22 сентября 2015 Project Syndicate

Со стороны правительств развивающихся государств было бы разумно меньше беспокоиться об изменениях уровня процентной ставки в США (что в любом случае находится вне сферы их контроля), и больше – о политических реформах, которые они могут реализовать в собственной стране для укрепления национальной экономики. Повышение ставок США – не обязательно дурная весть для развивающихся стран. Многие из них – особенно государства Азии – находятся сейчас в гораздо лучшей макроэкономической форме, чем перед азиатским финансовым кризисом конца 1990-х или на заре мирового финансового кризиса 2008 г. Кроме того, Федрезерв повысит ставки лишь в случае, если он сочтет экономический рост США сильным и устойчивым, что само по себе должно стать хорошим признаком для мировой экономики. При этом откладывание даты повышения ставки также сопряжено с собственными рисками, поощряя изголодавшихся по прибыли инвесторов активнее принимать на себя риски, и, вероятно, это потребует более резкого или масштабного изменения уровня ставок в будущем.
Развивающиеся государства могут повысить устойчивость своих экономик перед изменениями уровня мировых процентных ставок посредством реализации продуманной и разумной фискальной и монетарной политики, продолжая реализацию необходимых структурных реформ и укрепляя свои финансовые системы. В частности, результаты недавних исследований выделяют четыре основные сферы для приложения усилий со стороны властей. Для начала, им необходимо перейти к политике, более благоприятствующей прямым иностранным инвестициям (FDI) по сравнению с притоками капитала, который может быть изъят более быстро (иностранные банковские кредиты или инвестиции в акции). Последнее исследование МВФ демонстрирует, что страны, где приток капитала формируется преимущественно за счет FDI, как правило, имеют тенденцию к большей устойчивости перед внешними финансовыми шоками. Когда разразился мировой финансовый кризис, страны с более высоким показателем FDI в составе общего притока капитала переживали менее тяжелый кризис ликвидности.
Во-вторых, валютные курсы должны верно отражать экономический фундамент. Однако хотя теоретически гибкие валютные курсы должны сглаживать внешние монетарные и финансовые шоки, на практике такие валютные режимы редко срабатывают сами по себе. Действительно, исследование, проведенное совместно с аналитиками из Азиатского банка развития, показало, что когда США повышают или понижают процентные ставки, большинство развивающихся стран поступает так же, даже при плавающем курсе национальной валюты. Ключевая причина этого – их желание избежать масштабных скачков стоимости валюты. Ее рост может ударить по конкурентоспособности, в то время как девальвация увеличивает стоимость обслуживания долга в иностранной валюте, подрывает доверие на рынках и обуславливает рост инфляции.
Важным исключением из этого тренда являются государства с внешними потоками капитала, особенно с высокой долей участия корпоративного сектора в валютном долге. Действительно, определенные типы управления движением капитала – включая ограничение размера внутреннего долга, деноминированного в иностранной валюте, для компаний и домохозяйств – могут повышать устойчивость экономики. В-третьих, устойчивость повышают внутренняя макро- и микропруденциальная политика. Она должна быть направлена на сокращение или ликвидацию несоответствия между деятельностью, идущей на благо физическим лицам, банкам и компаниям, и деятельностью, от которой выигрывает все общество в целом.
Одним из примеров такой политики является привязка норматива обязательных банковских резервов к скорости роста кредитования или к фазе экономического цикла. Так, в периоды экспансии, когда банки готовы смело финансировать сомнительных заемщиков, норма резервов повышается, сдерживая потенциальное развитие пузырей активов или риски чрезмерного инвестирования. Для стран, способных разработать и воплотить в жизнь пруденциальные нормативы, управление трансграничными потоками капитала становится менее полезным и менее желательным.
И, наконец, теперь уже нельзя адекватно судить о достаточности размера валютных резервов страны на основании того, сколько месяцев импорта они могут покрыть. Вместо этого следует задаться вопросом: способны ли эти резервы без проблем обслуживать долг государственного и частного секторов, деноминированный в иностранной валюте. Рано или поздно США нормализуют уровень процентных ставок в соответствии со своими потребностями. Другим странам важно сосредоточиться на политиках, которые смогут укрепить устойчивость национальных экономик перед внешними финансовыми и монетарными шоками.
http://www.project-syndicate.org/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
