Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Что такое банковские структурные продукты » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Что такое банковские структурные продукты

27 июля 2015 Газпромбанк
Буквально пару недель назад на вводной встрече по инвестиционным продуктам для новых сотрудников мне был задан вопрос: «Где можно более подробно прочитать про структурные продукты?», рассказывает директор управления инвестиционных продуктов и услуг Газпромбанк Private Banking Лариса Щеглова.

Вопрос поставил меня в тупик. Первые структурные продукты появились в США еще в конце 70-х годов прошлого столетия, а к 5 июня текущего года объем выпущенных и зарегистрированных в Комиссии по ценным бумагам в США структур составил $15,275 млрд. При всем при этом мне в голову не пришло ни одного источника, где про структурные продукты написано более или менее подробно.

Первопричиной возникновения рынка структурных продуктов, как за рубежом, так и в России являлась потребность крупных компаний хеджировать различные рыночные риски (валютный риск, риск изменения процентных ставок проч.). По мере его развития, начал появляться другой сегмент рынка: чисто инвестиционный. В России рынок структурных продуктов начал развиваться лишь после 2000-х.

Несмотря на такой поздний его «старт» нельзя сказать, что сейчас он сильно отстает от других, но объемы выпусков нот, конечно, не такие большие. Сейчас структурные ноты предлагают практически все крупные управляющие компании и банки. Они находят интересные инвестиционные идеи и подбирают наиболее эффективный тип выплат для их реализации. В рамках разработки продукта компании сотрудничают с крупнейшими мировыми банками, такими как HSBC, BNP Paribas, Goldman Sachs, ING, JPMorgan и другими, которые, исходя из рыночной конъюнктуры, рассчитывают доходность инструмента и являются его эмитентами. В законодательстве РФ нет такого понятия как «структурная нота», при совершении сделки (исходя из присваиваемых международных кодов ISIN и CFI) они трактуются как «ценные бумаги иностранного эмитента», а именно «еврооблигации». Как и еврооблигации, структурные продукты торгуются на внебиржевом рынке.

При этом стоит отметить специфику внебиржевого рынка для нот, так как он отличается от стандартного внебиржевого рынка для еврооблигаций, где торги происходят с участием большого количества инвесторов, совершающих сделки между собой. Покупка и продажа нот на вторичном рынке осуществляются непосредственно с участием эмитента, который в нормальных рыночных условиях должен обеспечивать его наличие. В момент запуска ноты объем эмиссии ноты, как правило, в 1,5-2 раза превышает тот, который будет первоначально выкуплен, поэтому, если позже данную ноту захочет купить еще один инвестор, то это можно реализовать по той цене, которую покажет банк-эмитент. При этом объем покупок на вторичном рынке ограничен первоначальным объемом эмиссии, а сумма покупки, как правило, составляет не менее $100 тысяч. Если инвестор захочет продать ноту, то он так же продаст ее непосредственно эмитенту по цене, им заявленной. Так, видно, что торговля осуществляется не между инвесторами, как на обычном рынке, а непосредственно с эмитентом, который выступает своего рода маркер-мейкером.

Управляющие компании и банки, предлагающие продукт своим клиентам, по факту являются дистрибьютором ноты, эмитируемой зарубежным банком. Установить такого рода партнерские отношения с зарубежным банком весьма сложно, именно поэтому небольшим компаниям доступ к рынку структурных продуктов закрыт. Как бы то ни было, при покупке структурного продукта инвестор должен понимать, что принимает на себя риск невыполнения обязательств, как со стороны зарубежного банка, так и со стороны российской компании.

На рынке есть инвесторы, которые предпочитают покупать наборы опционов, фьючерсов, облигаций и прочее с целью создания структурного продукта самостоятельно, но этот вариант подходит только для тех, кто очень хорошо разбирается в фондовом рынке. Во всех остальных случаях цена ошибки может быть слишком высока, особенно учитывая многообразие существующих продуктов, и как сложно они могут быть структурированы.

Структурный продукт и в России и за рубежом считается очень индивидуализированным видом инвестиций, который позволяет максимально эффективно реализовать ту или иную инвестиционную идею. Поэтому структурных продуктов существует огромное многообразие: с различными сроками до погашения, базовыми активами (акции, валюта, процентные ставки, товарные рынки и др.), параметрами выплат и др.

Существует несколько типов структурных нот: первые гарантируют возврат вложенных средств, во вторых возврат вложенных средств зависит от рыночной стоимости выбранного(-нных) актива(-ов). Бывают случаи, когда инвесторы ввиду уникальности и необычности механизма их работы воспринимают этот класс инвестиций как безрисковый, что в корне не верно. Даже обсуждая первый тип нот - с защитой капитала - нельзя говорить, что гарантия вложенных средств ни от чего не зависит. Во-первых, клиент всегда берёт на себя риск банка - эмитента ноты. А во-вторых, для получения более привлекательных условий по продукту в ноту с защитой капитала может быть добавлен дополнительный кредитный риск. В России это, как правило, риск крупных системообразующих компаний - Газпром, Роснефть, Газпромбанк и других.

Если в течение срока работы ноты у компании не происходит кредитного события по обязательствам, клиент получает первоначально вложенные средства. Самые консервативные инвесторы предпочитают именно такой тип структурных нот. Второй тип нот, с условной защитой капитала (их так же называют отзывными нотами), выбирают более рисковые инвесторы. В них возврат вложенных средств привязан к рыночному риску - риску неблагоприятного для инвестора изменения стоимости базового актива (в основном это акции). В таких нотах при очень неблагоприятном стечении событий клиент рискует потерять до 100% вложенных средств, поэтому и потенциальная доходность по ним намного выше.

Более высокая доходность особенно актуальна для российских инвесторов. Мы живем в условиях высоких процентных ставок, в то время как остальной мир соглашается и на отрицательную реальную доходность: двузначные ставки по рублевым депозитам, ставки по долларам не так давно доходили почти до 7% годовых, еще большая (и не редко двузначная) доходность по облигациям и еврооблигациям. Инвестор, имеющий возможность получить высокий доход по достаточно низко рискованным активам, согласится «отказаться» от него в пользу инструмента с чуть большим риском, только если доходность по нему в 1,5-2 раза выше. Так, средняя доходность нот с условной защитой капитала, которую предлагает Private Banking Газпромбанка, в долларах/евро находится в диапазоне от 10% до 15% годовых, по рублевым инструментам достигает 18% годовых. Для отдельных клиентов она может быть меньше, для других намного выше. Всё зависит от потребностей клиента и его готовности брать на себя дополнительный риск. В Европе и США валютная доходность по структурным продуктам зачастую составляет 6-7% годовых - уровня, который предлагают еврооблигации качественных эмитентов РФ.

Как уже было сказано ранее, далеко не все инвестиционные компании имеют возможность предлагать структурные продукты своим клиентам, но подход к инвестированию средств клиентов среди тех, которые это могут зачастую очень отличается. Основное отличие заключается в подходе к «продажам»: продать инвестиционную идею или доходность. Если мы говорим об инвестиционной идее, то она не всегда будет иметь очень высокую потенциальную доходность, но всегда (по мнению компании) высокую вероятность реализации. Если речь идет о «продаже» потенциальной доходности, то доходность будет всегда высокой, но не всегда иметь высокую вероятность реализации.

Естественно, продать высокую доходность клиенту, который не сильно разбирается в рынке, но хочет приумножить вложенные средства, намного проще, чем более низкую доходность. Высокая потенциальная доходность в отзывных нотах (на которые приходится львиная доля рынка) достигается за счёт добавления в список базовых активов очень волатильных (сильно рисковых) акций. Конечно же, в определенных рыночных условиях волатильные акции могут быть хорошей инвестиционной идеей, но в таком случае только одно из нескольких предложений компании будут высокодоходными (более 20% годовых в долларах). Если же вся продуктовая линейка компании состоит из продуктов с такой доходностью, то я бы рекомендовала инвестору, как минимум, узнать за счёт чего (какой или каких акций) такая доходность достигается, и какое инвестиционное обоснование для покупки данной ноты компания может предоставить.

Инвестор, желающий купить структурный продукт, должен быть готов инвестировать от $500 тысяч (или эквивалент в другой валюте), что связано с требованиями банков-эмитентов по минимальным суммам для запуска. Если клиент имеет дело с УК, то он должен быть готов платить от 1% годовых от вложенных средств в качестве комиссии за управление. Некоторые УК взимают комиссию за успех от 10% до 20% от суммы.

Клиенты Private Banking Газпромбанка имеют возможность купить ноту не только на платформе управляющей компании Газпромбанка, но так же и с использованием своего брокерского счета, открытого в банке. Покупая ноту, клиент платит стандартную брокерскую комиссию от 0,17% от суммы сделки и ниже в зависимости от размера инвестиций. При этом инвестор не платит комиссию за управление и комиссию за успех. Более того, мы работаем с эмитентом, одобренный всеми департаментами банка, который готов осуществлять первоначальный запуск от $200-300 тысяч.

Целью Private Banking Газпромбанка при работе со структурными продуктам помимо предоставления качественных инвестиционных решений является еще и снижение затрат клиента при покупке, наравне с предоставлением возможности клиенту составлять максимально диверсифицированные портфели за счет снижения минимальных сумм для инвестирования.

В заключение хочется сказать, что структурные ноты продолжают оставаться достаточно уникальным продуктом для российских инвесторов, при этом все больше и больше компаний предлагают этот продукт. Мы все еще сильно уступаем зарубежным коллегам по объемам торгов, но никак не уступаем по разнообразию предлагаемых идеи и возможностей для их реализации. Опытные инвестиционные управляющие считают, что будущее финансового рынка именно за структурными продуктами.

http://www.gazprombank.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу