Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Решение Путина отказаться от антикризисных мер 2008 года спасло экономику России от коллапса » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Решение Путина отказаться от антикризисных мер 2008 года спасло экономику России от коллапса

15 декабря 2015 Project Syndicate
Решение президента России Владимира Путина отказаться от «мер по спасению экономики», которые активно применялись в 2008 году, спасло экономику страны от коллапса.

Как пишет в своей статье на Project Syndicate старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона Андерс Аслунд, отказ от провальной политики 2008 года позволит спасти экономику от краха, однако для выхода из кризиса нужны новые точки роста.


В этом году у экономики России были самые худшие показатели из стран Большой Двадцатки: она сократилась на 3,8% по данным последнего прогноза Международного Валютного Фонда. Но все могло быть намного хуже. Президент Владимир Путин утверждает, что его экономическая политика остается непротиворечивой; но на самом деле, он мудро изменил курс, ограничивая повреждение, которое могло произойти если бы он на это не решился.

В конце 2014 года, Россия была охвачена финансовой паникой. Центральный Банк России (ЦБ РФ) ответил на падение цен на нефть путем перехода на плавающий курс рубля, который сразу потерял половину своей стоимости. Отчаянные россияне бросились скупать все, что они могли до того, как деньги стали бесполезными. Инфляция подскочила до 16%.

Панацея Путина – которую он пояснил в своей ежегодной телевизионной пресс-конференции в декабре прошлого года – была не достаточно обнадеживающей: «Мы собираемся использовать меры, которые мы весьма успешно применяли еще в 2008 году». Он имел в виду ответ России на финансовый кризис, когда она провела наибольшее фискальное стимулирование в рамках Большой Двадцатки: не менее 10% ВВП. Результат: ВВП упал на 7,8%, что стало наибольшим падением в рамках той же Двадцатки. Короче говоря, Путин предлагал повторить провальную политику.

К счастью для России, Путин не выполнил свое обещание. В 2008-2009 гг. Банк России проводил политику плавной девальвации, спасая все крупные государственные и частные корпорации, независимо от уровня их производительности. На этот раз Россия оставила плавающий валютный курс, сберегая ее запасы. ЦБ РФ стабилизировал рынок путем шокового повышения процентных ставок, и с тех пор постепенно их снижал, как бы сделал любой другой благоразумный ЦБ.

Россия приняла антикризисный пакет стимулирующих мер; однако, они составляли 3,5% ВВП, то есть одну треть их размера в 2008 году. И хотя российское правительство выделило некоторые предприятия, как «стратегические», оно фактически дало им очень мало денег. Многие крупные компании, в первую очередь в строительном и авиационном секторах, были вынуждены обанкротиться. Вроде было возрождено творческое разрушение, которое в конце 1990-х годов обеспечило Россию десятилетним стратосферным ростом. Жизнь стала немного менее безопасной для богачей России.

С момента экспроприации нефтяной компании «ЮКОС» в 2004 году, политика Путина была весьма благожелательная в сторону крупных государственных фирм. Государство финансировало свои покупки и инвестиционные проекты, казалось бы, неисчерпаемыми нефтяными доходами. Но сейчас, когда цены на нефть резко снизились, российские экспортные доходы упали на 30% лишь в этом году, а государственные фонды стали очень скудными.

Заслуга Путина в том, что когда пришло время где то уступить, то его фискальный консерватизм вовсе не пострадал. В этом году ожидается, что дефицит бюджета России будет составлять всего 2% ВВП, и расти до 3,5% в 2016 – а ведь это удивительно хорошие показатели, учитывая, что страна пережила шок в торговле и международные финансовые санкции. В следующем году, правительство страны намерено использовать $40-45 млрд из своего резервного фонда для финансирования расходов бюджета. Но Россия может себе это позволить: ее совокупные международные резервы в настоящее время составляют $364 млрд, а ее государственный долг составляет едва 14% ВВП.

Выполнение этого потребует, чтобы Путин частично отказался от табу его правительства. За первые 15 лет правления Путина, уровень жизни россиян стабильно повышался; но он резко снизился с ноября 2014. Ожидается, что реальная заработная плата будет стремительно падать на 10% в этом году. Реальный размер пенсий также сокращается, а расходы на здравоохранение и образование снизятся на 8% в следующем году.

Государственные компании также были затронуты. «Газпром», «Роснефть» (которая поглотила ЮКОС), и ОАО «РЖД» публично выпрашивали государственные деньги. В декабре прошлого года, Путин принял сложные схемы финансирования для «Роснефти». Но к августу стало ясно, что все три корпоративных гиганта получили бы только небольшую долю того, что они хотели. Могущественный глава РЖД, Владимир Якунин, якобы бывший сотрудник КГБ и друг Путина, был уволен.

Учитывая западные финансовые санкции, усилия Путина по экономии государственных средств являются целиком разумными. Но всё-таки значение этих изменений не следует преувеличивать. Их макроэкономическое влияние значительно, но системные реформы не стоят на повестке дня. В отличие от Китая, Россия не предпринимает никаких попыток обуздать разгул коррупции на самом верху. Тем более, ничего не было сделано для укрепления правопорядка. Десятки тысяч предположительно невинных российских предпринимателей сидят в СИЗО, потому что силовики хотят захватить их компании. Протекционизм процветает как никогда в то время как Россия вводит дополнительные торговые санкции.

Основной вопрос заключается в том, как россияне будут реагировать, когда они поймут, что снижение их уровня жизни не является временным, как это было в 1998 году. В 2014 году объём ВВП России составлял $2,1 триллиона долларов (по текущему курсу). Он резко упал до $1,1 трлн. Эти цифры не отражают покупательную способность, но средний класс России измеряет их заработную плату в долларах. До сих пор общественная реакция была приглушенной, однако двухнедельный протест российских водителей грузовиков из-за новой пошлины на дорогах говорит о том, что популярное состояние покоя может скоро измениться.

На своей пресс-конференции в декабре прошлого года, Путин изложил свои ожидания: «При самом неблагоприятном стечении обстоятельств, я думаю, что [кризис будет длиться] года два…. После этого рост неизбежен, в том числе и потому, что внешняя экономическая конъюнктура будет меняться. С ростом мировой экономики потребуются дополнительные энергетические ресурсы».

В декабре этого года, Путин объявил: «Ситуация действительно сложная, но… не критичная».

В дальнейшем это уже не правдоподобно. Экономика России находилась в стагнации еще до того, как упали мировые цены на нефть и большинство экспертов ожидают, что цены на энергоносители останутся низкими в течение многих лет. Это означает, что Путин сталкивается с проблемой, с которой он еще никогда не сталкивался: вести Россию в то время, когда не видно света в конце тоннеля.