12 июля 2016 Инвесткафе Комбаев Олег
Российский облачный рынок довольно долгое время оставался незамеченным. Корпорации отдавали предпочтение развитию собственной ИТ-инфраструктуры и в лучшем случае соглашались на гибридные облачные решения. Но, как ни странно, прошлогодняя девальвация рубля изменила положение вещей, а прогнозные темпы роста этого направления стали измеряться двузначными числами. И вот Яндекс заявил о развитии собственного облачного сервиса.
Несмотря на свою относительную молодость, рынок облачных решений в России уже сформирован и сегментирован. Стартовал он приблизительно на 2013-м. Роль катализатора для него, как было уже сказано, сыграли финансовые сложности прошлого года. Падение курса рубля и сокращение бюджетов вынудило многие компании отказаться от развития и обслуживания собственной информационной инфраструктуры. Сейчас сложно найти компанию, в стратегии которой не значился бы пункт о переходе в облачную среду. Как следствие, по разным оценкам к 2018 году рынок облачных технологий в РФ удвоится.
Динамика российского облачного рынка (млрд руб.)
Источник: iKS-Consulting.
Результаты локальных игроков косвенно подтверждают эти цифры. К примеру, российская ActiveCloud, предлагающая решения в сфере IaaS и SaaS в 2015 году увеличила выручку на 33% г/г, а клиентская база компании выросла на 17%.
Есть и некоторая национальная специфика. По данным менеджмента маркетинговой компании DIRECTUM, в России преобладают решения на базе IaaS, а не SaaS, как во всех развитых странах. Иными словами, говоря об облаке, российские компании пока подразумевают удаленный сервер, а не платформу для развития приложений и анализа больших данных. Но это скорее плюс, так как за решениями в области SaaS клиенты в дальнейшем, скорее всего, пойдут к той компании, у которой сейчас покупают решения IaaS. Кстати, стоит заметить, что Яндекс решил сосредоточиться именно на последних.
Присутствуют и законодательные нюансы. По ФЗ «О персональных данных» все телекоммуникационные компании, предоставляющие свои услуги в России, должны хранить и обрабатывать персональные данные граждан страны на ее территории. Это вынуждает иностранных игроков пользоваться услугами местных дата-центров, что не всегда позволяет им гарантировать должный уровень сервиса. К тому же необходимость следовать этому закону снижает рентабельность бизнеса. Недавно принятые поправки к закону о борьбе с терроризмом и экстремизмом в части требований к обработке и хранению информации могут отвратить от сотрудничества с отечественными компаниями иностранных партнеров. Возможно, полной изоляции, как в Китае, не последует, но привлекательность российского ИТ-рынка для таких монстров вроде AWS и Microsoft явно не зашкаливает.
Вместе с тем, несмотря на всю правильность решения предоставлять облачные услуги, сложно ожидать от Яндекса, что он быстро займет существенную долю этого рынка. Во-первых, компания не является пионером отрасли и на этом рынке у нее есть как местные, так и иностранные конкуренты. Во-вторых, облачные услуги требуют крупных и долгосрочных капитальных вложений. Для закупки вычислительного оборудования требуются в основном доллары, а, учитывая слабые перспективы российского рубля, в ближайшем будущем ситуация не улучшится. Текущее финансовое состояния Яндекса не позволяет рассчитывать на агрессивное вливание финансовых ресурсов в эту отрасль.
При упоминании облачных технологий и перспектив их развития в первую очередь вспоминается Amazon. Темпы квартальной выручки его Web Service превышают 60%, а операционная рентабельность по результатам 1-го квартала составила 27,9%. Кому не захочется такого роста и рентабельности? Но при этом не нужно забывать, что AWS начала работу еще в 2006-м и на сегодняшний день стоимость соответствующего оборудования составляет приблизительно треть активов Amazon.
Выигрывает не тот, кто бежит быстрее, а тот, кто выбегает раньше. Неважно, какую скорость разовьет Яндекс на этом направлении, он уже не первый. Я не хочу сказать, что компания приняла неверное решение. Напротив, отечественный рынок данных услуг далек от насыщения и свою нишу интернет-поисковик обязательно займет. Но лидерских позиций и скорых кардинальных улучшений в операционных результатах Яндекса я бы не ждал.
Рекомендация прежняя — «держать». Точнее оценить перспективы компании позволит публикация ее результатов за 2-й квартал.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Несмотря на свою относительную молодость, рынок облачных решений в России уже сформирован и сегментирован. Стартовал он приблизительно на 2013-м. Роль катализатора для него, как было уже сказано, сыграли финансовые сложности прошлого года. Падение курса рубля и сокращение бюджетов вынудило многие компании отказаться от развития и обслуживания собственной информационной инфраструктуры. Сейчас сложно найти компанию, в стратегии которой не значился бы пункт о переходе в облачную среду. Как следствие, по разным оценкам к 2018 году рынок облачных технологий в РФ удвоится.
Динамика российского облачного рынка (млрд руб.)
Источник: iKS-Consulting.
Результаты локальных игроков косвенно подтверждают эти цифры. К примеру, российская ActiveCloud, предлагающая решения в сфере IaaS и SaaS в 2015 году увеличила выручку на 33% г/г, а клиентская база компании выросла на 17%.
Есть и некоторая национальная специфика. По данным менеджмента маркетинговой компании DIRECTUM, в России преобладают решения на базе IaaS, а не SaaS, как во всех развитых странах. Иными словами, говоря об облаке, российские компании пока подразумевают удаленный сервер, а не платформу для развития приложений и анализа больших данных. Но это скорее плюс, так как за решениями в области SaaS клиенты в дальнейшем, скорее всего, пойдут к той компании, у которой сейчас покупают решения IaaS. Кстати, стоит заметить, что Яндекс решил сосредоточиться именно на последних.
Присутствуют и законодательные нюансы. По ФЗ «О персональных данных» все телекоммуникационные компании, предоставляющие свои услуги в России, должны хранить и обрабатывать персональные данные граждан страны на ее территории. Это вынуждает иностранных игроков пользоваться услугами местных дата-центров, что не всегда позволяет им гарантировать должный уровень сервиса. К тому же необходимость следовать этому закону снижает рентабельность бизнеса. Недавно принятые поправки к закону о борьбе с терроризмом и экстремизмом в части требований к обработке и хранению информации могут отвратить от сотрудничества с отечественными компаниями иностранных партнеров. Возможно, полной изоляции, как в Китае, не последует, но привлекательность российского ИТ-рынка для таких монстров вроде AWS и Microsoft явно не зашкаливает.
Вместе с тем, несмотря на всю правильность решения предоставлять облачные услуги, сложно ожидать от Яндекса, что он быстро займет существенную долю этого рынка. Во-первых, компания не является пионером отрасли и на этом рынке у нее есть как местные, так и иностранные конкуренты. Во-вторых, облачные услуги требуют крупных и долгосрочных капитальных вложений. Для закупки вычислительного оборудования требуются в основном доллары, а, учитывая слабые перспективы российского рубля, в ближайшем будущем ситуация не улучшится. Текущее финансовое состояния Яндекса не позволяет рассчитывать на агрессивное вливание финансовых ресурсов в эту отрасль.
При упоминании облачных технологий и перспектив их развития в первую очередь вспоминается Amazon. Темпы квартальной выручки его Web Service превышают 60%, а операционная рентабельность по результатам 1-го квартала составила 27,9%. Кому не захочется такого роста и рентабельности? Но при этом не нужно забывать, что AWS начала работу еще в 2006-м и на сегодняшний день стоимость соответствующего оборудования составляет приблизительно треть активов Amazon.
Выигрывает не тот, кто бежит быстрее, а тот, кто выбегает раньше. Неважно, какую скорость разовьет Яндекс на этом направлении, он уже не первый. Я не хочу сказать, что компания приняла неверное решение. Напротив, отечественный рынок данных услуг далек от насыщения и свою нишу интернет-поисковик обязательно займет. Но лидерских позиций и скорых кардинальных улучшений в операционных результатах Яндекса я бы не ждал.
Рекомендация прежняя — «держать». Точнее оценить перспективы компании позволит публикация ее результатов за 2-й квартал.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу