2 сентября 2015 Вести Экономика
Август, похоже, стал месяцем потрясений на рынках. Вспомним 2007 г. (когда кризис субстандартного кредитования впервые дал о себе знать) или 2011 г. (когда долговой кризис еврозоны распространился на Испанию и Италию).
Факт ухода в отпуск большого количества трейдеров в последний летний месяц, должно быть, сыграл свою роль. Ликвидность на минимальном уровне, а временно назначенные ответственными инвестиционных фондов неопытные трейдеры не очень-то хотели покупать, когда цены летели вниз.
С наступлением сентября можно назвать ряд причин августовских потрясений: замедление мировой торговли (особенно у экспортеров Азии) и проблема роста в развивающихся экономиках, в первую очередь в Китае.
Многие инвесторы были шокированы сумасшедшими колебаниями прошлой недели, когда индекс Dow Jones 24 августа открылся обвалом на более чем 1000 пунктов, а такие высококачественные акции, как GE и Pepsi, рухнули на более чем 20%.
Многим все это напомнило "мгновенный обвал" 2010 г., когда фондовый рынок за считанные минуты без каких-либо оснований обвалился на 1000 пунктов. По крайней мере в этот раз имеется разумное объяснение.
Одной из причин паники стала алгоритмическая торговля, компьютерные программы которой подстегивают друг друга (или вообще выключаются) в момент кризиса.
При этом роботы (совершающие торговые операции по заданному алгоритму) являются прекрасными маркетмейкерами в нормальное время; они практически полностью заменили еще недавно игравшие доминирующую роль на фондовом рынке банки (но теперь сильно ограниченные в своих действиях), отмечает британский журнал The Economist.
В итоге индекс рыночной волатильности (VIX) резко взлетел. Можно, конечно, в качестве аргумента сказать, что инвесторы должны учитывать реальную угрозу подобных резких падений рынка, которые происходят из-за стремления игроков получить максимальную прибыль (или, другими словами, желания купить акции по более низкой цене).
Но более низкая цена относительно чего?
Рынок корпоративных облигаций также страдает из-за низкой ликвидности, а рынок государственных долговых обязательств пережил собственные резкие колебания (вспомним бонды Германии в начале года). Однако рынок акций в целом оставался достаточно спокойным в последние годы.
Обычный индивидуальный инвестор, который ежемесячно отчисляет деньги в свой пенсионный фонд, не должен беспокоиться о внутридневном резком колебании фондового рынка (то же самое можно посоветовать пенсионным фондам и эндаумент-фондам).
Следует обращать внимание на более продолжительный период волатильности, который может заставить инвесторов пересмотреть ожидаемую ими рисковую премию.
О чем пенсионные фонды и эндаумент-фонды должны беспокоиться, так это об общей тенденции возврата инвестиционных средств. В этом году возврат остается негативным в США, Великобритании, Канаде, на развивающихся рынках и по индексу MSCI World Index.
Диверсификация портфеля в сторону облигаций не помогает (возврат по всему миру негативный). То же самое можно сказать о хеджевых фондах и, конечно, о сырьевых товарах.
Тогда где пенсионные фонды США могут получить ожидаемые 7,5-8% прибыли? К сожалению, мир с медленным ростом и низкой инфляцией просто не в силах предложить подобную номинальную прибыль.
Инвесторы в акции спасаются благодаря все еще высоким доходам американских компаний - феномен, который отчасти объясняется слабым давлением заработной платы и отчасти глобальной мощью, но оба фактора постепенно исчезают.
Между тем, августовский обвал фондового рынка стал серьезным предупреждением для фондов, которые все еще имеют нереалистичные ожидания прибыли. Пришло время, чтобы они провели переоценку своих возможностей и увеличили отчисления в пенсионные фонды.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба