Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Финансовые рынки: что скрывается за стабильностью » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Финансовые рынки: что скрывается за стабильностью

9 июля 2015 The Economist
Динамика индекса SnP 500 и доходности 10-летних гос. облигаций в США за первое полугодие 2015 г.

Инвестору, заснувшего 1 января, и проснувшегося 30 июня, покажется, что он ничего не пропустил. Индекс SnP 500 закончил первое полугодие практически без изменений; то же самое относится и к лондонскому FTSE 100. Доходность по десятилетним гос. облигациям США незначительно выросла - примерно на пятую долю процента.. Греческий кризис в Европе тоже вряд ли сильно удивит очнувшегося после долгого сна инвестора.

Но все осталось прежним лишь на первый взгляд. За кажущейся стабильностью скрывается множество важных событий, исходя из которых можно сделать три важных вывода. Во-первых, политические риски существуют и их нельзя сбрасывать со счетов. За последние десять лет инвесторы как-то упустили их из виду, очевидно, решив, что их влияние сильно преувеличено. Кризисы на Ближнем Востоке сменяли друг друга, но на Ормузский пролив никто не покушался, а нефть продолжала бесперебойно поступать на рынки. Конгресс неоднократно грозился распустить правительство и довести Америку до технического дефолта, отказавшись поднимать долговые лимиты - но в последнюю минуту им всегда удавалось договориться. Шотландия так и не проголосовала за выход их состава Великобритании. Россия и Запад разругались из-за Украины, но пострадали в основном только российские рынки, а Европа и Америка вышли сухими из воды.

Вполне логично было бы предположить, что и в этом году ничего не изменится, политика будет идти своим чередом: греки договорятся с кредиторами, хоть и в последнюю минуту. Управляющие хедж-фондами, которым чужды социалистические взгляды лидеров Сиризы, активно скупали акции и облигации Греции. Очевидно, некоторые из них привлекали специалистов по языку жестов, чтобы дешифровать невербальные сигналы Алексиса Ципраса и Яниса Варуфакиса и разгадать их намерения. Однако Сириза пришла к власти на обещании порвать с прошлым; идеологическое неприятие мер фискальной консолидации довели греков до контроля над потоками капитала и банковских каникул. Даже если в конечном счете стороны договорятся, вред уже нанесен.

В Европе есть и другие молодые партии, отрицающие старые политики. Конечно, им пока не удалось повторить успех Сиризы, но они уже заметно влияют на текущую политику доминирующих партий. Маниакальное стремление Великобритании изменить условия членства в Евросоюзе - отчасти результат растущей популярности партии независимости. В мире, где с экономическим ростом большие трудности, политикам не хватает большого пирога, чтобы разделить его на всех и никого не обидеть. Уступки одной группе приходится делать за счет ущемления интересов другой. В этой ситуации появляется искушение во всем винить чужаков (иностранцев) и пытаться получить для себя преимущества за их счет. В такой обстановке очень сложно найти компромисс на международных переговорах, а греческая сага и кризис беженцев в странах Средиземноморья наглядно это демонстрируют.

Во-вторых, инвесторы по-прежнему в значительной мере зависят от щедрости центральных банков. Когда вероятность выхода Греции из Еврозоны постепенно начала превращаться а неизбежность, на фондовых рынках начались распродажи. Однако не такие масштабные, как в 2011 году. Важно отметить, что облигации таких стран Еврозоны как Португалия и Италия почти не пострадали. Но лишь благодаря тому, что Европейский центральный банк активно скупал их долговые бумаги, чтобы не допустить распространение кризиса по Еврозоне. Но, перефразируя известное выражение, Центробанк дал - Центробанк взял. Главной загадкой для инвесторов в первом полугодии были намерения Федрезерва в части повышения ставки - впервые с 2006 года. Вопрос, конечно, интересный: в первом квартале экономика США не отличалась живостью, а инфляция держалась намного ниже целевых уровней. Греческий шок также, вероятно, повлиял на ситуацию. В частности, 29 июня, когда Греция ввела контроль над потоками капитала, фьючесрный рынок показал, что инвесторы в меньшей степени рассчитывают на повышение ставки в сентябре. Если Греция сумеет договориться с кредиторами, у ФРС появится больше свободы действий.

В-третьих, низкая ликвидность провоцирует стремительные движения на рынке. Так, доходность по 10-летним гос. облигациям Германии в апреле упала с 0.5% практически до нуля, но затем резко взмыла вверх, почти к 1%, но лишь для того, чтобы снова упасть. Это очень масштабные движения для "безрискового актива". Низкая ликвидность делает рынки уязвимыми в случае непредвиденных потрясений. Греческие страдания, которые длятся уже пять лет, не в счет. А вот Азия с неоднозначной экономической ситуацией вполне может преподнести нам неприятный сюрприз: последние индексы менеджеров по закупкам в секторах обрабатывающей промышленности Южной Кореи и Тайваня упали гораздо ниже 50, указывая на спад деловой активности. По данным Markit, глобальный индекс менеджеров по закупкам в июне упал до 51 по сравнению с 51.3 за предыдущий период. Согласно средним прогнозам, мировая экономика и корпоративные прибыли должны подрасти во втором полугодии. Если этого не произойдет, на фондовых рынках начнутся волнения.

http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу