Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Доллар будет жить » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Доллар будет жить

Рост американской валюты, воспринятый изначально как незначительная коррекция, может по итогам года привести к укреплению доллара против своих основных конкурентов.
Затянувшаяся коррекция

Движения, наблюдавшиеся на валютном рынке в июле, принесли разочарование тем, кто готовился увидеть котировки EUR/USD на уровне 1,40 и выше. Еще 23–25 июля рассуждения многих аналитиков сводились к выводу о росте курса евро. Но уже через два дня пара USD/JPY обозначила снижение, а следом за ним двинулись вниз и наиболее активные кросс-курсы — EUR/JPY и GBP/JPY. Стоит отметить, что снижение доллара, евро, фунта и прочих валют по отношению к иене трактовалось не более как локальная коррекция. Только в понедельник, 30 июля, зазвучали авторитетные мнения по поводу фиксации прибыли по долгосрочным позициям в европейских валютах. Между тем события на рынке разворачивались стремительно, и уже к 15 августа он оказался в крайне неоднозначном положении. С одной стороны, доллар снижался против иены по прямому курсу. С другой, все прочие валюты падали против доллара. Противоречие было налицо: доллар, слабея под натиском японской валюты, рос против подорожавших с начала года валют Европы.
Движение EUR/USD к 1,40 еще ничего не значило

Вполне вероятно, что многие недостаточно серьезно отнеслись к фактору, который, возможно, и сыграл злую шутку с тенденциями европейских валют. Речь идет о существовании некого уровня комфортного соотношения валютных цен. Естественно, эта комфортность чисто экономического свойства. Теоретически запланированные на период 3–5 лет экономические показатели предполагают и какие-то ценовые соотношения различных валют. Это естественно, ведь рыночная стоимость валют является важной составляющей экономики. Не забираясь в дебри длинных обоснований, представим, например, что для отношения евро к доллару на период с 2000 по 2010 годы в показатели экономики закладывался уровень 1,30. Это утверждение, конечно, не бесспорно, но предположим. Тогда, вне всякого сомнения, рассчитывалось и допустимое отклонение уровня рыночных котировок от запланированного. Заметим, что понятия комфортного ценового соотношения валют и допустимого отклонения взяты не с потолка, однако настоящая статья не об этом. Что касается допустимого отклонения, то оно равно 10 процентам или приблизительно 1 000 рыночных пунктов. Применительно к уровню 1,30 допустимым отклонением становится тот самый уровень 1,40, к которому так спешил рынок в этом квартале.

А что же в таком случае происходит с иеной? Против нее же весь год с завидным постоянством по кросс-курсам скупались евро и фунт?
Иена возвращается в Японию

Положение японской валюты на рынке сложнее, чем у других валют. С одной стороны, низкая стоимость и уровень процентной ставки, что предполагает спекуляции на разнице ставок с валютами других стран. С другой, использование этой валюты внешнеторговыми компаниями Японии в качестве платежного средства при покупке европейских валют. Кто-то скажет: «Какая разница, зачем покупается евро — с целью спекуляции или для расчетов по контрактам? Это не имеет значения, суть-то одна». Между тем различие есть. Спекулянт может до бесконечности проводить сделки в одну сторону при положительном движении цен. А для компаний и банков Японии покупка иностранной валюты — это фактически вывод иены из национального оборота. По этой причине два раза в год, к моменту закрытия финансового года в марте и полугодия в сентябре, наступает так называемый период репатриации. Проще говоря, японские банки и компании в эти периоды скупают иену, возвращая ее в националь-ный оборот.

Итак, чем располагал рынок на конец июля? Во-первых, имелось предположение, что уровень 1,40 для котировок евро является сильным техническим сопротивлением. Имел рынок и понимание того, что европейская валюта перекуплена, не только относительно уровня 1,30, но и уровня 1,35 — закрытия первого полугодия. Наконец, ни для кого не было секретом, что август — начало сентября — это период репатриационной скупки иены. Никто не гадал, насколько она вырастет в итоге этих покупок, просто рынок ожидал и готовился к росту спроса на эту валюту.
Угроза стратегическим инвестициям

Тактически к моменту открытия торгов в августе стратегические инвесторы имели хорошее состояние портфеля валют, купленных в начале года. Например, на начало года евро, фунт и франк стоили 1,32, 1,96 и 1,22 доллара соответственно. Вряд ли в период бурного роста стоимости этих валют по кросс-курсам против иены стратегические инвесторы принимали в этом участие. Скорее, их вполне устраивал рост средств, вложенных в эти валюты, без участия в рискованных операциях. Да и не имели они, будучи европейцами и американцами, огромных активов в японской валюте, необходимых для скупки национальных валют. Теперь же, когда в августе началась активная скупка иены, нужно было принимать какие-то решения стратегического характера. Отличительной особенностью репатриационного выкупа иены является снижение курса USD/JPY. Это естественно, так как именно доллар США используется компаниями и банками Японии для расчетов за рубежом. В то же время снижение курса USD/JPY наносило убыток средствам стратегических инвесторов, снижая реальную стоимость доллара. Выход был прост. Нужно было одновременно с японскими компаниями и банками, скупавшими иену, покупать — но уже доллар.
Что, почем, когда?

В тактическую игру «что, за что и когда купить» вклинивается сценарий, в соответствии с которым уровень 1,30 для курса евро рассматривается как комфортный, а уровень 1,40 — отклонение и техническое сопротивление. Кроме того, мало кто свято верил в комфортность для британской экономики стоимости фунта выше 2 долларов. В сумме такие рассуждения могли привести именно к тому, что и наблюдалось на рынке с середины августа. Инвесторы стали выводить прибыль из европейских валют и вкладывать ее в покупки доллара. Эти действия могли привести к тому, что доля доллара в портфеле росла, компенсируя снижение рыночной стоимости единиц валюты на снижении USD/JPY. В то же время вывод средств из европейских валют уменьшал их количество в стратегическом портфеле, снижая тем самым курсы EUR/USD и GBP/USD. Собственно, именно такая тактическая перестановка была вполне предсказуема. Чем она была спровоцирована — вопрос не менее интересный, но выходящий за рамки данной статьи.

Итог тактической игры в середине августа дал всему рынку много пищи для размышлений. Ведь на самом деле все эти перегруппировки денег в банковских портфелях имеют прямое отношение к тенденциям валютных курсов.
Рост EUR/USD отменяется

Именно правильная оценка того, как повлияли на настроения инвесторов движения курса USD/JPY в середине августа, даст ответ на вопрос: на каком уровне мы увидим курсы основных валют рынка? На данный момент можно достаточно уверенно говорить, что достижение парой EUR/USD уровня 1,40 отменяется, по крайней мере до следующего года. Кроме этого, увеличение доли американской валюты в портфелях банков дает основания оценивать снижение евро против доллара минимум до уровня 1,30 к середине сентября, а скорее всего, даже ниже, до 1,27. Дополнительно стоит отметить, что рост пары USD/JPY, который мы можем увидеть в сентябре, тоже будет играть в пользу доллара, только поддерживая его ралли.

Итог августовских событий можно рассматривать как подготовку к значительному коррекционному укреплению доллара. Если к середине сентября его рост не прекратится, то вероятнее всего он будет продолжаться и в 2008 году с целью достижения зоны 1,23–1,25 по EUR/USD.

Владислав ГУРОВ