В 2016 году спрос на нефть имеет все шансы догнать предложение, а это в свою очередь позволит рынку избавиться от лишней нефти и постепенно восстановить цены. Ожидается, что с точки зрения динамики предложения тенденции США и Ирана скомпенсируют друг друга, а с точки зрения роста спроса Индия сменит Китай в роли лидера. Однако такие радужные надежды на окончание периода перенасыщенности нефтяного рынка могут быть легко нарушены Саудовской Аравией как за счет намеренного увеличения добычи, так и в результате возможных крупномасштабных перебоев в поставках. В данном материале мы рассмотрим основные элементы и главные риски для сценария плавного восстановления цен на нефть в 2016 году.
При условии того, что 1) объем добычи стран ОПЕК останется на том же уровне в четвертом квартале 2015 года и первом квартале 2016 года, а затем вырастет на 400 тыс. баррелей в день в течение второго-четвертого кварталов 2016 года в связи с увеличением добычи в Иране, 2) в то время как добыча сланцевой нефти в США будет снижаться на 200 тыс. баррелей в день поквартально в течение всего года.
Источники: IEA, ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
США: сокращение добычи
Продолжительный период высоких цен на нефть позволил высокозатратной отрасли сланцевой нефти в США стать ключевым источником роста поставок: производители ежегодно увеличивали добычу нефти почти на 1 млн баррелей в день на протяжении 2012–2014 гг. Сейчас вклад сланцевой нефти в американскую нефтедобычу снижается: производство падает с апреля и, по прогнозам Информационного энергетического агентства (IEA), в среднем в 2016 году падение составит 0,7 млн баррелей в день.
Однако оставшиеся на рынке нефтедобывающие компании, более эффективные и лучше финансово обеспеченные, в 2016 году продолжат добывать в среднем около 4 млн баррелей в день из порядка 8,7 млн, приходящихся на всю страну. Таким образом, отрасль сланцевой нефти в США и в 2016 году останется важным поставщиком на мировом рынке.
Цена нефти будет стремиться к стоимости добычи сланцевой нефти в США
Стоимость добычи сланцевой нефти в США в целом считается высокой по мировым меркам, однако ситуация с производственными затратами у американских производителей отнюдь не одинаковая. Издержки некоторых нефтедобытчиков составляют всего 30-50 долларов США на баррель. Это обусловлено благоприятными характеристиками эксплуатируемых месторождений, предполагаемой экономией на снижении тарифов на бурение и продолжающимся технологическим прогрессом.
В то же время у большинства производителей сланцевой нефти затраты гораздо выше и составляют 70-90 долларов США на баррель, поэтому текущие цены на нефть серьезно осложняют их работу. В 2016 году некоторые из таких компаний уйдут с рынка, но не все, так как, несмотря на существующий сейчас переизбыток, в среднесрочной перспективе существенные объемы сланцевой нефти будут востребованы рынком, если спрос на нефть продолжит расти.
Это должно установить цену в диапазоне 60-70 долларов США, необходимом для добычи тех объемов сланцевой нефти, которые будут востребованы через 3–4 года. И движение к этому уровню должно начаться в 2016 году на основе прогнозов добычи нефти в США и Иране и спроса в Индии и Китае (см. график 1).
Возможность экспортировать не увеличит прибыль
Снятие введенного в 1973 году запрета на экспорт нефти из США – важное событие, которое будет способствовать увеличению эффективности рынка и, вероятно, приведет к изменениям в торговле нефтью между странами. Однако, вопреки надеждам американских производителей, мы не считаем, что снятие запрета повысит доходы американских нефтедобывающих компаний, так как зарубежные рынки и цены уже тесно взаимосвязаны.
Источники: Bloomberg, ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
Почти сразу же после отмены запрета на экспорт американской нефти разница между ценами на Brent и WTI существенно сократилась. Ожидания более высокого уровня конкуренции в традиционной для Brent зоне (Европа и Северная Америка) снижают цену на несколько процентных пунктов, в то время как в Соединенных Штатах ожидания падения внутреннего предложения цены на нефть незначительно увеличивают цену. Впрочем, это почти незаметно на фоне недавней волатильности цен.
Потенциальное увеличение цены американских производителей на 1–3 доллара США за баррель может быть сведено на нет внутриматериковым положением Кушинга – основного места хранения нефти сорта WTI. Перевозки на экспорт к Восточному либо Западному побережью повышают давление на инфраструктуру и увеличивают стоимость доставки для производителей.
Уже в декабре, буквально через неделю после снятия запрета, был оперативно подписан первый экспортный контракт. Однако экспорт нефти, вероятно, не достигнет критического объема, так как в чистом выражении США по-прежнему остаются импортером.
В целом разрешение экспортировать нефть лишь незначительно повлияет на доходы производителей и не должно изменить нынешний тренд на сокращение добычи сланцевой нефти в США.
Иран: снова на рынке
В январе 2016 года США, ЕС и ООН инициировали снятие некоторых санкций, затрагивающих экономику и нефтедобычу в Иране. Как было заявлено представителями страны еще в декабре, Иран будет стремиться восстановить утраченную долю рынка и ожидает, что на июньской встрече ОПЕК поднимет его индивидуальную квоту на 1 млн баррелей в день.
На наш взгляд, упомянутая цифра используется исключительно для демонстрации серьезности намерений Ирана по возвращению на рынок и не должна восприниматься как прогноз ожидаемого роста добычи в стране. Мы полагаем, что темпы восстановления экспорта будут гораздо медленнее. В 2016 году экспорт вырастет примерно на 0,4 млн баррелей в день, что обусловлено несколькими препятствиями на пути к ускоренному повышению добычи.
Источники: US EIA, ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
Иран с высокой долей вероятности пойдет на восстановление своей доли рынка в долгосрочной перспективе, однако в 2016 году ему вряд ли удастся увеличивать производство на более чем 0,4 млн баррелей в день. Скорость восстановления будет определяться следующими факторами:
1. Темпы модернизации
Основными причинами, обуславливающими консервативный прогноз по восстановлению добычи, являются состояние оборудования и инфраструктуры. Иран стал готовиться к возобновлению экспорта с середины 2013 года, однако санкции ограничивали возможности необходимой модернизации.
Кроме того, сценарий медленного восстановления соответствует опыту других стран, возобновлявших добычу после ее существенного падения. Так, например, Россия начала наращивать уровень добычи весьма постепенно с середины 1990-х гг.
2. Способность возобновить контракты
Китай – это самое важное экспортное направление для Ирана. Здесь за последние пять лет из-за санкций доля его поставок упала с 10% до 5%. В течение этого времени политика энергетической безопасности Китая сосредоточилась на снижении зависимости от ближневосточной нефти, поэтому доля России в нефтяном импорте Китая возросла почти до 12% с 7%, а доля Саудовской Аравии сократилась с 20% до 15%. Это означает, что Ирану придется конкурировать с партнерами по картелю за часть китайского спроса. При этом главными конкурентами будут Саудовская Аравия и Ирак, который стал основным источником роста нефтедобычи странами ОПЕК на протяжении 2015 года и который будет также стремиться увеличить объемы экспорта своей нефти в Китай.
Одновременно с этим Индия активно наращивала потребление и импорт нефти. Являясь вторым крупнейшим заказчиком Ирана, она уже продемонстрировала свою заинтересованность в увеличении импорта нефти, когда ситуация это позволит.
3. Возможность возврата к санкциям
Следует также заменить, что решение о снятии санкций не является окончательным и зависит от выполнения Ираном "Совместного комплексного плана действий". За действиями Ирана будут наблюдать до 2020 года, причем нарушение условий вышеупомянутого документ может запустить процесс частичного или полного возвращения санкций. Это делает Иран менее надежным партнером, так как в случае возобновления санкций проекты по нефтедобыче пострадают в первую очередь.
Саудовская Аравия не готова смягчить позицию
Саудовская Аравия полна решимости удержать свою долю рынка любой ценой, что стало впервые понятно в ноябре 2014 года из отказа ОПЕК снизить квоту. В марте 2015 года Саудовская Аравия подняла добычу нефти с 9,7 млн до 10,3 млн баррелей в день, впервые вернувшись к утраченному в 1980-х гг. уровню добычи, когда сокращение производства саудовской нефти спасло цену на нефть от обрушения. Несмотря на низкую цену, добыча свыше 10 млн баррелей в день сохраняется и сейчас. Это создает королевству различные проблемы: оно вынуждено сокращать расходы бюджета, тратить резервы и рассматривать возможность вывода на IPO государственной нефтяной корпорации "Арамко" (Aramco).
Источники: US EIA, Trading economics, ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
Саудовская Аравия четко дала понять, что любые сокращения производства нефти должны осуществляться совместно как членами, так и нечленами ОПЕК. В декабре 2015 года стало известно, что Саудовская Аравия готова предложить снижение добычи на 1 млн баррелей в день, если это будет поддержано другими странами: Ираком, Ираном, Россией, Казахстаном, Оманом и Мексикой. Предложение было быстро отклонено, и ОПЕК приняла решение сохранить добычу нефти на уровне 31,5 млн баррелей в день.
В связи с этими событиями стоит отметить два момента. Во-первых, налицо явная конкуренция между Саудовской Аравией и Россией, также нарастившей добычу нефти в 2015 году; Саудовская Аравия усиленно продвигает свою нефть в Европе, стараясь завоевать какую-то часть российского рынка. Поскольку Иран стремится восстановить свое положение на рынке, есть риск того, что Саудовская Аравия примет решение повысить добычу, чтобы удержать свои экспортные позиции на общем с Ираном азиатском рынке. Реализация такого сценария будет играть на понижение цены и продлит ситуацию избыточного предложения.
Во-вторых, существует риск дестабилизации геополитической ситуации как на Ближнем Востоке в целом, так и в самой Саудовской Аравии, если конфликт с Ираном будет разрастаться. Любые перебои с поставками нефти тут же поднимут цены, пусть даже и временно.
С учетом вышесказанного, Саудовская Аравия – это источник значительной неопределенности на нефтяном рынке, особенно для сценария ликвидации избытка нефти, в котором предполагается снижение роста объемов добычи и повышение спроса. Поскольку непонятно, как будут разворачиваться события, в случае реализации одного из двух сценариев может возникнуть как существенное дополнительное давление, так и значительная поддержка для цены на нефть.
Рост спроса: Индия и Китай
В ситуации снижающихся темпов роста предложения на фоне разнонаправленной динамики добычи в США и Иране, укрепление темпов роста спроса на нефть могло бы вновь сбалансировать рынок. По прогнозам IEA, спрос на нефть вырастет на 1,2 млн баррелей в день в 2016 году в основном за счет 0,5 млн баррелей в день из азиатских стран, не входящих в ОЭСР (включая Индию), и 0,3 млн баррелей в день из Китая.
Индия становится более значимым участником рынка
С 2005 года Индия обеспечивала порядка 20% роста спроса на нефть, а 55% приходилось на Китай. Сейчас мы видим признаки того, что Индия вступает в период быстрого роста потребления нефти, аналогично произошедшему в Китае в конце предыдущего десятилетия.
В 2015 году Индия увеличила потребление нефти на 0,3 млн баррелей в день, несмотря на прекращение субсидий и введение акцизных сборов на топливо, которые снизили положительный эффект от падения цен на нефть.
В 2016 году ожидается увеличение роста спроса в результате прогнозируемого роста ВВП на 8%, который должен впервые превысить темы роста китайской экономики. Вероятно, что Индия, обогнав Японию, в 2016 году станет третьим в мире крупнейшим источником спроса на нефть.
Источники: BP Statistical Review, Trading economics, ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
Рост спроса на нефть в основном обеспечит население: численность индийского среднего класса выросла с 4% от общего населения в 2000 году до сегодняшних 22%, что увеличивает потенциал роста спроса на личный транспорт. Индия пока не прошла переломный момент, когда число автовладельцев превышает определенную отметку и темпы роста использования автотранспорта резко ускоряются, но, возможно, уже подходит к нему. Потребление бензина выросло на 20% в 2015 году, но по-прежнему составляет всего лишь 10% от общего индийского спроса на нефть, что далеко от 20% в Китае и 47% в США.
В ближайшие годы свою роль также сыграет и спрос на нефть со стороны промышленности, так как Индия планирует к 2022 году повысить долю промышленного производства в своем ВВП с 15% до 22%.
Рост спроса в Индии является органическим и только набирает обороты, и, похоже, сможет поддержать мировой спрос на нефть в 2016 году, как и ожидают эксперты.
Китай: когда наступят сложности?
За 11 месяцев 2015 года рост потребления нефти Китаем составил 8,7% (г/г), или 0,5 млн баррелей в день, что внесло крупнейший вклад в рост мирового потребления нефти. При этом только половина из общего объема роста спроса на нефть приходится на потребление промышленностью и населением, другая же половина связана с формированием запасов. В 2015 году, пользуясь низкими ценами на нефть, Китай продемонстрировал чрезвычайно высокие темпы роста запасов. За 12 месяцев, к ноябрю 2015 года, стратегические нефтяные запасы страны возросли с 91 млн баррелей до 200 млн баррелей, что создало дополнительный спрос 0,3 млн баррелей в день.
Ожидается, что в 2016 году китайский спрос на нефть будет расти на уровне 0,3 млн баррелей в день, замедляясь в основном из-за снижения естественного роста спроса в связи с прогнозируемым понижением темпов роста промышленного производства с 6,2% сегодня до 5,8% к концу 2016 года и снижением целевого роста ВВП с 7% до 6,5%. Это негативно отразится не только на промышленном спросе на дизельное топливо (понизился на 3,4 % по сравнению с прошлым годом в октябре 2015 года), но и на потребительском спросе на бензин и на авиационное топливо, которые поддерживали рост спроса нефть в 2015 году (14,6% (г/г) и 13,8% (г/г) соответственно в октябре 2015 года).
При этом ожидается сохранение высоких темпов накопления запасов. По имеющимся данным, в 2016 году Китай планирует увеличить свои резервы на 70-90 млн баррелей, а это подразумевает покупку чуть более 0,2 млн баррелей в день, если покупки будут распределены во времени.
И вот здесь кроется риск. Способность Китая поступательно наращивать свои запасы может быть ограничена нехваткой необходимых складских мощностей. Текущие запасы уже занимают около 92% из существующих на сегодня хранилищ объемом в 218 млн баррелей. Существуют даже мнения, что мощности уже заполнены целиком: в октябре сообщалось, в портах Китая находятся танкеры, ожидающие выгрузки импортной нефти.
Источники: IEA, Oxford Energy, Forbes, оценка ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
В течение следующих 18 месяцев будут введены в строй хранилища объёмом в 132 млн баррелей (с дальнейшим запланированным увеличением складских мощностей на 148,8 млн баррелей к 2020 году). С точки зрения роста мирового спроса это создает дополнительную неопределенность, так как наполнение стратегических нефтяных резервов в 2016 году будет происходить по мере появления новых хранилищ, и спрос на нефть может существенно колебаться в пределах года.
Однако в долгосрочной перспективе Китай по-прежнему должен остаться важным драйвером роста спроса на нефть, и не только благодаря наращиванию мощностей по хранению стратегических запасов. По международным стандартам экономика страны все еще растет значимыми темпами, увеличивается средний класс, а доля личного автотранспорта все еще очень низкая.
http://x.elitetrader.ru/img/clip8001917_15Kb.jpg (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
При условии того, что 1) объем добычи стран ОПЕК останется на том же уровне в четвертом квартале 2015 года и первом квартале 2016 года, а затем вырастет на 400 тыс. баррелей в день в течение второго-четвертого кварталов 2016 года в связи с увеличением добычи в Иране, 2) в то время как добыча сланцевой нефти в США будет снижаться на 200 тыс. баррелей в день поквартально в течение всего года.
Источники: IEA, ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
США: сокращение добычи
Продолжительный период высоких цен на нефть позволил высокозатратной отрасли сланцевой нефти в США стать ключевым источником роста поставок: производители ежегодно увеличивали добычу нефти почти на 1 млн баррелей в день на протяжении 2012–2014 гг. Сейчас вклад сланцевой нефти в американскую нефтедобычу снижается: производство падает с апреля и, по прогнозам Информационного энергетического агентства (IEA), в среднем в 2016 году падение составит 0,7 млн баррелей в день.
Однако оставшиеся на рынке нефтедобывающие компании, более эффективные и лучше финансово обеспеченные, в 2016 году продолжат добывать в среднем около 4 млн баррелей в день из порядка 8,7 млн, приходящихся на всю страну. Таким образом, отрасль сланцевой нефти в США и в 2016 году останется важным поставщиком на мировом рынке.
Цена нефти будет стремиться к стоимости добычи сланцевой нефти в США
Стоимость добычи сланцевой нефти в США в целом считается высокой по мировым меркам, однако ситуация с производственными затратами у американских производителей отнюдь не одинаковая. Издержки некоторых нефтедобытчиков составляют всего 30-50 долларов США на баррель. Это обусловлено благоприятными характеристиками эксплуатируемых месторождений, предполагаемой экономией на снижении тарифов на бурение и продолжающимся технологическим прогрессом.
В то же время у большинства производителей сланцевой нефти затраты гораздо выше и составляют 70-90 долларов США на баррель, поэтому текущие цены на нефть серьезно осложняют их работу. В 2016 году некоторые из таких компаний уйдут с рынка, но не все, так как, несмотря на существующий сейчас переизбыток, в среднесрочной перспективе существенные объемы сланцевой нефти будут востребованы рынком, если спрос на нефть продолжит расти.
Это должно установить цену в диапазоне 60-70 долларов США, необходимом для добычи тех объемов сланцевой нефти, которые будут востребованы через 3–4 года. И движение к этому уровню должно начаться в 2016 году на основе прогнозов добычи нефти в США и Иране и спроса в Индии и Китае (см. график 1).
Возможность экспортировать не увеличит прибыль
Снятие введенного в 1973 году запрета на экспорт нефти из США – важное событие, которое будет способствовать увеличению эффективности рынка и, вероятно, приведет к изменениям в торговле нефтью между странами. Однако, вопреки надеждам американских производителей, мы не считаем, что снятие запрета повысит доходы американских нефтедобывающих компаний, так как зарубежные рынки и цены уже тесно взаимосвязаны.
Источники: Bloomberg, ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
Почти сразу же после отмены запрета на экспорт американской нефти разница между ценами на Brent и WTI существенно сократилась. Ожидания более высокого уровня конкуренции в традиционной для Brent зоне (Европа и Северная Америка) снижают цену на несколько процентных пунктов, в то время как в Соединенных Штатах ожидания падения внутреннего предложения цены на нефть незначительно увеличивают цену. Впрочем, это почти незаметно на фоне недавней волатильности цен.
Потенциальное увеличение цены американских производителей на 1–3 доллара США за баррель может быть сведено на нет внутриматериковым положением Кушинга – основного места хранения нефти сорта WTI. Перевозки на экспорт к Восточному либо Западному побережью повышают давление на инфраструктуру и увеличивают стоимость доставки для производителей.
Уже в декабре, буквально через неделю после снятия запрета, был оперативно подписан первый экспортный контракт. Однако экспорт нефти, вероятно, не достигнет критического объема, так как в чистом выражении США по-прежнему остаются импортером.
В целом разрешение экспортировать нефть лишь незначительно повлияет на доходы производителей и не должно изменить нынешний тренд на сокращение добычи сланцевой нефти в США.
Иран: снова на рынке
В январе 2016 года США, ЕС и ООН инициировали снятие некоторых санкций, затрагивающих экономику и нефтедобычу в Иране. Как было заявлено представителями страны еще в декабре, Иран будет стремиться восстановить утраченную долю рынка и ожидает, что на июньской встрече ОПЕК поднимет его индивидуальную квоту на 1 млн баррелей в день.
На наш взгляд, упомянутая цифра используется исключительно для демонстрации серьезности намерений Ирана по возвращению на рынок и не должна восприниматься как прогноз ожидаемого роста добычи в стране. Мы полагаем, что темпы восстановления экспорта будут гораздо медленнее. В 2016 году экспорт вырастет примерно на 0,4 млн баррелей в день, что обусловлено несколькими препятствиями на пути к ускоренному повышению добычи.
Источники: US EIA, ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
Иран с высокой долей вероятности пойдет на восстановление своей доли рынка в долгосрочной перспективе, однако в 2016 году ему вряд ли удастся увеличивать производство на более чем 0,4 млн баррелей в день. Скорость восстановления будет определяться следующими факторами:
1. Темпы модернизации
Основными причинами, обуславливающими консервативный прогноз по восстановлению добычи, являются состояние оборудования и инфраструктуры. Иран стал готовиться к возобновлению экспорта с середины 2013 года, однако санкции ограничивали возможности необходимой модернизации.
Кроме того, сценарий медленного восстановления соответствует опыту других стран, возобновлявших добычу после ее существенного падения. Так, например, Россия начала наращивать уровень добычи весьма постепенно с середины 1990-х гг.
2. Способность возобновить контракты
Китай – это самое важное экспортное направление для Ирана. Здесь за последние пять лет из-за санкций доля его поставок упала с 10% до 5%. В течение этого времени политика энергетической безопасности Китая сосредоточилась на снижении зависимости от ближневосточной нефти, поэтому доля России в нефтяном импорте Китая возросла почти до 12% с 7%, а доля Саудовской Аравии сократилась с 20% до 15%. Это означает, что Ирану придется конкурировать с партнерами по картелю за часть китайского спроса. При этом главными конкурентами будут Саудовская Аравия и Ирак, который стал основным источником роста нефтедобычи странами ОПЕК на протяжении 2015 года и который будет также стремиться увеличить объемы экспорта своей нефти в Китай.
Одновременно с этим Индия активно наращивала потребление и импорт нефти. Являясь вторым крупнейшим заказчиком Ирана, она уже продемонстрировала свою заинтересованность в увеличении импорта нефти, когда ситуация это позволит.
3. Возможность возврата к санкциям
Следует также заменить, что решение о снятии санкций не является окончательным и зависит от выполнения Ираном "Совместного комплексного плана действий". За действиями Ирана будут наблюдать до 2020 года, причем нарушение условий вышеупомянутого документ может запустить процесс частичного или полного возвращения санкций. Это делает Иран менее надежным партнером, так как в случае возобновления санкций проекты по нефтедобыче пострадают в первую очередь.
Саудовская Аравия не готова смягчить позицию
Саудовская Аравия полна решимости удержать свою долю рынка любой ценой, что стало впервые понятно в ноябре 2014 года из отказа ОПЕК снизить квоту. В марте 2015 года Саудовская Аравия подняла добычу нефти с 9,7 млн до 10,3 млн баррелей в день, впервые вернувшись к утраченному в 1980-х гг. уровню добычи, когда сокращение производства саудовской нефти спасло цену на нефть от обрушения. Несмотря на низкую цену, добыча свыше 10 млн баррелей в день сохраняется и сейчас. Это создает королевству различные проблемы: оно вынуждено сокращать расходы бюджета, тратить резервы и рассматривать возможность вывода на IPO государственной нефтяной корпорации "Арамко" (Aramco).
Источники: US EIA, Trading economics, ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
Саудовская Аравия четко дала понять, что любые сокращения производства нефти должны осуществляться совместно как членами, так и нечленами ОПЕК. В декабре 2015 года стало известно, что Саудовская Аравия готова предложить снижение добычи на 1 млн баррелей в день, если это будет поддержано другими странами: Ираком, Ираном, Россией, Казахстаном, Оманом и Мексикой. Предложение было быстро отклонено, и ОПЕК приняла решение сохранить добычу нефти на уровне 31,5 млн баррелей в день.
В связи с этими событиями стоит отметить два момента. Во-первых, налицо явная конкуренция между Саудовской Аравией и Россией, также нарастившей добычу нефти в 2015 году; Саудовская Аравия усиленно продвигает свою нефть в Европе, стараясь завоевать какую-то часть российского рынка. Поскольку Иран стремится восстановить свое положение на рынке, есть риск того, что Саудовская Аравия примет решение повысить добычу, чтобы удержать свои экспортные позиции на общем с Ираном азиатском рынке. Реализация такого сценария будет играть на понижение цены и продлит ситуацию избыточного предложения.
Во-вторых, существует риск дестабилизации геополитической ситуации как на Ближнем Востоке в целом, так и в самой Саудовской Аравии, если конфликт с Ираном будет разрастаться. Любые перебои с поставками нефти тут же поднимут цены, пусть даже и временно.
С учетом вышесказанного, Саудовская Аравия – это источник значительной неопределенности на нефтяном рынке, особенно для сценария ликвидации избытка нефти, в котором предполагается снижение роста объемов добычи и повышение спроса. Поскольку непонятно, как будут разворачиваться события, в случае реализации одного из двух сценариев может возникнуть как существенное дополнительное давление, так и значительная поддержка для цены на нефть.
Рост спроса: Индия и Китай
В ситуации снижающихся темпов роста предложения на фоне разнонаправленной динамики добычи в США и Иране, укрепление темпов роста спроса на нефть могло бы вновь сбалансировать рынок. По прогнозам IEA, спрос на нефть вырастет на 1,2 млн баррелей в день в 2016 году в основном за счет 0,5 млн баррелей в день из азиатских стран, не входящих в ОЭСР (включая Индию), и 0,3 млн баррелей в день из Китая.
Индия становится более значимым участником рынка
С 2005 года Индия обеспечивала порядка 20% роста спроса на нефть, а 55% приходилось на Китай. Сейчас мы видим признаки того, что Индия вступает в период быстрого роста потребления нефти, аналогично произошедшему в Китае в конце предыдущего десятилетия.
В 2015 году Индия увеличила потребление нефти на 0,3 млн баррелей в день, несмотря на прекращение субсидий и введение акцизных сборов на топливо, которые снизили положительный эффект от падения цен на нефть.
В 2016 году ожидается увеличение роста спроса в результате прогнозируемого роста ВВП на 8%, который должен впервые превысить темы роста китайской экономики. Вероятно, что Индия, обогнав Японию, в 2016 году станет третьим в мире крупнейшим источником спроса на нефть.
Источники: BP Statistical Review, Trading economics, ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
Рост спроса на нефть в основном обеспечит население: численность индийского среднего класса выросла с 4% от общего населения в 2000 году до сегодняшних 22%, что увеличивает потенциал роста спроса на личный транспорт. Индия пока не прошла переломный момент, когда число автовладельцев превышает определенную отметку и темпы роста использования автотранспорта резко ускоряются, но, возможно, уже подходит к нему. Потребление бензина выросло на 20% в 2015 году, но по-прежнему составляет всего лишь 10% от общего индийского спроса на нефть, что далеко от 20% в Китае и 47% в США.
В ближайшие годы свою роль также сыграет и спрос на нефть со стороны промышленности, так как Индия планирует к 2022 году повысить долю промышленного производства в своем ВВП с 15% до 22%.
Рост спроса в Индии является органическим и только набирает обороты, и, похоже, сможет поддержать мировой спрос на нефть в 2016 году, как и ожидают эксперты.
Китай: когда наступят сложности?
За 11 месяцев 2015 года рост потребления нефти Китаем составил 8,7% (г/г), или 0,5 млн баррелей в день, что внесло крупнейший вклад в рост мирового потребления нефти. При этом только половина из общего объема роста спроса на нефть приходится на потребление промышленностью и населением, другая же половина связана с формированием запасов. В 2015 году, пользуясь низкими ценами на нефть, Китай продемонстрировал чрезвычайно высокие темпы роста запасов. За 12 месяцев, к ноябрю 2015 года, стратегические нефтяные запасы страны возросли с 91 млн баррелей до 200 млн баррелей, что создало дополнительный спрос 0,3 млн баррелей в день.
Ожидается, что в 2016 году китайский спрос на нефть будет расти на уровне 0,3 млн баррелей в день, замедляясь в основном из-за снижения естественного роста спроса в связи с прогнозируемым понижением темпов роста промышленного производства с 6,2% сегодня до 5,8% к концу 2016 года и снижением целевого роста ВВП с 7% до 6,5%. Это негативно отразится не только на промышленном спросе на дизельное топливо (понизился на 3,4 % по сравнению с прошлым годом в октябре 2015 года), но и на потребительском спросе на бензин и на авиационное топливо, которые поддерживали рост спроса нефть в 2015 году (14,6% (г/г) и 13,8% (г/г) соответственно в октябре 2015 года).
При этом ожидается сохранение высоких темпов накопления запасов. По имеющимся данным, в 2016 году Китай планирует увеличить свои резервы на 70-90 млн баррелей, а это подразумевает покупку чуть более 0,2 млн баррелей в день, если покупки будут распределены во времени.
И вот здесь кроется риск. Способность Китая поступательно наращивать свои запасы может быть ограничена нехваткой необходимых складских мощностей. Текущие запасы уже занимают около 92% из существующих на сегодня хранилищ объемом в 218 млн баррелей. Существуют даже мнения, что мощности уже заполнены целиком: в октябре сообщалось, в портах Китая находятся танкеры, ожидающие выгрузки импортной нефти.
Источники: IEA, Oxford Energy, Forbes, оценка ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), январь 2016
В течение следующих 18 месяцев будут введены в строй хранилища объёмом в 132 млн баррелей (с дальнейшим запланированным увеличением складских мощностей на 148,8 млн баррелей к 2020 году). С точки зрения роста мирового спроса это создает дополнительную неопределенность, так как наполнение стратегических нефтяных резервов в 2016 году будет происходить по мере появления новых хранилищ, и спрос на нефть может существенно колебаться в пределах года.
Однако в долгосрочной перспективе Китай по-прежнему должен остаться важным драйвером роста спроса на нефть, и не только благодаря наращиванию мощностей по хранению стратегических запасов. По международным стандартам экономика страны все еще растет значимыми темпами, увеличивается средний класс, а доля личного автотранспорта все еще очень низкая.
http://x.elitetrader.ru/img/clip8001917_15Kb.jpg (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу