22 сентября 2015 Project Syndicate
Неделями развивающиеся рынки лихорадило от перспектив первого за десятилетие повышения процентной ставки Федрезерва. Впрочем, на прошедшем заседании ЦБ США решил не менять текущего курса монетарной политики, однако он сообщил, что вопрос ужесточения по-прежнему не снят с повестки 2015 года. В данной ситуации обеспокоенность вызывает потенциальная угроза того, что страны, зависимые от внешнего финансирования, могут пострадать от резкого оттока иностранного капитала, или что валютная девальвация, спровоцированная повышением ставки ФРС, может повысить стоимость обслуживания долга для государств и компаний.
Со стороны правительств развивающихся государств было бы разумно меньше беспокоиться об изменениях уровня процентной ставки в США (что в любом случае находится вне сферы их контроля), и больше – о политических реформах, которые они могут реализовать в собственной стране для укрепления национальной экономики. Повышение ставок США – не обязательно дурная весть для развивающихся стран. Многие из них – особенно государства Азии – находятся сейчас в гораздо лучшей макроэкономической форме, чем перед азиатским финансовым кризисом конца 1990-х или на заре мирового финансового кризиса 2008 г. Кроме того, Федрезерв повысит ставки лишь в случае, если он сочтет экономический рост США сильным и устойчивым, что само по себе должно стать хорошим признаком для мировой экономики. При этом откладывание даты повышения ставки также сопряжено с собственными рисками, поощряя изголодавшихся по прибыли инвесторов активнее принимать на себя риски, и, вероятно, это потребует более резкого или масштабного изменения уровня ставок в будущем.
Развивающиеся государства могут повысить устойчивость своих экономик перед изменениями уровня мировых процентных ставок посредством реализации продуманной и разумной фискальной и монетарной политики, продолжая реализацию необходимых структурных реформ и укрепляя свои финансовые системы. В частности, результаты недавних исследований выделяют четыре основные сферы для приложения усилий со стороны властей. Для начала, им необходимо перейти к политике, более благоприятствующей прямым иностранным инвестициям (FDI) по сравнению с притоками капитала, который может быть изъят более быстро (иностранные банковские кредиты или инвестиции в акции). Последнее исследование МВФ демонстрирует, что страны, где приток капитала формируется преимущественно за счет FDI, как правило, имеют тенденцию к большей устойчивости перед внешними финансовыми шоками. Когда разразился мировой финансовый кризис, страны с более высоким показателем FDI в составе общего притока капитала переживали менее тяжелый кризис ликвидности.
Во-вторых, валютные курсы должны верно отражать экономический фундамент. Однако хотя теоретически гибкие валютные курсы должны сглаживать внешние монетарные и финансовые шоки, на практике такие валютные режимы редко срабатывают сами по себе. Действительно, исследование, проведенное совместно с аналитиками из Азиатского банка развития, показало, что когда США повышают или понижают процентные ставки, большинство развивающихся стран поступает так же, даже при плавающем курсе национальной валюты. Ключевая причина этого – их желание избежать масштабных скачков стоимости валюты. Ее рост может ударить по конкурентоспособности, в то время как девальвация увеличивает стоимость обслуживания долга в иностранной валюте, подрывает доверие на рынках и обуславливает рост инфляции.
Важным исключением из этого тренда являются государства с внешними потоками капитала, особенно с высокой долей участия корпоративного сектора в валютном долге. Действительно, определенные типы управления движением капитала – включая ограничение размера внутреннего долга, деноминированного в иностранной валюте, для компаний и домохозяйств – могут повышать устойчивость экономики. В-третьих, устойчивость повышают внутренняя макро- и микропруденциальная политика. Она должна быть направлена на сокращение или ликвидацию несоответствия между деятельностью, идущей на благо физическим лицам, банкам и компаниям, и деятельностью, от которой выигрывает все общество в целом.
Одним из примеров такой политики является привязка норматива обязательных банковских резервов к скорости роста кредитования или к фазе экономического цикла. Так, в периоды экспансии, когда банки готовы смело финансировать сомнительных заемщиков, норма резервов повышается, сдерживая потенциальное развитие пузырей активов или риски чрезмерного инвестирования. Для стран, способных разработать и воплотить в жизнь пруденциальные нормативы, управление трансграничными потоками капитала становится менее полезным и менее желательным.
И, наконец, теперь уже нельзя адекватно судить о достаточности размера валютных резервов страны на основании того, сколько месяцев импорта они могут покрыть. Вместо этого следует задаться вопросом: способны ли эти резервы без проблем обслуживать долг государственного и частного секторов, деноминированный в иностранной валюте. Рано или поздно США нормализуют уровень процентных ставок в соответствии со своими потребностями. Другим странам важно сосредоточиться на политиках, которые смогут укрепить устойчивость национальных экономик перед внешними финансовыми и монетарными шоками.
http://www.project-syndicate.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба