28 июня 2016 Инвесткафе Королёва Анна
Несмотря на очевидное лидерство продаваемых в России импортных лекарств, доля которых оценивается на уровне 73%, отечественные компании все же делают успехи в сложившихся сложных конкурентных условиях. В частности, по итогам прошлого года ими было выведено на рынок в общей сложности 117 брендов, а, на первый взгляд, скромную долю российских лекарственных препаратов в 27% по праву можно назвать рекордной. Так, до 2008 года рыночная доля российской продукции все время снижалась, после этого она стала расти, но крайне медленными темпами — на 0,5% в год, иногда на 1%, а вот 2015 год отметился резким ростом— на 4,2%.
Такой скачок говорит о том, что отечественные производители научились конкурировать со своими зарубежными коллегами не только за счет цен, но и благодаря ряду других маркетинговых ходов. Безусловно, свое влияние на сложившуюся ситуацию оказала и смена предпочтений покупателей в сторону более дешевых лекарственных препаратов, поскольку на фоне девальвации рубля зарубежные лекарства существенно прибавили в цене, нежели российские. Однако дело не только в стоимости: некоторые оригинальные российские препараты, такие как противовирусные, противогриппозные, а также энтеросорбенты и иммуномодуляторы не просто на равных соревнуются со своими зарубежными аналогами, но и зачастую являются лидерами своих сегментов.
К примеру, Отисифарм минувшей зимой неплохо заработала на противопростудных препаратах в период гриппа — за первые три месяца 2016 года ее выручка в годовом отношении увеличилась на 79% до 6,5 млрд руб. Продажи Арбидола подскочили на 81%, а таких противопростудных как Амиксин, Коделак, Риностоп и вовсе практически удвоились. К слову, в 1 квартале прошлого года доходы Отисифарм тоже росли, но гораздо медленнее — лишь на 24% (г/г). Конечно, немаловажную роль здесь сыграла и активная маркетинговая политика, о чем свидетельствует значительный рост всех продуктов, реклама которых была обновлена. Хотя это неудивительно, учитывая что по итогам 1 квартала текущего года на Отисифарм пришлось 3,2% общего рекламного бюджета рынка рекламы.
Так или иначе, уверенно говорить об успешном импортозамещении пока довольно рано. Во-первых, россияне традиционно все еще с опаской относятся к отечественным препаратам, являющимися аналогами иностранных лекарств, сомневаясь в их качестве. А, во-вторых, не стоит забывать, что используемое сырье в российских препаратах на 95% привозится из-за рубежа, поэтому зачастую под отечественными лекарствами понимаются так или иначе иностранные, производство которых осуществляется в России или иногда просто с нашей упаковкой. А, значит, в случае ослабления рубля себестоимость таких препаратов сразу же неизбежно подскочит вверх, оказывая давление на финансовые показатели фармпроизводителей. Поэтому отечественным производителям еще предстоит доказать свою состоятельность и попытаться перейти на полноценное импортозамещение, избавившись тем самым от пагубного влияния курсов валют, которые за последние несколько лет отличаются особой волатильностью.
Что касается акций Отисифарм, то даже после снижения котировок с 250 до 180 руб. за последние 12 месяцев говорить о сильной их привлекательности для инвесторов не приходится: мультипликатор P/E оценивается чуть ниже среднеотраслевого значения, а дивидендов акционеры компании еще ни разу не получали, несмотря на чистую прибыль, что также оставляет негативный отпечаток. Если речь идет о долгосрочных вложениях, то совершать аккуратные покупки на текущих уровнях, конечно, допустимо, в надежде на рост финансовых показателей и сокращение рекламных расходов. Но широкому кругу российских инвесторов лучшей рекомендацией будет — держать.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Такой скачок говорит о том, что отечественные производители научились конкурировать со своими зарубежными коллегами не только за счет цен, но и благодаря ряду других маркетинговых ходов. Безусловно, свое влияние на сложившуюся ситуацию оказала и смена предпочтений покупателей в сторону более дешевых лекарственных препаратов, поскольку на фоне девальвации рубля зарубежные лекарства существенно прибавили в цене, нежели российские. Однако дело не только в стоимости: некоторые оригинальные российские препараты, такие как противовирусные, противогриппозные, а также энтеросорбенты и иммуномодуляторы не просто на равных соревнуются со своими зарубежными аналогами, но и зачастую являются лидерами своих сегментов.
К примеру, Отисифарм минувшей зимой неплохо заработала на противопростудных препаратах в период гриппа — за первые три месяца 2016 года ее выручка в годовом отношении увеличилась на 79% до 6,5 млрд руб. Продажи Арбидола подскочили на 81%, а таких противопростудных как Амиксин, Коделак, Риностоп и вовсе практически удвоились. К слову, в 1 квартале прошлого года доходы Отисифарм тоже росли, но гораздо медленнее — лишь на 24% (г/г). Конечно, немаловажную роль здесь сыграла и активная маркетинговая политика, о чем свидетельствует значительный рост всех продуктов, реклама которых была обновлена. Хотя это неудивительно, учитывая что по итогам 1 квартала текущего года на Отисифарм пришлось 3,2% общего рекламного бюджета рынка рекламы.
Так или иначе, уверенно говорить об успешном импортозамещении пока довольно рано. Во-первых, россияне традиционно все еще с опаской относятся к отечественным препаратам, являющимися аналогами иностранных лекарств, сомневаясь в их качестве. А, во-вторых, не стоит забывать, что используемое сырье в российских препаратах на 95% привозится из-за рубежа, поэтому зачастую под отечественными лекарствами понимаются так или иначе иностранные, производство которых осуществляется в России или иногда просто с нашей упаковкой. А, значит, в случае ослабления рубля себестоимость таких препаратов сразу же неизбежно подскочит вверх, оказывая давление на финансовые показатели фармпроизводителей. Поэтому отечественным производителям еще предстоит доказать свою состоятельность и попытаться перейти на полноценное импортозамещение, избавившись тем самым от пагубного влияния курсов валют, которые за последние несколько лет отличаются особой волатильностью.
Что касается акций Отисифарм, то даже после снижения котировок с 250 до 180 руб. за последние 12 месяцев говорить о сильной их привлекательности для инвесторов не приходится: мультипликатор P/E оценивается чуть ниже среднеотраслевого значения, а дивидендов акционеры компании еще ни разу не получали, несмотря на чистую прибыль, что также оставляет негативный отпечаток. Если речь идет о долгосрочных вложениях, то совершать аккуратные покупки на текущих уровнях, конечно, допустимо, в надежде на рост финансовых показателей и сокращение рекламных расходов. Но широкому кругу российских инвесторов лучшей рекомендацией будет — держать.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу