки в прошлом году (см. график). UBS также признал свою вину в махинациях со ставкой LIBOR, но это явно не имеет смысла: банк заявил, что данный факт «не окажет финансового влияния» на результаты его деятельности.
Раньше признание преступной деятельности являлось в Америке гарантией банкротства. По крайней мере, именно эта участь постигла таких крупных игроков, как инвестиционный банк Drexel Burnham Lambert или бухгалтерскую фирму Arthur Andersen. Они вынуждены были прекратить свою деятельность, лишившись как лицензий, так и клиентов, не желавших вести бизнес с преступниками. Однако такое последствие волшебным образом исчезло стараниями Минюста США и прочих регуляторов. Еще один международный банк, Credit Suisse, в прошлом году признал уголовные обвинения в связи с уклонением его клиентов от уплаты налогов, но был прощен Комиссией по ценным бумагам и биржам, что позволило ему сохранить свой бизнес. Лоретта Линч, генеральный прокурор США, заявила, что за другими регуляторами остается право выбора – поступать ли так же на этот раз. Ричард Бов из Rafferty Capital так охарактеризовал создавшуюся путаницу: «Считается, что необходимые отказы от исков получены, но это не точно». Будут частные судебные разбирательства. Валютный рынок огромен, ежедневный объем торгов долларом и евро составляет $500 млрд. Может, манипуляции и были быстротечными, но они затронули огромное количество людей. Группа инвесторов уже сообщила о заключении соглашения с Citigroup на $394 млн., и такие закулисные сделки будут продолжаться.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу