Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Нащебетать» на миллион: зачем трейдеры копаются в соцсетях » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Нащебетать» на миллион: зачем трейдеры копаются в соцсетях

24 декабря 2015 Financial One Ломская Татьяна

Хедж-фонды все чаще используют аналитические сервисы типа Dataminr, чтобы собирать оперативную информацию о рынке в социальных сетях. Приносит ли это прибыль?

Сегодня никого не удивишь новостью о том, что некий пост в Twitter или Facebook привел рынок в движение, подмочив репутацию той или иной компании. Например, в январе 2013 года серия ложных «разоблачительных» твитов повлекла за собой обрушение акций двух фирм. В одном сообщении утверждалось, что в компании Audience проводится уголовное расследование на предмет «предполагаемого мошенничества». В другом говорилось, что Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США изъяло у компании Sarepta Therapeutics документы по клиническим исследованиям из-за подозрения в подделке результатов. Твиттеряне не сразу заметили, что за этими постами стоят вовсе не известные исследовательские бренды Muddy Waters и Citron Research, а фейковые страницы с похожими названиями – @Mudd1waters и @Citreonresearc. Акции Audience и Sarepta Therapeutics в те дни рухнули на 28% и 16% соответственно.

Финал этой истории любопытен. Хотя мошенник сумел обмануть рынок, его прибыль в итоге составила всего $97, пишет Fortune. Дело в том, что он купил акции обеих компаний через 10 минут после публикации скандальных твитов... И опоздал. За это время другие инвесторы выявили факт мошенничества, и стоимость акций сразу же восстановилась. Об этом сообщает Комиссия США по ценным бумагам и биржам (SEC), подавшая в этом ноябре иск против предполагаемого преступника.

Хедж-фонды и крупные инвесторы активно сканируют интернет-пространство, чтобы покупать и продавать акции быстрее, чем некоторые нажмут на «ретвит». Например, в октябре ирландская исследовательская компания Eagle Alpha проанализировала 7416 комментариев на ресурсе Reddit и пришла к выводу, что продажи видеоигры «Звездные Войны» производства Electronic Arts окажутся выше текущих ожиданий компании. Вскоре Electronic Arts повысила свой прогноз, сославшись на большой ажиотаж по поводу игры. Другой пример: весной команда Goldman Sachs Asset Management проанализировала траффик поисковой системы Alexa.com и заметила «шип» в графике визитов на сайте интернет-магазина бытовых товаров HomeDepot.com. Это позволило компании пополнить свой портфель акциями бытового ритейлера прежде, чем прогноз по выручке был повышен и его бумаги выросли.

$30 ТЫСЯЧ ЗА ТВИТЫ

Рост значения Твиттера и других социальных сетей в работе инвестора приводит к волне спроса на сервисы типа Dataminr, который позволяет анализировать Твиттер и моментально прогнозировать важные для рынка события. Стартап основан в 2009 году бывшими студентам Йельского университета. Сейчас у компании около 75 корпоративных клиентов – против 50 в прошлом году. В их число входит большинство крупных инвестиционных банков и как минимум половина ведущих хедж-фондов с общей суммой активов под управлением не менее $1 трлн.

Шесть лет назад, когда Dataminr только запускался, в Твиттере было около миллиарда сообщений. Основатель компании Тед Бейли увидел в этом возможность: его компания одной из первых приобрела прямой доступ ко всему потоку твитов. По данным Fortune, на сегодняшний день стоимость доступа к полной базе сообщений составляет около $30 тысяч в месяц. Конечная сумма оплаты зависит от особенностей использования и может достигать $1,5 млн в год.

Ключевая причина лидерства Dataminr в своей нише состоит в том, что Twitter владеет долей в этой компании, пишет издание со ссылкой на Тома Глосера, еще одного инвестора Dataminr и члена совета директоров Morgan Stanley (клиента Dataminr). Компания специализируется на ловле так называемых «черных лебедей», то есть на предсказании сложно прогнозируемых событий прежде, чем на них отреагирует рынок. Для этого она использует машинное обучение и 30 различных источников данных – от карт, определяющих местоположение пользователей, до патентных данных и движения котировок. Это позволяет Dataminr определять «кластеры» похожих твитов, которые могут свидетельствовать о наличии определенного тренда.

Некоторые результаты Dataminr действительно впечатляют. Например, сервис переводит твиты с французского и немецкого, что позволило ему предупредить своих клиентов о террористических атаках через пять минут после первого взрыва возле стадиона «Стад де Франс» – более чем за 45 минут до публикации новости агентством Associated Press. Dataminr также сообщил о надвигающемся скандале с выбросами Volkswagen за три дня то того, как акции автопроизводителя упали на 30%. А нефтяные и газовые трейдеры, использующие сервис, узнали о смерти короля Саудовской Аравии за четыре часа до того, как цены на нефть подскочили на этой новости, сообщает CEO компании Тед Бейли.

BIG DATA ДЛЯ BIG MONEY

В марте этого года Dataminr привлек $130 млн от фонда Fidelity и других инвесторов, в том числе Викрама Пандита, бывшего CEO конгломерата Citigroup. Это позволило оценить стартап в $700 млн. Тем не менее на текущий момент Fidelity, владеющая 10% компании, сократила стоимость своей доли почти на треть.

В целом в 2015 году финтех-стартапы привлекли более $11 млрд венчурного капитала – на 83% больше, чем в прошлом году, свидетельствуют данные CB Insights. Такие банки, как Citigroup и Goldman Sachs (еще один инвестор Dataminr) в уходящем году спонсировали 15 подобных проектов — против девяти в 2014 году. CB Insights не уточняет, какая часть этих инвестиций поступила в аналитические компании, но утверждает, что это «горячая» и растущая категория.

Современные инвесторы активно используют интернет-ботов для сбора информации на сайтах с вакансиями, в обзорах Amazon, Википедии, на крупнейшем в США сайте по продаже недвижимости Zillow и других самых отдаленных уголках интернета. Они анализируют онлайн-магазины ритейлеров в поисках данных о ценах, «почти» покупают (а затем быстро аннулируют) билеты на Expedia — крупнейшем американском портале, позволяющем бронировать номера в отелях по всему миру — для того, чтобы определить, сколько мест остаются незанятыми на каждом авиарейсе.

Даже не аналитические по своей сути финтех-стартапы, такие как SumZero, StockTwits и Scutify, получают от хедж-фондов запросы на покупку данных — например, о том, какие акции ищут их пользователи. Таким образом они пытаются как можно раньше определить сигналы «бычьих» трендов.

ТРАГЕДИЯ С ТРУСАМИ КОМПАНИИ LULULEMON

Далеко не все верят в инвестиционную ценность социальных сетей. Например, Шанта Пучтлер из Man Group — одного из крупнейших хедж-фондов мира с $77 млрд под управлением — в интервью Fortune утверждает, что его команда так и не смогла почерпнуть действенные инсайды в социальных сетях. «Есть романтическое утверждение, что твиты могут привлекать инвестиции и что вы можете заработать кучу денег, если будете пользоваться ими, — цитирует издание его слова. — Но вы должны задать себе вопрос: в чем выгода?».

Аналитика социальных сетей действительно может давать осечки, порой курьезные. Например, один из крупных хедж-фондов сильно обжегся, когда его алгоритм определил разгромные саркастические твиты о прозрачных трусах компании Lululemon как позитивные отзывы, и купил акции этого ритейлера, в то время как следовало их продать.

Одна из ключевых проблем социальных сетей — переменчивая природа их пользователей. Люди приходят в Твиттер, а затем деактивируют свои аккаунты. Или удаляют твиты. Обнаруженный паттерн может внезапно исчезнуть. Поэтому аналитические компании должны постоянно совершенствовать свои алгоритмы и модели.

КЛИНТОН ПРОТИВ БИОТЕКОВ

Как использовать при торговле данные социальных сетей? Здесь также нет согласия. Долгосрочные инвесторы считают данные Твиттера лишь частью большой мозаики, в то время как многие трейдеры, торгующие в моменте, покупают и продают, основываясь едва ли не полностью на данных социальных сетей.

Вот один из последних примеров. Этой осенью претендент на пост президента США от Демократической партии Хиллари Клинтон в своем микроблоге призвала строже регулировать цены на лекарства, чем спровоцировала обвал акций биотехнологических компаний. Затем Хиллари также в одиночку обрушила бумаги частных исправительных компаний, разместив твит о реформе тюремной системы. Также можно вспомнить двухминутный обвал индекса Dow Jones на 145 пунктов в 2013 году из-за того, что некий хакер атаковал твит-блог Associated Press и разместил ложное сообщение о взрыве в Белом Доме и ранении президента Обамы. «Мы все чаще называем это «тупые деньги», поскольку эти алго действуют на основе действительно глупых исходных», — отмечает CEO компании Estimize Лейх Дроген.

УЧЕНЫЕ ОДОБРЯЮТ

Исследования в области социальных сетей в целом поддерживают идею о необходимости их анализа для принятия решений об инвестициях. Так, общественное мнение, почерпнутое из социальных сетей, в 87% случаев позволяло корректно спрогнозировать движение индекса Dow Jones в трехдневной перспективе, свидетельствуют результаты исследования 2011 года, организованного учеными Университета Индианы. А в июле этого года исследователи Нью-Йоркского университета доказали, что «агрегированное мнение» из Твиттера позволяет предугадывать «сюрпризы» в отчетностях компаний, а также реакцию рынка на отдельные акции, и таким образом обогнать его на 5-10% в год.

НА РАДОСТЬ МОШЕННИКАМ

Еще один вопрос касается возможного злоупотребления информацией со стороны инвесторов — пусть даже публичной и полученной легально. Сбор интернет-данных кажется невинной забавой в сравнении с какой-нибудь киберкражей. Но грань дозволенного очень тонка. Например, работа инвесторского сайта Harvest Exchange существенно замедлилась из-за того, что некий алгоритм каждые 10 секунд проверял профили менеджеров хедж-фондов в поисках влияющих на рынок идей (причем сайт накануне заблокировал опасные IP-адреса).

Самый забавный случай, который может служить примером влияния социальных сетей, имел место в апреле этого года, когда стартап Selerity, который мониторит интернет на предмет корпоративных отчетов о прибылях, обнаружил отчет самого Твиттера, по ошибке опубликованный на час раньше установленного срока. За три секунды боты Selerity свели отчет к 140 символам и опубликовали в Твиттере. Еще четыре секунды спустя рынок пришел в движение. Многие обвинили Selerity в применении хакерских технологий для кражи данных (которые, согласно Nasdaq, висели в открытом доступе всего 45 секунд, после чего были удалены). Но Selerity настаивает на том, что «просто зашел на сайт». Как отмечает CEO компании Райан Терпстра, каждый человек с доступом в сеть мог сделать это — достаточно просто нажать на кнопку «Обновить».

http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу