Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Охотники за скидками запустили в России дефляционную тревогу » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Охотники за скидками запустили в России дефляционную тревогу

24 апреля 2016 Finanz.ru
(Bloomberg) -- В России теперь не до соревнований между соседями в навороченности купленных товаров.

Самая длинная за двадцать лет рецессия разрушила потребительский спрос и рост цен замедляется седьмой месяц подряд. Для Bank of America Corp. этого достаточно, чтобы предупредить о "резко возросшем" риске дефляции. Последнее исследование Sberbank CIB "Потребительский индекс Иванова" показало, что доля граждан, чувствительных к уровню цен, выросла до рекордных 76 процентов, а 60 процентов стараются экономить, используя скидки и акции.

"В ретейле сейчас идут ценовые войны, но это не те ценовые войны, которые были раньше и длились плюс-минус месяц, - сказал глава крупнейшего в РФ сотового ретейлера Euroset Holding NV Александр Малис. - Это не та краткосрочная ценовая война, к которой привыкли и продавцы, и покупатели, эта ситуация даже не на месяцы, а на годы, до тех пор, пока российская экономика не восстановится".

Для страны, которая десятилетиями старалась сдерживать цены, такое отношение меняет потребительский ландшафт, высушенный нефтяным шоком и западными санкциями. Эти данные также дают представление о том, что может произойти после беспрецедентного за все время правления Владимира Путина падения внутреннего спроса, и являются еще одним элементом статистической головоломки, которую пытается разгадать председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

Безработица, сбережения

Вопрос в том, когда потребительский спрос может вернуться, учитывая, что к разрушающим факторам добавляется растущая безработица среди молодежи. По мере замедления инфляции домохозяйства могут также выбирать в пользу сбережений, а не расходов, прогнозирует Morgan Stanley.

Сбережения уже взлетели на 14,1 процента реальных располагаемых доходов в прошлом году, что является самым высоким показателем с 2010 года, свидетельствуют данные Росстата. Исследование показало, что по мере того, как миллионы людей беднеют, а зарплаты не восстанавливаются, расходы на еду в России в феврале 2016 года превысили половину всех расходов на розничные товары, что является самым высоким показателем за восемь лет.

Рост цен, являющийся проклятием для россиян с 1990-х годов, когда инфляция достигала более 2500 процентов, сейчас не является острой проблемой. В марте лишь 5 процентов респондентов назвали инфляцию самым главным вызовом для страны, показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. Инфляция лишь на девятом месте в списке главных проблем после внешней политики и здравоохранения.

Спрос исчерпан

Потребительский спрос, который был одной из основ роста экономики России в течение более десяти лет, теперь стал экономическим "больным", состояние которого ухудшается второй год. Хотя Центральный банк все еще прогнозирует рост инфляции в середине года после нового ослабления рубля в начале 2016 года, устойчивость домохозяйств могла настолько ухудшиться, что прогноз, на основе которого строится денежно-кредитная политика, не оправдается.

Данные, опубликованные на этой неделе, показали, что спад потребительского спроса становится самодостаточным. Все показатели способствовали его возвращению на траекторию роста: самая низкая почти за два года инфляция и ралли рубля, за месяц укрепившегося к доллару более чем на 12 процентов.

Хуже прогнозов

Падение розничных продаж ускорилось в марте до 5,8 процента в годовом выражении по сравнению с 4,3 процента в феврале и оказалось выше прогнозов экономистов, опрошенных Блумберг. Безработица и зарплаты также показали результаты хуже прогнозов.

Для экономиста BNP Paribas в Лондоне Эльдара Вахитова это означает, что спад носит "структурный" характер. Факторы - от высокой стоимости заимствований до рефинансирования больших долгов, накопленных в предыдущие годы, - разъедают перспективы для потребителей, сказал Вахитов. "Восстановление потребления, вероятно, будет отложено до 2017 года", - отметил он.

Демографические проблемы добавляют еще одну морщинку на лицо российского потребителя. Население трудоспособного возраста продолжит сокращаться после падения на 5 миллионов человек с пика в 2006 году, снижая потенциал российского экономического роста до нуля в 2016-2017 годах, прогнозируют экономисты BofA Владимир Осаковский и Габриэле Фоа. Пока общий уровень занятости стагнирует в последние годы, количество работающего населения в 2015 году превысило 69 процентов, что, по оценке BofA, является самым высоким показателем в постсоветский период.

"Устойчивое сокращение населения трудоспособного возраста в России - важный фактор, подкрепляющий долгосрочную тенденцию на замедление инфляции, - написали экономисты. - Недостаток рабочей силы и рост занятости также являются неотъемлемой частью общей слабости потребительского спроса, которая, как мы ожидаем, сохранится в 2016-2017 годах. Все это, по нашему мнению, будет сдерживать инфляционное давление по крайней мере следующие несколько лет".

С учетом последних данных индикатор риска дефляции BofA показал "резкий всплеск" - до высокого с минимального.

Какая дефляция?

Вероятность дефляции - это все еще особое мнение, с которым Центральный банк не согласен. Первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева не видит риска дефляции по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Международный опыт тем не менее показывает, что страны, не так давно страдавшие от инфляции, переходят к снижению цен. Румыния, в которой инфляция в 1990-е годы превышала 300 процентов, переживает дефляцию уже 10 месяцев. Индекс потребительских цен в Польше находится ниже нуля с июля 2014 года и местный Центробанк прогнозирует дальнейшее снижение цен.

Бюджет, нефть

В настоящее время регуляторов в России волнуют текущие риски, вызванные бюджетной политикой, курсом рубля и волатильностью цен на нефть. Это неудивительно, учитывая, что цель по инфляции превышена в 2015 году четвертый год подряд, и есть риск недостижения ее и в 2017 году. Ключевая ставка остается неизменной на уровне 11 процентов с июля 2015 года.

Потребительский мрак может сдерживать инфляционные риски, которые появляются. Компании, такие как Nestle SA, ходят по острию ножа в конкуренции за потребителей.

"Мы стараемся не переносить целиком повышение цен на потребителей, чтобы еще больше не снизить объемы продаж, - сказал глава Nestle в регионе Россия-Евразия Маурицио Патарнелло. - Мы стараемся быть эффективными и абсорбировать часть инфляции путем снижения наших издержек".

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу