19 сентября 2008 Октан-Брокер (ИГ)
Вчера американский фондовый рынок отметился ралли: основные индексы выросли на 3,75-4,75%. Заокеанские инвесторы живут надеждами, что мировой финансовый кризис очень скоро закончится. Повод для таких надежд — решение группы центральных банков по выработке совместных мер по обеспечению мировых рынков ликвидностью. Кроме того, американские финансовые власти в очередной раз ограничили "короткие" продажи акций финансовых компаний. Негативные данные экономической статистики, как это всегда бывает во времена "иррационального оптимизма", были проигнорированы.
Что касается первого озвученного пункта, то тут все ясно: меры в таких случаях у центробанков одни — напечатать побольше резаных бумажек, обозвать их "деньгами" и раздать по руководителям финансовых корпораций, которые всеми своими действиями показали, что реальными деньгами, бумажными активами и тем более производными инструментами, они распоряжаться не в состоянии. Что же, вполне ожидаемый ход, совершенно в духе ФРС и лично Бена Бернанке. Мне только непонятно, как ФРС удалось убедить в своей правоте коллег по всему земному шару, но это уже дело американской политической и экономической гегемонии в современном мире. При этом позиция ФРС и министерства финансов США во главе с Генри Полсоном мне вполне понятна — дотянуть агонию до президентских выборов и избрания Джона МакКейна, тогда пресловутого расследования деятельности администрации Буша со стороны демократов можно будет не опасаться, а значит, лицо и деловая репутация всех заинтересованных лиц будут вроде как сохранены. При этом само решение экономических, да и политических, и социальных проблем ведущей мировой державы перекладывается на преемников.
Касательно "коротких" продаж, замечу лишь, что их ограничение исторически не очень помогало рынкам подниматься, хотя и вызывало каждый раз небольшое ралли. Со своей стороны могу порекомендовать финансовым регуляторам кардинальные меры, которые позволят решить все существующие проблемы фондового рынка: вообще запретить продавать купленные активы, тогда они и падать не будут.
Европейские инвесторы не поддержали своих американских коллег: индексы закрылись вразнобой — в среднем же, Европа потеряла около 0,5%. Аналогично почин американцев не поддержали сырьевые рынки: нефть, золото, промышленные металлы — в большинстве своем все падает. А вот азиатские площадки напротив сегодня растут как на дрожжах, взлетев по состоянию на утро на 5-7% — думается, что здесь сказывается высокая степень зависимости стран азиатского региона от американской экономики.
Но, вернемся в родные пенаты. Торги на российском фондовом рынке вчера так и не начались. ФСФР выдало предписание биржам возобновить торги сегодня, что, я искренне надеюсь, и произойдет без всяких проволочек. Касательно направления открытия, я склоняюсь к разрыву вверх, причем разрыву на 10-15%. На это указывают выросшие в цене ADR — редкая птица среди расписок ограничилась однозначным положительным изменением, если считать в процентах за три торговых дня. Кроме того, правительство предприняло ряд мер по поддержанию ликвидности и поддержанию котировок ценных бумаг. На этих мерах и хотелось бы остановиться чуть подробнее.
Итак, мера первая: снижение экспортных пошлин на нефть с 1 октября до $372 за тонну. Все казалось бы замечательно, нефтяные компании получат $5 млрд. экономии, но вот бюджет потеряет 120-150 млрд. рублей /$5-6 млрд./. Добавьте к этой сумме потери на 90 млрд. рублей от повышения не облагаемого по НДПИ ценового минимума на $6, вычтите 30 млрд. рублей, которые может быть вернутся в качестве налога на прибыли и получится, что бюджет не досчитается 180-210 млрд. рублей /$7-8 млрд./, что, на мой взгляд выглядит весьма солидной суммой /около 0,5% ВВП все-таки/. Прошу понять меня правильно, я против того, чтобы загнать нефтяников в гетто и отбирать у них последнее, но я и против того, чтобы решать сугубо корпоративные проблемы за счет государственной казны. Давно пора сделать вменяемую систему налогообложения нефтяных доходов, а не бросаться из крайности в крайность при каждом рыночном колебании на сырьевых рынках.
Вторая мера: ввод ряда льгот для участников фондового рынка и держателей акций, увеличение амортизационной премии и упрощении реструктуризации налоговых претензий, что в совокупности дает потери до 1% ВВП. При всей своей неоднозначности, мера более вменяемая, чем предыдущая, и в значительной степени направлена на развитие и хоть какую-то активность на низшем уровне. На том же совещании в верхах было окончательно решено не снижать НДС, что на мой взгляд обусловлено реальным опасением за наполнение бюджета.
Мера третья: Владимир Путин, Дмитрий Медведев и Алексей Кудрин /не знаю уж, кто в какой степени!/ пообещали направить до 500 млрд. рублей /почти $20 млрд./ на приобретение акций российских компаний. Я думаю не стоит говорить, о каких именно компаниях идет речь: будем диверсифицировать нефтегазовые доходы путем вложения в нефтегазовые компании /отвесно пикирующие "Сбербанк" (SBER) и "ВТБ" (VTBR), не в счет!/ — на мой взгляд очень и очень оригинальный ход правительства. И если уж я взял моду считать в процентах ВВП, то 500 млрд. рублей — это 1,5% ВВП. Сам по себе шаг довольно неплохой, особенно, если приобретенные пакеты затем будут реализованы с премией, но вызывают сомнения методы, которыми все будет делаться — они, как правило, отличаются топорностью и неоднозначностью. Хочу заметить, что указанные $20 млрд. с лихвой покроют весь отток денег из российской экономики: вспомните, где был рынок до этого момента и оцените открывающиеся перспективы — но это уже сугубо мои личные фантазии.
Таким образом, все текущие меры правительства по борьбе с кризисом обойдутся бюджету в 3% ВВП по самым скромным прикидкам, и это если не считать того количества денег, которые закачивает в финансовую систему ЦБ. Впрочем, размеры помощи сопоставимы с тем, что выделяют сейчас другие правительства и центробанки, меня же волнует другое — большинство выделяемых денег, как в России, так и за рубежом, направлены в бумажные активы, в то время как "реальный сектор" зачастую остается за кормой спасательной шлюпки. Что будет с мировой экономикой, если падение темпов роста покажет этот самый "реальный сектор", а не зарвавшиеся игроки в лице финансовых корпораций или сами с себя сбившие спесь "голубые фишки", никто похоже особо не задумывается.
Итак, открытия рынка я жду с разрывом вверх на 10-15% минимум, а вот куда заведет котировки экстремальная волатильность сказать не берусь. Я по-прежнему считаю лучшей позицией — быть вне рынка. Для себя определяю в качестве цели уровень 1400-1500 пунктов по индексу РТС, правда, цель эту устанавливаю в широком временном диапазоне, вплоть до конца года. Если же обещанные $20 млрд. начнут заводить на рынок оперативно, то и лелеемые мной до обвала 2000 пунктов по индексу РТС уже не покажутся мифическими
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311022267_1311022178-clip-12kb.jpg (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Что касается первого озвученного пункта, то тут все ясно: меры в таких случаях у центробанков одни — напечатать побольше резаных бумажек, обозвать их "деньгами" и раздать по руководителям финансовых корпораций, которые всеми своими действиями показали, что реальными деньгами, бумажными активами и тем более производными инструментами, они распоряжаться не в состоянии. Что же, вполне ожидаемый ход, совершенно в духе ФРС и лично Бена Бернанке. Мне только непонятно, как ФРС удалось убедить в своей правоте коллег по всему земному шару, но это уже дело американской политической и экономической гегемонии в современном мире. При этом позиция ФРС и министерства финансов США во главе с Генри Полсоном мне вполне понятна — дотянуть агонию до президентских выборов и избрания Джона МакКейна, тогда пресловутого расследования деятельности администрации Буша со стороны демократов можно будет не опасаться, а значит, лицо и деловая репутация всех заинтересованных лиц будут вроде как сохранены. При этом само решение экономических, да и политических, и социальных проблем ведущей мировой державы перекладывается на преемников.
Касательно "коротких" продаж, замечу лишь, что их ограничение исторически не очень помогало рынкам подниматься, хотя и вызывало каждый раз небольшое ралли. Со своей стороны могу порекомендовать финансовым регуляторам кардинальные меры, которые позволят решить все существующие проблемы фондового рынка: вообще запретить продавать купленные активы, тогда они и падать не будут.
Европейские инвесторы не поддержали своих американских коллег: индексы закрылись вразнобой — в среднем же, Европа потеряла около 0,5%. Аналогично почин американцев не поддержали сырьевые рынки: нефть, золото, промышленные металлы — в большинстве своем все падает. А вот азиатские площадки напротив сегодня растут как на дрожжах, взлетев по состоянию на утро на 5-7% — думается, что здесь сказывается высокая степень зависимости стран азиатского региона от американской экономики.
Но, вернемся в родные пенаты. Торги на российском фондовом рынке вчера так и не начались. ФСФР выдало предписание биржам возобновить торги сегодня, что, я искренне надеюсь, и произойдет без всяких проволочек. Касательно направления открытия, я склоняюсь к разрыву вверх, причем разрыву на 10-15%. На это указывают выросшие в цене ADR — редкая птица среди расписок ограничилась однозначным положительным изменением, если считать в процентах за три торговых дня. Кроме того, правительство предприняло ряд мер по поддержанию ликвидности и поддержанию котировок ценных бумаг. На этих мерах и хотелось бы остановиться чуть подробнее.
Итак, мера первая: снижение экспортных пошлин на нефть с 1 октября до $372 за тонну. Все казалось бы замечательно, нефтяные компании получат $5 млрд. экономии, но вот бюджет потеряет 120-150 млрд. рублей /$5-6 млрд./. Добавьте к этой сумме потери на 90 млрд. рублей от повышения не облагаемого по НДПИ ценового минимума на $6, вычтите 30 млрд. рублей, которые может быть вернутся в качестве налога на прибыли и получится, что бюджет не досчитается 180-210 млрд. рублей /$7-8 млрд./, что, на мой взгляд выглядит весьма солидной суммой /около 0,5% ВВП все-таки/. Прошу понять меня правильно, я против того, чтобы загнать нефтяников в гетто и отбирать у них последнее, но я и против того, чтобы решать сугубо корпоративные проблемы за счет государственной казны. Давно пора сделать вменяемую систему налогообложения нефтяных доходов, а не бросаться из крайности в крайность при каждом рыночном колебании на сырьевых рынках.
Вторая мера: ввод ряда льгот для участников фондового рынка и держателей акций, увеличение амортизационной премии и упрощении реструктуризации налоговых претензий, что в совокупности дает потери до 1% ВВП. При всей своей неоднозначности, мера более вменяемая, чем предыдущая, и в значительной степени направлена на развитие и хоть какую-то активность на низшем уровне. На том же совещании в верхах было окончательно решено не снижать НДС, что на мой взгляд обусловлено реальным опасением за наполнение бюджета.
Мера третья: Владимир Путин, Дмитрий Медведев и Алексей Кудрин /не знаю уж, кто в какой степени!/ пообещали направить до 500 млрд. рублей /почти $20 млрд./ на приобретение акций российских компаний. Я думаю не стоит говорить, о каких именно компаниях идет речь: будем диверсифицировать нефтегазовые доходы путем вложения в нефтегазовые компании /отвесно пикирующие "Сбербанк" (SBER) и "ВТБ" (VTBR), не в счет!/ — на мой взгляд очень и очень оригинальный ход правительства. И если уж я взял моду считать в процентах ВВП, то 500 млрд. рублей — это 1,5% ВВП. Сам по себе шаг довольно неплохой, особенно, если приобретенные пакеты затем будут реализованы с премией, но вызывают сомнения методы, которыми все будет делаться — они, как правило, отличаются топорностью и неоднозначностью. Хочу заметить, что указанные $20 млрд. с лихвой покроют весь отток денег из российской экономики: вспомните, где был рынок до этого момента и оцените открывающиеся перспективы — но это уже сугубо мои личные фантазии.
Таким образом, все текущие меры правительства по борьбе с кризисом обойдутся бюджету в 3% ВВП по самым скромным прикидкам, и это если не считать того количества денег, которые закачивает в финансовую систему ЦБ. Впрочем, размеры помощи сопоставимы с тем, что выделяют сейчас другие правительства и центробанки, меня же волнует другое — большинство выделяемых денег, как в России, так и за рубежом, направлены в бумажные активы, в то время как "реальный сектор" зачастую остается за кормой спасательной шлюпки. Что будет с мировой экономикой, если падение темпов роста покажет этот самый "реальный сектор", а не зарвавшиеся игроки в лице финансовых корпораций или сами с себя сбившие спесь "голубые фишки", никто похоже особо не задумывается.
Итак, открытия рынка я жду с разрывом вверх на 10-15% минимум, а вот куда заведет котировки экстремальная волатильность сказать не берусь. Я по-прежнему считаю лучшей позицией — быть вне рынка. Для себя определяю в качестве цели уровень 1400-1500 пунктов по индексу РТС, правда, цель эту устанавливаю в широком временном диапазоне, вплоть до конца года. Если же обещанные $20 млрд. начнут заводить на рынок оперативно, то и лелеемые мной до обвала 2000 пунктов по индексу РТС уже не покажутся мифическими
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311022267_1311022178-clip-12kb.jpg (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу