11 марта 2016 Yahoo finance
Суть в том, что китайские чиновники, согласно их заявлениям, принимают меры, которые приведут к росту и без того опасного долгового пузыря Китая.
А это меньше всего нужно мировой экономике в долгосрочной перспективе.
Действия китайских властей, по сути, являются ничем иным, как болезненным и опасным затягиванием принятия важных решений и эффективных мер.
Это означает, что вторая по величине экономика в мире и главный драйвер роста мировой экономики будет по-прежнему находиться под угрозой кредитного события в банковской системе. Об этом событии уже годами предупреждают те, кто по-медвежьи настроен к Китаю.
В последние месяцы эти предупреждения звучат всё громче и чаще, поскольку экономическая ситуация страны ухудшилась. Сложившаяся неопределенность служит основным драйвером мирового рынка, и 2016 год ознаменовался началом сильной глобальной турбулентности.
И чем дольше тянется эта ситуация, тем опаснее она становится, так как долги в китайской банковской системе продолжают накапливаться.
Как всё это получилось.
На прошлых выходных китайские власти обсудили экономические цели на 2016 год на Всекитайском собрании народных представителей. Но вместо того, чтобы детально разрабатывать план сложных, но необходимых экономических реформ, участники вели разговоры о том, как сделать так, чтобы экономический рост перестал замедляться так быстро.
Все предложенные на Собрании решения этой проблемы ничем не отличаются от тех мер, которые уже были в Китае: увеличение кредитования тех компаний, у которых и без того большие долги, и продолжение смягчения монетарной политики.
Другими словами, колеса китайской долговой машины будут продолжать крутиться, поскольку правительство страны пытается отсрочить падение роста, темпы которого ему трудно перенести. В идеале, когда это всё же случится, руководству страны удастся провести реформы. Но какого-либо конкретного плана действий на этот случай пока всё ещё нет.
А значит, в 2016 году пузырь будет расти.
ЭКСПАНСИЯ
В ходе Всекитайского собрания народных представителей впервые был установлен целевой диапазон для роста ВВП Китая на 2016 год. В 2015 году Китаю не удалось достигнуть целевого значения роста ВВП 7% – по официальным данным, рост ВВП составил 6,9%.
Чтобы в 2016 году попасть в целевой интервал, чиновники, как и раньше, выработали план денежной и кредитной экспансии. Те проблемы, о которых уже годами жалуются пессимистично настроенные по отношению к Китаю люди, – недостаточность средств на развитие инфраструктуры и дефицит государственного бюджета на центральном и местном уровнях – останутся и будут усугубляться из-за действий властей. Общее социальное финансирование – совокупный объем финансирования в Китае – тоже будет расти с той же скоростью, что в 2015 году.
Рост пузыря отображен в таблице от Credit Suisse:
Другими словами, до сих пор не видно, чтобы китайские власти были настроены проводить существенные реформы. Принятые политиками Китая экономические меры скорее говорят о том, что пока чиновники собираются действовать по принципу «надо бы потушить пожары вот здесь и вот здесь». Эти меры способны решить проблемы Китая лишь на короткий срок. А в мире от китайских властей ждут работы по структурному реформированию для долгосрочного решения возникших проблем. Именно эти сложные реформы послужат основой для перехода ориентации китайской экономики с инвестиций на потребление. Экономисты называют этот процесс «ребалансировкой».
Для достижения этой цели Китаю необходимо реструктурировать крупные сектора промышленности, в которых имеются большие долги. На Всекитайском собрании народных представителей об этом говорили, но такие же разговоры велись и раньше. Миру же хочется увидеть какие-то конкретные действия.
«Касательно реформ, премьер-министр имеет целью реформирование государственного сектора и снижение барьеров на вход для частного капитала. Помимо этого, он описал план реформирования фискальной политики. Принципиально новые инициативы среди предложенных отсутствуют. Они крайне важны для возобновления стабильного экономического роста Китая. Будут ли изложенные планы действий выполняться – это дело Пекина», – написали в заметке на прошлых выходных аналитики из Credit Suisse.
Увеличение кредитования не поможет вызвать достаточный для Китая экономический рост. На самом деле, известный аналитик Шарлин Чу (Charlene Chu) считает, что потребуется примерно 5 трлн долларов кредита, чтобы привести китайскую экономику в порядок. И даже этой суммы может оказаться недостаточно.
Китайские государственные предприятия уже рушатся под бременем долгов (графики Macquarie):
ПО ПОВОДУ ЦЕЛЕВЫХ УРОВНЕЙ
Более того, Китай часто превосходит целевые уровни, связанные с экономической экспансией. Это нормально, если целевые уровни, установленные в 2016 году, на поверку окажутся неточными. И в любом случае, у Китая есть все причины их занижать.
Из заметки аналитиков Credit Suisse:
"С нашей точки зрения, обнародованные правительством цифры недостаточно велики. Причиной этого служат сомнения некоторых иностранных инвесторов и рейтинговых агентств в осмотрительности китайской фискальной политики. Похоже, за последние несколько лет в Китае сложилась традиция, что реальный дефицит оказывается больше запланированного дефицита. Принимая в расчет то, что в 2015 году целевой дефицит был 2,3%, а реальный дефицит в этом же году оценивается в 3,3%, мы не удивимся, если в 2016 году при целевом дефиците в 3% реальный дефицит окажется в районе 3,5-4%. Что касается роста M2, то наш целевой уровень 13% был достигнут, однако это выше, чем обнародованный целевой уровень Народного банка Китая, составлявший 12%. Это свидетельствует о правильности наших предположений, что китайский центробанк проявляет большую гибкость в попытках стабилизировать экономику".
Важно помнить, что об успешном выполнении труднейшей задачи перехода ориентации китайской экономики с инвестиций на потребление можно будет говорить лишь тогда, когда прекратится такая быстрая кредитная экспансия.
Причем проблемой является не только объем кредитования, но и его тип, отметил Ной Смит (Noah Smith) в Bloomberg View. Эти кредиты используются для выплаты долгов, для финансирования провальных секторов промышленности, которых государство должно реформировать, и это обстоятельство беспокоит экономистов и всех, кто следит за ситуацией в Китае. Не похоже, что в обозримом будущем эта практика прекратится.
Тем временем, признаки экономического напряжения будут по-прежнему толкать юань вниз, что, в свою очередь, приведет к правительственным интервенциям и увеличению оттока капитала. Уход денег из страны говорит о том, что люди не уверены в китайской экономике, и, разумеется, служит катализатором рыночной волатильности, как было видно в январе.
«Для эффективного решения проблемы оттока капиталов необходимо вернуть уверенность в краткосрочном и среднесрочном экономическом росте Китая. Это будет непросто», – пишет экономист из Bloomberg Том Орлик (Tom Orlik) в своей недавней заметке.
Увеличение роста путем кредитной экспансии и мягкой монетарной политики не только приводит к большим затратам денег. Мир теряет уверенность в способности китайского правительства справляться с ситуацией. Принятие нужных мер для решения проблемы плохих кредитов является болезненным и трудным процессом, и, похоже, китайское правительство не может этого сделать прямо сейчас. Так что мир будет по-прежнему жить в неопределенности, которая будет усиливаться размышлениями о том, когда же именно будут реформы.
Дело в том, что реформы обязательно когда-нибудь произойдут.
Забрасывание этой проблемы деньгами может помочь в краткосрочной перспективе, но уже в среднесрочной перспективе эта тактика приведет лишь к ухудшению положения, поскольку она приводит к росту пузыря.
http://finance.yahoo.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу