24 июля 2015 The Economist
Если бы фондовые рынки упали более чем на 40% от своего максимума, заголовки в прессе пестрели бы новостями о страшном коллапсе и паническом бегстве. Отдадим должное, издание The Financial Times опубликовало пару статей на тему падения цен на сырье, однако в остальном тишина - никого это особенно не тревожит. А между тем мы имеем дело с одним из наиболее масштабных медвежьих рынков. Вероятно, этот факт не имеет особой значимости в глазах участников рынка, поскольку мало кто напрямую инвестирует в сырьевые активы. Но в повседневной жизни сырье играет ключевую роль и влияет на благосостояние людей. Арабская весна началась после роста цен на продукты питания в Северной Африке. Рост и падение цен для западных потребителей выполняет функцию налогов. Для стран-производителей сырья падение цен сулит потерю экспортной выручки и рабочих мест, девальвацию валюты.
Теперь главное понять, к чему приведет нынешний нисходящий тренд на сырьевых рынках: к условным налоговым льготам или к охлаждению мировой экономики. По вполне понятным причинам объектом пристального внимания в этом отношении стал Китай, поскольку его спрос на сырье считался главным катализатором бычьего рынка на протяжении последних десяти лет. Китайский рынок сейчас переживает глобальные изменения, поскольку страна больше не нуждается в инфраструктуре в тех же объемах, и, соответственно, ее потребность в железной руде, стали, меди и так далее, резко сокращается. Кроме того, китайцы сейчас переходят к модели экономики, в рамках которой они производят товары с нуля, а не собирают их из импортируемых деталей. Это, вероятно, объясняет падение экспорта в других азиатских странах.
Возможно, кто-то считает падение цен на нефть результатом нормальных процессов, протекающих в мировой экономике, и известных как супер-цикл. Растущие цены ведут к появлению новых источников и новых игроков на рынке, поскольку производство становится более прибыльным; потребители начинают экономить расход сырьевых активов. В результате цены снижаются, объемы производства падают, и все начинается сначала. Однако чтобы построить новые шахты, разработать месторождения и пройти весь процесс от начала до конца нужны годы.
И все же ряд признаков указывает на то, что падение цен на сырье усиливает ряд негативных факторов в мировой экономике. Совокупные индексы менеджеров по закупкам в развивающихся странах упали ниже пограничной отметки 50, что свидетельствует о снижении объема производства. Безработица в этих экономиках выросла с 5.2% до 5.7% с начала года. МВФ понизил прогнозы по мировым темпам роста на текущий год с 3.5% до 3.3%, в основном из-за охлаждения в Штатах в первом полугодии. Надежды на то, что падение цен на нефть в конце 2014 года будет способствовать росту спроса со стороны западных потребителей, оправдались лишь частично; продажи автомобилей, конечно, достигли максимальных уровней за последние десять лет, но розничные продажи, к примеру, в июне выросли лишь на 1.4% в годовом исчислении.Процесс восстановления начался в 2009 году и сильно затянулся, более того, он стал возможным только благодаря беспрецедентным монетарным стимулам. Банк Англии и ФРС свернули свои программы количественного смягчения, но до реального повышения ставок дело так и не дошло из-за сомнений, связанных с устойчивостью мировой экономики.
Один из наиболее печальных фактов этой истории заключается в том, что слишком много внимания уделяется золоту, который в промышленности не играет значительной роли. В принципе ни для кого не секрет, что разумные ожидания в отношении реальных процентных ставок или баланса спроса и предложения мало интересуют сторонников идеи золотого стандарта. Золото должно дорожать, поскольку центральные банки обесценивают валюту, и если оно не растет, значит регуляторы вступили в сговор, чтобы сбить цену. А все потому, что они пытаются замаскировать инфляцию, скрыть тот факт, что они уже давно распродали все свое золото, или спрятать еще какой-нибудь скелет в шкафу. Конечно, центральные банки могли бы сгенерировать инфляцию если бы действительно как следует постарались (и тогда покупка золота помогла бы захеджировать сопутствующие риски), но они, как ни странно, не стали этого делать. И падение цен на сырье наилучшим образом подтверждает их провал. Хотя, возможно, сторонники теории заговора считают, что на этих рынках тоже все подстроено.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу