22 сентября 2008 Архив
Серия банкротств, которую мы наблюдали в сентябре, вынудила финансовые власти США пойти на крайние, на мой взгляд, меры – объявив о спасении не очередного банка, а всей финансовой системы, выкупив с рынка проблематичные долги на сумму $700 млрд.
Скупой платит дважды
Банкротство Lehman Brothers и опасения относительно судьбы AIG на прошлой неделе привели к резкому ужесточению на рынке межбанковского кредитования, недоверию к контрагентам и паническим продажам на всех площадках мира (несмотря на спасение последней). В результате кризис доверия вынудил ФРС выделить $180 млрд на его погашение, расширить перечень бумаг, принимаемых в залог при аукционах. Эти меры не дали нужного результата, поэтому финансовым властям США пришлось снова запретить короткие позиции по бумагам 799 финансовых компаний (пока на 10 дней) и искусственно остановить падение. Вероятно, ФРС было бы дешевле спасти и Lehman Brothers, покупка которого едва ли обошлась в $180 млрд. В условиях растущего списка очередных Lehman скорее всего и было принято решение выкупить у банков ипотечные долги на огромную сумму.
Вместе с тем, стоит признать, что мера, хоть и запоздавшая, но вполне грамотная (если бы не побочные эффекты). Ее стоило принять как минимум год назад, поскольку сейчас она уже не сможет в корне изменить ситуацию. Действия властей смогут существенно смягчить кризис при оптимистичном или сдержанном сценарии, но процесс уже необратимы.
Я называю этот план грамотным, потому что для США он однозначно дешевле, чем оплата последствий при бездействии, однако сейчас об этом рано говорить.
Другие участники рынка
На прошедшей неделе стало также известно о том, что ФРС через коммерческие банки открыл доступ к своим средствам через дисконтное окно на сумму $230 млрд и фондам денежного рынка. На прошлой неделе кризис доверия охватил сразу 3 фонда. Фонды денежного рынка не должны терять стоимости внесенных средств, т.е. на каждый инвестированный доллар вкладчик должен получить как минимум свой доллар. Если фонд может вернуть лишь 97 центов, то начинается массовый вывод средств (что наблюдалось на прошлой неделе). После банкротства Lehman Brothers ряду фондов пришлось списать активы, вложенные в него, это привело к тому, что один фонд мог выплатить 99,1 цент, а второй – 97 центов на каждый инвестированный доллар. За три дня клиенты вывели из фондов $169 млрд. Учитывая, что под управлением фондов находится от $2,8 до $3,4 трлн, выведенные средства составляют 5-6% всех средств, а из институциональных фондов было выведено 7% активов.
Фонды денежного рынка не составляют банковскую систему, являясь скорее ее тенью. Фонды не предоставляют традиционных отчетов и не подчиняются правилам регулирования банковской деятельности. Вместе с тем, они в большинстве случаев управляются крупнейшими банками. Важной отличительной характеристикой фондов денежного рынка является отсутствие государственной поддержки.
Для рынка
Для рынка эта новость, безусловно, положительна, доказательством чему служит реакция на инициативу плана. Позитив заключается в том, что ряду компаний - ипотечным, страховым, инвестиционным - с большой долей вероятности удастся избежать банкротств, которых без участия щедрых г-на Полсона и г-на Бернанке, избежать бы не удалось. Хотя рост списаний замедлился на протяжении последних двух кварталов, рост ипотечных долгов и просрочек продолжат «портить» балансы финансовых компаний.
В худшем случае фондовый рынок США близок в цунами банкротств, так как у ФРС более не хватает собственных средств для спасения очередных банкротов. Здесь вопрос сводится даже не к тому, чтобы сократить число банкротств, сколько к тому, чтобы не пропустить и не допустить банкротства системообразуюших институтов.
Для экономики (принцип "одной рукой дать, двумя взять")
Особый спор возникал еще во время обсуждения плана национализации Freddie Mac и Fannie Mae, на которое предполагалось выделить $200 млрд. Тогда все осуждения сводились к тому, что эта сумма ляжет на плечи налогоплательщиков, однако план был утвержден и сейчас к этой сумме собираются добавить еще $700 млрд. Заботливые власти, конечно же, не рассчитывали на то, что через полгода после выплаты стимуляционного пакета населению в мае, на сумму $138 млрд им придется навесить на налогоплательщиков как минимум $900 млрд, или почти $32 000 на каждую семью.
Не успел Конгресс согласиться на увеличение лимита Федерального долга в бюджете на 2009 год до $10,6 тлрн (после утверждения Билля рынка недвижимости в котором предусмотрено $300 млрд на рефинансирование ипотечных долгов в конце июля), как меньше, чем через 2 месяца им придется растянуть этот лимит еще на $700 млрд до $11,3 тлрн. Теперь Казначейство США будет размещать новые долги $50-миллиардными траншами.
Немного о цифрах
Сумма стимуляционного пакета – не случайна. Она соответствует годовому росту потребления США. Изначально расчет был на то, чтобы обеспечить рост покупательской способности населения еще на год. Конечно, кто-то направил средства на погашение долга, но $1000 (в среднем на каждую семью) не способна разрешить проблему просрочек. Тем более, что большая часть осела на депозитах в качестве сбережений населения. Логично, когда люди ждут ухудшения, они затягивают пояса потуже.
Сумма в $700 млрд также не случайна – она соответствует 6,4% конфискованных домов рынка недвижимости общей капитализацией в $12 трлн, которые сейчас сложно реализовать на рынке.
Фактически ее можно идентифицировать с суммой потенциальных списаний, которые уже сейчас составили $519,8 млрд.
Фактически же ФРС будет впредь выступать в роли Freddie Mac и Fannie Mae, так как раньше долги по ипотечным кредитам скупали именно они. Соответственно, теперь все должники обязаны выплатить свои долги государству, у которого, в случае, если просрочки продолжат расти, не будет другого способа, как реализовать залог, то есть дома. В случае развития неблагоприятного сценария, должники могут оказаться в еще более невыгодном положении.
К тому же, ФРС будет выкупать долги посредством аукционов, начиная с минимального бида, то есть с того, кто готов за копейки почистить свои балансы. Это вынудит банки, в срочном порядке избавляющиеся от проблематичных активов, продавать их фактически за копейки, а соответственно списать больше, чем это обошлось бы им при реализации на рынке. Эта тенденция продолжит негативно влиять на доходы банков и других финансовых участников рынка.
В заключении
Сейчас вопрос упирается в то, какую защиту могут получить налогоплательщики. Но со временем у властей не будет иного выхода для пополнения бюджетного дефицита, кроме как увеличить налоги. С ноября власть сменится, и новый президент не будет виновен в том, что к его приходу госдолг взлетел до рекорда. Не будут ответственны и те, кто сейчас реализует смелые планы по спасению финансовой системы. Крайних нет, а значит, повышение налогов даже через год придаст рецессии затяжной характер.
Аналитик компании «АТОН» Инга Фокша
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Скупой платит дважды
Банкротство Lehman Brothers и опасения относительно судьбы AIG на прошлой неделе привели к резкому ужесточению на рынке межбанковского кредитования, недоверию к контрагентам и паническим продажам на всех площадках мира (несмотря на спасение последней). В результате кризис доверия вынудил ФРС выделить $180 млрд на его погашение, расширить перечень бумаг, принимаемых в залог при аукционах. Эти меры не дали нужного результата, поэтому финансовым властям США пришлось снова запретить короткие позиции по бумагам 799 финансовых компаний (пока на 10 дней) и искусственно остановить падение. Вероятно, ФРС было бы дешевле спасти и Lehman Brothers, покупка которого едва ли обошлась в $180 млрд. В условиях растущего списка очередных Lehman скорее всего и было принято решение выкупить у банков ипотечные долги на огромную сумму.
Вместе с тем, стоит признать, что мера, хоть и запоздавшая, но вполне грамотная (если бы не побочные эффекты). Ее стоило принять как минимум год назад, поскольку сейчас она уже не сможет в корне изменить ситуацию. Действия властей смогут существенно смягчить кризис при оптимистичном или сдержанном сценарии, но процесс уже необратимы.
Я называю этот план грамотным, потому что для США он однозначно дешевле, чем оплата последствий при бездействии, однако сейчас об этом рано говорить.
Другие участники рынка
На прошедшей неделе стало также известно о том, что ФРС через коммерческие банки открыл доступ к своим средствам через дисконтное окно на сумму $230 млрд и фондам денежного рынка. На прошлой неделе кризис доверия охватил сразу 3 фонда. Фонды денежного рынка не должны терять стоимости внесенных средств, т.е. на каждый инвестированный доллар вкладчик должен получить как минимум свой доллар. Если фонд может вернуть лишь 97 центов, то начинается массовый вывод средств (что наблюдалось на прошлой неделе). После банкротства Lehman Brothers ряду фондов пришлось списать активы, вложенные в него, это привело к тому, что один фонд мог выплатить 99,1 цент, а второй – 97 центов на каждый инвестированный доллар. За три дня клиенты вывели из фондов $169 млрд. Учитывая, что под управлением фондов находится от $2,8 до $3,4 трлн, выведенные средства составляют 5-6% всех средств, а из институциональных фондов было выведено 7% активов.
Фонды денежного рынка не составляют банковскую систему, являясь скорее ее тенью. Фонды не предоставляют традиционных отчетов и не подчиняются правилам регулирования банковской деятельности. Вместе с тем, они в большинстве случаев управляются крупнейшими банками. Важной отличительной характеристикой фондов денежного рынка является отсутствие государственной поддержки.
Для рынка
Для рынка эта новость, безусловно, положительна, доказательством чему служит реакция на инициативу плана. Позитив заключается в том, что ряду компаний - ипотечным, страховым, инвестиционным - с большой долей вероятности удастся избежать банкротств, которых без участия щедрых г-на Полсона и г-на Бернанке, избежать бы не удалось. Хотя рост списаний замедлился на протяжении последних двух кварталов, рост ипотечных долгов и просрочек продолжат «портить» балансы финансовых компаний.
В худшем случае фондовый рынок США близок в цунами банкротств, так как у ФРС более не хватает собственных средств для спасения очередных банкротов. Здесь вопрос сводится даже не к тому, чтобы сократить число банкротств, сколько к тому, чтобы не пропустить и не допустить банкротства системообразуюших институтов.
Для экономики (принцип "одной рукой дать, двумя взять")
Особый спор возникал еще во время обсуждения плана национализации Freddie Mac и Fannie Mae, на которое предполагалось выделить $200 млрд. Тогда все осуждения сводились к тому, что эта сумма ляжет на плечи налогоплательщиков, однако план был утвержден и сейчас к этой сумме собираются добавить еще $700 млрд. Заботливые власти, конечно же, не рассчитывали на то, что через полгода после выплаты стимуляционного пакета населению в мае, на сумму $138 млрд им придется навесить на налогоплательщиков как минимум $900 млрд, или почти $32 000 на каждую семью.
Не успел Конгресс согласиться на увеличение лимита Федерального долга в бюджете на 2009 год до $10,6 тлрн (после утверждения Билля рынка недвижимости в котором предусмотрено $300 млрд на рефинансирование ипотечных долгов в конце июля), как меньше, чем через 2 месяца им придется растянуть этот лимит еще на $700 млрд до $11,3 тлрн. Теперь Казначейство США будет размещать новые долги $50-миллиардными траншами.
Немного о цифрах
Сумма стимуляционного пакета – не случайна. Она соответствует годовому росту потребления США. Изначально расчет был на то, чтобы обеспечить рост покупательской способности населения еще на год. Конечно, кто-то направил средства на погашение долга, но $1000 (в среднем на каждую семью) не способна разрешить проблему просрочек. Тем более, что большая часть осела на депозитах в качестве сбережений населения. Логично, когда люди ждут ухудшения, они затягивают пояса потуже.
Сумма в $700 млрд также не случайна – она соответствует 6,4% конфискованных домов рынка недвижимости общей капитализацией в $12 трлн, которые сейчас сложно реализовать на рынке.
Фактически ее можно идентифицировать с суммой потенциальных списаний, которые уже сейчас составили $519,8 млрд.
Фактически же ФРС будет впредь выступать в роли Freddie Mac и Fannie Mae, так как раньше долги по ипотечным кредитам скупали именно они. Соответственно, теперь все должники обязаны выплатить свои долги государству, у которого, в случае, если просрочки продолжат расти, не будет другого способа, как реализовать залог, то есть дома. В случае развития неблагоприятного сценария, должники могут оказаться в еще более невыгодном положении.
К тому же, ФРС будет выкупать долги посредством аукционов, начиная с минимального бида, то есть с того, кто готов за копейки почистить свои балансы. Это вынудит банки, в срочном порядке избавляющиеся от проблематичных активов, продавать их фактически за копейки, а соответственно списать больше, чем это обошлось бы им при реализации на рынке. Эта тенденция продолжит негативно влиять на доходы банков и других финансовых участников рынка.
В заключении
Сейчас вопрос упирается в то, какую защиту могут получить налогоплательщики. Но со временем у властей не будет иного выхода для пополнения бюджетного дефицита, кроме как увеличить налоги. С ноября власть сменится, и новый президент не будет виновен в том, что к его приходу госдолг взлетел до рекорда. Не будут ответственны и те, кто сейчас реализует смелые планы по спасению финансовой системы. Крайних нет, а значит, повышение налогов даже через год придаст рецессии затяжной характер.
Аналитик компании «АТОН» Инга Фокша
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу