8 июля 2016 Инвесткафе Комбаев Олег
24 июня Государственная дума РФ одобрила изменения в закон о борьбе с терроризмом и экстремизмом. Совет Федерации утвердил новую версию закона, и сейчас он ожидает подписания президентом. Этот законопроект в СМИ уже нарекли «убийцей телекоммуникационной отрасли» и «губительным» для интернет-индустрии. Если вы держите акции Яндекса, вам следует учесть вероятные последствия изменения правого поля для этой компании.
Поправки охватывают широкий спектр вопросов: от религии до порядка шифрования информации в Интернете и расширяют полномочия спецслужб. Примечательно, что на этапе продвижения закона экспертная группа, Минкомсвязи России, топ менеджеры крупных компаний (в т.е. и Яндекс) и многие депутаты выступали против проекта изменений, но… их пропихнули. Учитывая ту напористось, с которой закон принимался, следует ожидать, что президент его подпишет.
Ключевые аспекты для IT отрасли следующие. Операторы связи и интернет-компании должны хранить содержание текстовых сообщений, голосовую информацию, изображения, звуки и видео в срок до полугода. Кроме того, интернет-компании в течение года должны хранить метаданные т.е. факты приема, передачи и доставки сообщений. В случае необходимости правоохранительным органам должны предоставляться не только переписка пользователей, но и ключи шифрования к зашифрованным файлам. В случае подписания частично закон вступит в силу с 20 июля 2016 г. На полное выполнение закона отводится два года.
Итак, чем это грозит или что это сулит Яндексу.
Первая сторона медали:
Для создания технической возможности хранения необходимой информации по подсчетам экспертов потребуется порядка 2,2 трлн руб. ($34 млрд.). Следует отметить, что это минимальная из известных мне экспертных прогнозов. К примеру директор Mail.RuGroup оценивает потенциальные расходы в 5 трлн. руб. ($78 млрд.). Но даже если отталкиваться от меньшей цифры и допустить, что доля Яндекса в этих расходах составит лишь 3%, это уже превысит долларовую выручку компании за последние 12 месяцев. Важный нюанс — в России нет крупных производителей дата-центров, поэтому закупать их придется за границей, и за доллары. Работа новых дата-центров потребует дополнительных затрат на оплату электроэнергии, что однозначно снизит валовую рентабельность бизнеса. Существует параллельная точка зрения о том, что принятие заведомо сложновыполнимого закона сделает подконтрольной любую компанию IT-индустрии. Поскольку в случае необходимости, повод к крупному штрафу или лишения лицензии можно будет найти довольно легко.
Вторая сторона медали:
Насколько я разобрался в трактовке закона, перечисленные аспекты относятся и к иностранным IT-компаниям, действующим в России. Учитывая требования относительно раскрытия зашифрованной информации, наибольший негативный эффект относится к мессенджерам и социальным сетям, а это не ключевое направение Яндекса. Далее, очень интересно будет увидеть реакцию Google на принятие этого закона. Есть вероятность того, что Google не пойдет на выполнение этих законов по примеру того, как он действовал в Китае, после чего и был успешно заблокирован. В этом случае Яндекс лишится ключевого конкурента в России, и сложно описать, какие это даст ему преимущества. Вероятно директора российских телекомов и IT-компаний сгущают краски, когда оценивают потенциальные убытки отрасли от принятия изменений к закону. Это логично и естественно в их положении. Наиболее вероятный сценарий, это принятие закона в целом, но нюансы относительно сроков сохранения информации будут подкорректированы, так, что бы это стало приемлемо для всех. Но вряд ли при этом мнения иностранных компаний возьмут во внимание, и вот здесь возможны сюрпризы.
Яндекс с начала 2016 г. сделал хорошу волну вверх, синхронно с ценой нефти и всем российским фондовым рынком. Возможное принятие законопроекта Яровой добавляет неопределенности в судьбу компании, но не дает оснований к существенному пересмотру потенциала компании. Рекомендация прежняя — держать.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Поправки охватывают широкий спектр вопросов: от религии до порядка шифрования информации в Интернете и расширяют полномочия спецслужб. Примечательно, что на этапе продвижения закона экспертная группа, Минкомсвязи России, топ менеджеры крупных компаний (в т.е. и Яндекс) и многие депутаты выступали против проекта изменений, но… их пропихнули. Учитывая ту напористось, с которой закон принимался, следует ожидать, что президент его подпишет.
Ключевые аспекты для IT отрасли следующие. Операторы связи и интернет-компании должны хранить содержание текстовых сообщений, голосовую информацию, изображения, звуки и видео в срок до полугода. Кроме того, интернет-компании в течение года должны хранить метаданные т.е. факты приема, передачи и доставки сообщений. В случае необходимости правоохранительным органам должны предоставляться не только переписка пользователей, но и ключи шифрования к зашифрованным файлам. В случае подписания частично закон вступит в силу с 20 июля 2016 г. На полное выполнение закона отводится два года.
Итак, чем это грозит или что это сулит Яндексу.
Первая сторона медали:
Для создания технической возможности хранения необходимой информации по подсчетам экспертов потребуется порядка 2,2 трлн руб. ($34 млрд.). Следует отметить, что это минимальная из известных мне экспертных прогнозов. К примеру директор Mail.RuGroup оценивает потенциальные расходы в 5 трлн. руб. ($78 млрд.). Но даже если отталкиваться от меньшей цифры и допустить, что доля Яндекса в этих расходах составит лишь 3%, это уже превысит долларовую выручку компании за последние 12 месяцев. Важный нюанс — в России нет крупных производителей дата-центров, поэтому закупать их придется за границей, и за доллары. Работа новых дата-центров потребует дополнительных затрат на оплату электроэнергии, что однозначно снизит валовую рентабельность бизнеса. Существует параллельная точка зрения о том, что принятие заведомо сложновыполнимого закона сделает подконтрольной любую компанию IT-индустрии. Поскольку в случае необходимости, повод к крупному штрафу или лишения лицензии можно будет найти довольно легко.
Вторая сторона медали:
Насколько я разобрался в трактовке закона, перечисленные аспекты относятся и к иностранным IT-компаниям, действующим в России. Учитывая требования относительно раскрытия зашифрованной информации, наибольший негативный эффект относится к мессенджерам и социальным сетям, а это не ключевое направение Яндекса. Далее, очень интересно будет увидеть реакцию Google на принятие этого закона. Есть вероятность того, что Google не пойдет на выполнение этих законов по примеру того, как он действовал в Китае, после чего и был успешно заблокирован. В этом случае Яндекс лишится ключевого конкурента в России, и сложно описать, какие это даст ему преимущества. Вероятно директора российских телекомов и IT-компаний сгущают краски, когда оценивают потенциальные убытки отрасли от принятия изменений к закону. Это логично и естественно в их положении. Наиболее вероятный сценарий, это принятие закона в целом, но нюансы относительно сроков сохранения информации будут подкорректированы, так, что бы это стало приемлемо для всех. Но вряд ли при этом мнения иностранных компаний возьмут во внимание, и вот здесь возможны сюрпризы.
Яндекс с начала 2016 г. сделал хорошу волну вверх, синхронно с ценой нефти и всем российским фондовым рынком. Возможное принятие законопроекта Яровой добавляет неопределенности в судьбу компании, но не дает оснований к существенному пересмотру потенциала компании. Рекомендация прежняя — держать.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу