19 января 2016 Инвесткафе Козлов Юрий
Для Аэрофлота 2015 год почти наверняка станет убыточным, причем как по российским стандартам бухгалтерской отчетности, так и согласно консолидированной отчетности по МСФО. Об этом на минувшей неделе сообщил председатель совета директоров компании Кирилл Андросов, назвав для этого несколько разных причин.
Во-первых, отечественный авиаперевозчик №1 принял на себя большие финансовые риски из-за возникших во 2-м полугодии проблем у Трансаэро, взяв на себя дополнительные затраты на перевозку более 2 млн пассажиров. По разным подсчетам, это обошлось Аэрофлоту примерно в 10-15 млрд руб. Во-вторых, программа топливного хеджирования, принятая авиаперевозчиком осенью 2012 года и направленная на управление валютными и топливными рисками, в прошлом году привела к убыткам в $300 млн, хотя это скорее является результатом резко снизившихся цен на нефть, нежели следствием ошибок управления компанией, так как подобное хеджирование является международной практикой и широко используется практически всеми ведущими авиакомпаниями мира.
Радует, что большинство хеджей Аэрофлота уже закончились в 2015 году, и последние убытки от них компания получит в 1-м квартале текущего года, после чего на фоне завершения истории с Трансаэро можно будет рассчитывать на постепенное улучшение показателей. Пока же на повестке дня главный вопрос — это финансовые результаты 2015 года, которые вряд ли порадуют акционеров. Чистый убыток Аэрофлота за этот период может достигнуть 20 млрд руб. ($320 млн по средневзвешенному курсу за 12 месяцев), а некоторые аналитики предрекают и все $400 млн. Это контрастирует с блестящей отчетностью компании по МСФО за девять месяцев прошлого года, по итогам которых удалось нарастить выручку на 30% и показать чистую прибыль в размере почти 2 млрд руб., однако отрицательный результат по итогам года все же ожидался, поэтому большим сюрпризом для рынка он точно не станет.
Для большинства ведущих авиакомпаний мира, расходы которых примерно на 30% составляет топливо, падение цен на нефть выступает безусловным позитивом. Однако для Аэрофлота, впрочем, как и для других российских представителей транспортного сектора, положительный эффект от этого полностью нивелируется девальвацией рубля. Из последней отчетности лидера отрасли по МСФО следует, что с января по сентябрь его расходы на авиатопливо выросли почти на 10% г/г, до 71 млрд руб., что помимо курсовых пересчетов связано также с увеличением объемов перевозок пассажиров, который по итогам всего 2015 года может составить 26,1 млн и стать очередным рекордом для компании. Еще одним негативным эффектом от ослабления рубля является удорожание лизинга, которое также увеличивает расходы Аэрофлота на обслуживание воздушных судов. В условиях замедления российской экономики это становится серьезным препятствием на пути к улучшению финансовых показателей авиаперевозчика.
Именно поэтому Аэрофлот ведет активную работу по развитию направления международных перевозок. Получив вместе со своей «дочкой» авиакомпанией Россия более полусотни заграничных авиарейсов Трансаэро, группа сможет увеличить свою долю в этом сегменте. Этому также способствует уход из нашей страны ряда иностранных авиакомпаний.
Но в любом случае о выходе на прибыльность по итогам 2016 года речь пока не идет. Если долю рынка и пассажиропоток увеличить получится, то максимальным финансовым результатом Аэрофлота может стать выход в ноль по чистой прибыли. Именно об этом заявил и генеральный директор компании Виталий Савельев в одном из своих интервью. Разумеется, и на дивиденды по итогам прошлого года вряд ли приходится рассчитывать, так как на фоне ожидаемых убытков источников для их выплаты просто-напросто нет.
Тяжелая ситуация на рынке нефти и в российской экономике не позволяет рекомендовать к покупке акции Аэрофлота, которые к тому же выглядят несколько перекупленными на фоне бумаг зарубежных авиакомпаний. Для отечественного авиаперевозчика №1 закончившийся год будет убыточным, в то время как ведущие мировые представители этой отрасли наверняка отметятся внушительными прибылями, что еще заставит инвесторов во всем мире крепко задуматься о целесообразности вложения своих средств в бумаги Аэрофлота в условиях сложной рыночной конъюнктуры и отсутствии перспектив по выплате дивидендов.
Рекомендация по акциям Аэрофлота — «держать».
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Во-первых, отечественный авиаперевозчик №1 принял на себя большие финансовые риски из-за возникших во 2-м полугодии проблем у Трансаэро, взяв на себя дополнительные затраты на перевозку более 2 млн пассажиров. По разным подсчетам, это обошлось Аэрофлоту примерно в 10-15 млрд руб. Во-вторых, программа топливного хеджирования, принятая авиаперевозчиком осенью 2012 года и направленная на управление валютными и топливными рисками, в прошлом году привела к убыткам в $300 млн, хотя это скорее является результатом резко снизившихся цен на нефть, нежели следствием ошибок управления компанией, так как подобное хеджирование является международной практикой и широко используется практически всеми ведущими авиакомпаниями мира.
Радует, что большинство хеджей Аэрофлота уже закончились в 2015 году, и последние убытки от них компания получит в 1-м квартале текущего года, после чего на фоне завершения истории с Трансаэро можно будет рассчитывать на постепенное улучшение показателей. Пока же на повестке дня главный вопрос — это финансовые результаты 2015 года, которые вряд ли порадуют акционеров. Чистый убыток Аэрофлота за этот период может достигнуть 20 млрд руб. ($320 млн по средневзвешенному курсу за 12 месяцев), а некоторые аналитики предрекают и все $400 млн. Это контрастирует с блестящей отчетностью компании по МСФО за девять месяцев прошлого года, по итогам которых удалось нарастить выручку на 30% и показать чистую прибыль в размере почти 2 млрд руб., однако отрицательный результат по итогам года все же ожидался, поэтому большим сюрпризом для рынка он точно не станет.
Для большинства ведущих авиакомпаний мира, расходы которых примерно на 30% составляет топливо, падение цен на нефть выступает безусловным позитивом. Однако для Аэрофлота, впрочем, как и для других российских представителей транспортного сектора, положительный эффект от этого полностью нивелируется девальвацией рубля. Из последней отчетности лидера отрасли по МСФО следует, что с января по сентябрь его расходы на авиатопливо выросли почти на 10% г/г, до 71 млрд руб., что помимо курсовых пересчетов связано также с увеличением объемов перевозок пассажиров, который по итогам всего 2015 года может составить 26,1 млн и стать очередным рекордом для компании. Еще одним негативным эффектом от ослабления рубля является удорожание лизинга, которое также увеличивает расходы Аэрофлота на обслуживание воздушных судов. В условиях замедления российской экономики это становится серьезным препятствием на пути к улучшению финансовых показателей авиаперевозчика.
Именно поэтому Аэрофлот ведет активную работу по развитию направления международных перевозок. Получив вместе со своей «дочкой» авиакомпанией Россия более полусотни заграничных авиарейсов Трансаэро, группа сможет увеличить свою долю в этом сегменте. Этому также способствует уход из нашей страны ряда иностранных авиакомпаний.
Но в любом случае о выходе на прибыльность по итогам 2016 года речь пока не идет. Если долю рынка и пассажиропоток увеличить получится, то максимальным финансовым результатом Аэрофлота может стать выход в ноль по чистой прибыли. Именно об этом заявил и генеральный директор компании Виталий Савельев в одном из своих интервью. Разумеется, и на дивиденды по итогам прошлого года вряд ли приходится рассчитывать, так как на фоне ожидаемых убытков источников для их выплаты просто-напросто нет.
Тяжелая ситуация на рынке нефти и в российской экономике не позволяет рекомендовать к покупке акции Аэрофлота, которые к тому же выглядят несколько перекупленными на фоне бумаг зарубежных авиакомпаний. Для отечественного авиаперевозчика №1 закончившийся год будет убыточным, в то время как ведущие мировые представители этой отрасли наверняка отметятся внушительными прибылями, что еще заставит инвесторов во всем мире крепко задуматься о целесообразности вложения своих средств в бумаги Аэрофлота в условиях сложной рыночной конъюнктуры и отсутствии перспектив по выплате дивидендов.
Рекомендация по акциям Аэрофлота — «держать».
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу