Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Компании стали "проедать" заработанную выручку » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Компании стали "проедать" заработанную выручку

19 августа 2015 Вести Экономика
В 2014 г. усилия большинства компаний были направлены на повышение производительности труда и управление эффективностью персонала, однако в условиях текущей экономической ситуации для многих этого оказалось недостаточно. В ежегодном исследовании эффективности системы управления персоналом PwC Saratoga, проведенном почти в 100 российских компаниях, работающих в 15 отраслях экономики, отмечена актуальность проблемы.

Исследование проследило динамику ключевых показателей в области управления персоналом (HR) по сравнению с предыдущими годами.

Комментирует Алла Романчук, партнер, руководитель практики по предоставлению консультационных услуг в сфере управления персоналом, PwC в России:

"Результаты исследования еще раз продемонстрировали, что в текущей экономической ситуации вопросы, связанные с управлением персоналом, стоят особенно остро, так как именно сотрудники являются движущей силой развития бизнеса и стратегическим ресурсом организации, обеспечивая ее эффективность. Найти оптимальный баланс между развитием сотрудников, повышением уровня их квалификации и эффективности, выявлением лучших и наиболее вовлеченных, способных развивать бизнес и приносить прибыль компании, с одной стороны, и сокращением расходов компании в условиях спада экономики – с другой, является в настоящий момент одной из первоочередных задач организаций. Использование элементов нематериальной мотивации, таких как диверсифицированный подход к персоналу, внимание к ключевым и наиболее перспективным сотрудникам, может в достаточно короткие сроки принести ощутимую пользу организации в повышении уровня вовлеченности и эффективности сотрудников".

Ключевые выводы исследования:

• Уровень производительности труда повысился: значение выручки на одного сотрудника составило 13,480 тыс. руб. по сравнению с 11,835 тыс. руб. в 2013 г. Положительную динамику показали более чем 2/3 компаний – участников исследования. Однако на фоне замедления темпов роста российской экономики, начавшегося в середине 2012 г. и резко усилившегося в 2013-2014 гг., компании стали "проедать" заработанную выручку. Так, показатель прибыли на одного сотрудника сократился на 22%, а более чем у половины участников этот показатель упал в среднем в 2,4 раза. Наибольший прирост затрат был отмечен в производственных компаниях, использующих импортное сырье и оборудование.

• Снижение прибыли в расчете на одного сотрудника привело к сокращению отдачи от инвестиций в персонал: если в 2013 г. каждый рубль инвестиций в вознаграждение и льготы сотрудников приносил компаниям 2,03 руб., то в 2014 г. этот показатель снизился до 1,46 руб.

• Большинство участников отметили прирост среднего вознаграждения наряду с увеличением размера социального пакета, что может объясняться стремлением компаний поддержать сотрудников в связи с ростом потребительской инфляции и девальвацией рубля.

• Учитывая опыт предыдущего кризиса, компании стали более осторожно подходить к вопросу сокращения численности персонала. Сотрудники стали менее охотно покидать компанию по собственной инициативе, о чем свидетельствует снижение значения коэффициента увольнений по инициативе сотрудника: с 17,4% в 2013 г. до 11,6% в 2014 г. в целом по анализируемому рынку. Интересно отметить, что при этом в 80% компаний численностью до 5 тыс. человек коэффициент увольнений по инициативе организации увеличился в среднем на 45%.

• По сравнению с 2013 г. потребности большей части компаний в найме новых сотрудников существенно сократились: доля нанятых на рынке труда сотрудников сократилась на 23%.

• Большинство компаний стали менее активно использовать собственную ресурсную базу: коэффициент назначения сотрудников сократился почти у 70% участников.

• В сравнении с 2013 г. в 2014 г. подбор персонала стал обходиться компаниям дороже: стоимость подбора одного сотрудника выросла с 8,938 руб. до 12,245 руб. У большинства компаний на это повлияла избыточная численность внутренней службы подбора, что подтверждается снижением количества вакансий на одного рекрутера (в среднем в 2 раза). Компании также стали более тщательно подходить к процессу найма сотрудников и отбору кандидатов, что привело к снижению скорости закрытия вакансий и соответственно к увеличению стоимости процесса найма.

• Более половины участников опроса отметили, что в их компаниях увеличилось количество часов обучения на одного сотрудника (показатель увеличился на 41%), при этом в части компаний также повысилась доля сотрудников, охваченных обучением. 85% участников существенно увеличили количество часов обучения собственными силами, в результате чего доля внешних провайдеров в структуре обучения понизилась, что позволило существенным образом оптимизировать затраты. За счет использования такого подхода данные компании сократили расходы на обучение в расчете на одного сотрудника по сравнению с 2013 г. (значение показателя снизилось на 40%).

• На фоне снижения уровня увольнений по инициативе сотрудников в 2014 г. отмечается положительная динамика коэффициента отсутствия на работе, что говорит о росте неудовлетворенности персонала условиями труда. В среднем на каждого сотрудника компаний, которые отметили данную тенденцию в 2014 г., пришлось почти 2 дополнительных дня незапланированного отсутствия на работе, что в 1,3 раза увеличило потери этих компаний от отсутствия сотрудников на рабочем месте.