25 июня 2015 The Economist
Время сжатия приближается к рынку труда Великобритании. Опубликованные цифры показывают, что уровень безработицы остается на уровне 5,5% в течение трех месяцев с апреля, а темпы создания рабочих мест замедлились. Уровень безработицы составляет 0,5% выше оценки Банка Англии. Бум роста занятости в Великобритании, который наблюдается последние пять лет, возможно, близится к концу.
Это означает, что рост спроса (или расходов в экономике) начинает проявляться в повышении заработной платы, а не новых рабочих мест. Зарплата без учета бонусов выросла на 2,7% за три месяца к апрелю, это самый быстрый темп роста с февраля 2009 года. С учетом почти нулевой инфляции можно говорить о существенном росте доходов с ноября 2007 года.
Увеличение роста номинальной заработной платы волнует экономистов. В июне Банк Англии оставил процентную ставку на уровне 0,5%, но два из девяти членов Комитета по монетарной политике Центробанка заявили, что текущий низкий уровень инфляции вряд ли сохраниться надолго.
Ключевой неопределенностью является прогноз по производительности, которая остается ниже докризисного пика. Данные о производительности неполные, но последнее чтение показало, что рост почасовой оплаты труда составляет 0,3% в год. Рост зарплаты устойчивый, но данные по безработице не отражают конкуренцию компаний на рынке труда. А конкуренция за рабочие накаляется: после долгого спада количество вакансий вернулось почти на докризисные уровни (см второй график). Если за последнее время рост заработной платы – это только результат ужесточения конкуренции на рынке труда, , банк может скоро изменить ставку (несмотря на текущий низкий уровень инфляции, который большинство наблюдателей продолжать считать временным явлением, вызванным разовым падением цен на нефть).
Трудность в том, что рост производительности труда спрогнозировать почти невозможно. В первые дни банковского кризиса губернатор Мервин Кинг выразил уверенность, что слабая производительность отражается действия компаний, которые отправляют работников в неоплаченные отпуска с надеждой вернуть их обратно по окончании плохого периода, а не сокращают рабочие места. Но когда экономика восстановилась, компании создали новые вакансии. С тех пор, банк менее уверен, что его действия влияют на производительность труда, намекая, что это вопрос со стороны предложения, и, следовательно, не зависит от денежно-кредитной политики.
Тем не менее, возможно, что все-таки слабая производительность связана со спросом. Одной из причин стагнации стала пара капитал-труд: дешевле нанять больше рабочих, чем инвестировать в производительность труда, покупку новой техники и технологий. Впрочем, рост зарплат на рынке труда может привести и к обратному процессу, когда у компаний появится стимул инвестировать в производство и повышать производительность труда, чем написать работников на большие зарплаты.
Однако, если этого не произойдет, а производительность продолжит стагнировать -британцев ждет кризис. Банк будет вынужден поднять ставки и за счет инфляции остановить восстановление реальной заработной платы, подорожает ипотека. А рост оплаты труда остановится.
Опросы показывают, что британцы по-прежнему хотят работать больше часов. Это может обеспечить некоторую дополнительную слабину и держать в узде инфляционный рост заработной платы на некоторое время. Но больше ограничений на инфляцию окажет, вероятно, фискальная политика. 8 июля Джордж Осборн собирается объявить сокращение госрасходов в бюджете, чтобы устранить дефицит бюджета Великобритании, который стоит на 5% ВВП. Чем больше он сократит по отношению к бюджету марта, тем дольше банк будет держать ставки на низком уровне, чтобы компенсировать дополнительное давление на экономику. Вполне вероятно, что в числе компенсаторных мер будут рост ставки и повышение ставки на ипотеку, что окажет на британцев давление с двух сторон.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу