Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Юань: из грязи в князи » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Юань: из грязи в князи

31 мая 2015 Financial Times

Как китайская валюта поднялась из грязи да в князи. Некоторые считают ее неодоцененной, но есть и такие, которым она кажется переоцененной.

Недооценена, переоценена…. кто-то может с достаточной долей определенности и уверенности сказать, какова истинная, справедливая стоимость китайской валюты? Существует множество противоречивых точек зрения на этот счет. Сейчас юань подобен красоте, которую видит тот, кто ею любуется, ценность юаня зависит от того, кто ее определяет. Хорошо, тогда возникает вопрос, что побудило Международный валютный фонд изменить свое мнение? Многие годы китайская валюта считалась недооцененной из-за того, что «внешний торговый счет» Китая казался крайне разбалансированным. Доказательство? Огромный профицит текущего счета и колоссальные по размерам валютные резервы. Экономическая теория гласит, что валютный курс оказывает существенное влияние на внешний торговый баланс страны.

Почему? Резонный вопрос

Когда валюта дешевеет, товары, производимые в стране, становятся дешевле в пересчете на другую валюту, то есть для покупателей за ее пределами, следовательно, иностранные потребители охотнее приобретают их (по выгодной цене), стимулируя рост экспорта. Однако, зная, что ваша национальная валюта продолжит дешеветь по отношению к валютам стран ваших торговых партнеров, вы постараетесь не тратить полученную ранее валютную выручку как можно дольше. В случае с Китаем, эта точка зрения подтверждается огромным профицитом текущего счета и не менее огромными валютными резервами. С точки зрения финансовой стабильности суть проблемы заключается в том, что по мере роста финансовых обязательств одной страны в отношении другой страны «государству-должнику» становится сложнее управлять рисками, сопряженными с неожиданным требованием к погашению этих обязательств.

Так что же изменилось?

Мировой финансовый кризис показал, что курс китайской валюты в большей сбалансирован относительно курсов торговых партнеров Китая, в частности, США, чем предполагалось. Как выясняется, Китай совсем не заинтересован в девальвации доллара, поскольку это приведет к обесценению его внушительнх валютных резервов и, соответственно, сделает его беднее на международном уровне. Иными словами, избавляясь от долларовых резервов слишком быстро, Китай, фактически, рубит сук, на котором сидит? В точку. Китай как никто другой заинтересован в повышении покупательской способности доллара, равно как Штаты заинтересованы в том, чтобы избежать дефолта. Более того, Штаты получат огромные торговые преимущества, когда и если Китай начнет распродавать долларовые резервы.

Что еще изменилось?

Штаты своей программой количественного смягчения, ориентированной на стимулирование экономики, собственноручно ослабили свою валюту, попутно поправив дела национальных экспортеров и других крупных компаний. Китайское правительство не стало предпринимать аналогичные по масштабам ответные меры, поэтому профицит текущего счета в стране сократился, а темпы накопления валютных резервов снизились. Таким образом, в результате укрепления юаня против доллара в течение прошлого года, китайская валюта перестала быть недооцененной - так считают аналитики Международного валютного фонда. Кроме того обозначенная динамика позволила рассматривать юань как часть «специальных прав заимствования» МВФ.

Что из себя представляют специальные права заимствования (SDR)?

Эти самые права уходят корнями еще в Бреттонвудскую конференцию 1944 года, на которой был принят мировой финансовый порядок. В то время британский экономист Джон Мейнард Кейнс предложил ввести международную супра-валюту под названием «банкор», однако его предложение не поддержали, в результате был принят механизм фиксированных валютных курсов с привязкой к золоту. За его работой должны были следить МВФ и Всемирный Банк.

Как все это связано с SDR?

Специальные права заимствования появились в 1969 году как новый резервный актив, поскольку золото сильно ограничивало мировое развитие. МВФ хотел получить актив, который мог бы расти вместе с объемами мировой торговли.

Похоже на то, что предлагал Кейнс?

С точностью до миллиметра. Сегодня стоимость SDR определяется курсом четырех валют: евро, японской иены, фунта стерлингов и американского доллара. Однако SDR - их еще иногда называют бумажным золотом - не является ни валютой, ни обязательством МВФ. Это учетный инструмент, который можно использовать для зачета платежей между членами Фонда.

Почему Китай хочет стать частью системы SDR?

Потому что это будет свидетельствовать о том, что валюта и экономика Китая обладают уровнем стабильности, необходимым для международного резервного актива. Китай рассчитывает, что этот статус позволит производить торговые расчеты в собственной валюте.

Почему это важно?

Это позволяет покупать товары на рынке только за счет репутации, не обременяя себя использованием других валют для осуществления сделки. Это значит, что мир доверяет тому, как страна управляет своей экономикой, а также не сомневается в ее способности платить по счетам.

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу