Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Нефтяной шок лишит Россию 5% ВВП » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Нефтяной шок лишит Россию 5% ВВП

19 августа 2015 Вести Экономика
Банк России оценил последствия «нефтяного шока» на экономику страны – падение ВВП в ближайшие два года составит 4,2-4,8%.

ЦБ смоделировал динамику потенциального ВВП России после наблюдавшегося снижения цен на нефть и отмечает, что рынок нефти нашел новый уровень равновессия

Нефтяной шок лишит Россию 5% ВВП


Цена на нефть сорта Urals за год к концу 2014 г. упала на 60%. К августу 2015 г. после полугодового нахождения выше уровня $50 за баррель цена вернулась на уровни конца 2014 г. Величина нефтяного шока, который испытала экономика России, оказалась очень большой. Рынок принял конец нефтяного суперцикла как данность, и не ожидает возврата к прежним уровням.

Остаточные процессы этого перехода мы наблюдаем до сих пор. Рынок еще не до конца освоился с пониманием основных параметров нового равновесия, поэтому наблюдаются значительные колебания цен на нефть вокруг нового равновесия. То есть в отличие от прошлого года в этом году мы имеем дело с колебаниями, а не трендом.

Наш вывод: в сценарии снижения цен на нефть вдвое между двумя долгосрочными равновесиями суммарное снижение потенциального ВВП в последующие за шоком два года может составить 4,2-4,8%. Минимальное значение снижения за первый год после шока оценивается в 1,1%, при этом динамика фактического ВВП не обязана совпадать с динамикой потенциального ВВП и может быть иной за счет других факторов.

В 2017 г. экономика в целом возвращается к трендовому росту на уровне 1,5% в год, оцениваемому нами исходя из демографических факторов и сходимости к технологической границе развитых стран.


Стоит отметить, что ранее аналогичным прогнозом поделились в эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ).

Мы считаем, что за полтора месяца, прошедших с окончания первого полугодия, внешние условия достаточно сильно изменились в худшую сторону, и поэтому с настороженностью относимся к ожиданиям начала перехода российской экономики к росту.

Во-первых, нефть марки Urals подешевела с $60–$65 баррель в июне до $46–$48 баррель в середине августа, что сопровождалось примерно пропорциональным ослаблением рубля, курс которого приблизился к пиковым значениям зимней девальвации.

Во-вторых, резко ухудшилась обстановка в Китае: основной китайский фондовый индекс Shanghai Composite упал с середины июня более чем на 20%, ухудшились перспективы роста китайской экономики, что сказывается не только на мировых ценах и объёмах спроса на сырьевые товары, но и на оценке перспектив роста торговых партнеров Китая.

В-третьих, продление западных санкций и присоединение к ним новых стран спровоцировало ответное расширение списка подсанкционных стран и ужесточение Россией контрсанкций, несмотря на отсутствие явных подвижек в области импортозамещения.

Таким образом, события последних полутора-двух месяцев в очередной раз показали, что нынешний кризис сильно отличается от кризиса 2008–2009 гг. В частности, не произошло скорого и бесповоротного восстановления цен на нефть, как это было в 2009 г. В сочетании с нарастанием (или, как минимум, сохранением) внешнеполитической напряженности это резко увеличивает вероятность углубления инвестиционного спада, который может потянуть за собой доходы населения.

При этом на динамике последних в реальном выражении и так негативно скажется новая волна девальвации рубля. В итоге наши ожидания относительно перехода российской экономики к росту уже с третьего квартала 2015 г. остаются пессимистическими.

Более того, мы считаем, что экономический спад может продолжаться и в 2016 г. При этом если предположить, что в третьем и четвёртом квартале будет нулевой рост экономики (квартал к предыдущему кварталу, сезонность устранена), то падение ВВП по итогам года составит 4,5%2 . Что ни говори, а это – серьезное падение. В запомнившийся всем кризис 1998 г. снижение ВВП было лишь немногим больше (-5,3%).