Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Землетрясение на рынках обошлось почти без жертв » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Землетрясение на рынках обошлось почти без жертв

А было ли землетрясение? Словно подростки, разочаровавшиеся в чрезмерно разрекламированном, но не оправдавшем ожидания фильме ужасов, читатели захватывающих дух историй о мировом финансовом послаблении минувшего лета могут задать резонный вопрос: где же будоражащая кровь кульминация? Где долгожданное массовое убийство акционеров-миллиардеров? Где торжественная клятва - в лучших традициях садомазохизма - покончить жизнь самоубийством, данная менеджерами хеджевых фондов и инвестиционными банкирами? И, наконец, где судорожное снижение ставки ошалевших от страха центральных банков, которое стало бы классической кульминацией в этой финансовой резне?



Давайте начнем с конца, ибо сейчас, похоже, что самое худшее этого летнего кризиса произошло на прошлой неделе. Теперь совершенно очевидно, что чрезвычайного снижения ставки и других панических решений, о которых все лето умоляли многие инвесторы (а чопорные эксперты преждевременно называли аморальным и бездумным подаянием жадным и не заслужившим помощи игрокам) не будет. Ведущие Центробанки доказали это на прошлой неделе.



Сначала президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише дал ясно понять, что повышение ставки, о котором он сигнализировал (явно не подумав) в начале августа, по-прежнему в силе, хотя уже не проявил того энтузиазма, как месяц назад. Затем Банк Англии настоял на продолжении кредитования лондонских банков, которые испытывают нехватку кредитов овернайт, исключительно по штрафной ставке, несмотря на тот факт, что банковская сфера определенно переживала серьезные трудности. Затем в пятницу самый главный экономический политик, председатель Федеральной Резервной Системы США Бен Бернанке наконец-то сделал публичное заявление. Он был настолько же спокоен и невозмутим, насколько рыночные умы - охвачены истерикой и паникой.



То, что сказал профессор Бернанке в ключевой части этого долгожданного выступления, было предсказуемо и однозначно: "Федеральный Резерв не обязан, да это было бы и неправильно, защищать кредиторов и инвесторов от последствий их финансовых решений. Однако происходящее на финансовых рынках может иметь более глубокие экономические последствия для внерыночного сектора, и Федеральная Резервная Система должна учитывать такие последствия при определении политики".



По сути, такое заявление означает, что ФРС не намерена прерывать привычный ход своей денежно-кредитной политики, и до заседания 18 сентября никакого преждевременного снижения ставки не будет. Однако на заседании ФРС может сделать то, что ей все равно пришлось бы сделать этой осенью, и не будь так называемого кризиса. Банк, скорее всего, объявит о небольшом снижении процентной ставки в США. Такое ослабление в любом случае будет обосновано замедлением темпов экономического развития в США и ослаблением инфляционных давлений. Единственная разница, которую внес летний финансовый кризис, заключается в том, что он приблизительно на месяц ускорил и так предполагаемое экономической статистикой ослабление монетарной политики в США.



Позитивная реакция фондовых рынков на все это политическое бездействие свидетельствует о том, что центральные банки выиграли эту игру на нервах у перетрясшихся экспертов и снова готовы восстановить на рынке ту апатию, которая доминирует в мире экономической политики. Я не утверждаю, что политические решения Центробанков всегда верны. Я считаю, что ЕЦБ совершит большую ошибку, если в четверг повысит учетную ставку репо в Еврозоне с 4% до 4.25%, что, мне кажется, они и сделают. Экономика Европы сейчас слабее, чем экономика Америки, Японии или Великобритании, а финансовая система Германии в настоящий момент проявляет более явные признаки неустойчивости, чем Сити или Уолл-стрит. Поэтому повышение ставки на этой неделе будет совершенно неуместно.



Я также считаю, что Банк Англии должен проявить твердость и снять с повестки дальнейшее повышение ставки. Негативные последствия от сокращения финансовых доходов и банковских бонусов (что неизбежно вытекает из финансового кризиса этого лета) более отчетливо проявятся в Британии, чем в любой другой стране Б7. Более того, Банк Англии по сравнению с другими ведущими Центробанками преуспел гораздо меньше в улаживании временных беспорядков на финансовых рынках Лондона. Банк допустил почти беспрецедентный разрыв размером почти на целый процентный пункт между официальной ставкой 5.75% и фактической ставкой, выплачиваемой банками на денежном рынке Сити в размере 6.6%. Это означает, что большинство секторов британской экономики сейчас выплачивают проценты по более высокой ставке, чем ставка, установленная Комитетом по монетарной политике месяц назад. Если такая ситуация продлится чуть дольше, то прогнозы Комитета Банка по экономике неизбежно окажутся под вопросом. Более того, в результате летнего финансового кризиса дифференциал между рыночной ставкой и официальной процентной ставкой в Великобритании стал гораздо шире, чем на американском и европейском рынках. Такой разрыв, а также решение проблем, спровоцировавших кратковременные вспышки паники на лондонском денежном рынке этим летом, ставит под вопрос практическую возможность Банка вести операции на денежном рынке, в чем ранее он был просто непревзойден.



Напротив, ФРС, по-видимому, оценил ситуацию совершенно правильно. Банк сохранил рыночные процентные ставки на уровнях, близких к целевой ставке по федеральным фондам, тем самым, сведя к минимуму влияние летнего кризиса на экономику. Теперь господин Бернанке может незначительно снизить процентные ставки, чего возможно он всегда и хотел, но сделать этого без малейшей паники и в положенное время. Скучно. Но затем, как заметил Кейнз, лучший комплимент для чиновника ЦБ о том, что он просто сделал свою работу, становится обычной банальностью. Банкиры центральных банков пока еще не достигли этой цели. Однако, несмотря на кричащие заголовки, у Центробанков пока еще недостаточно шансов сделать из своей работы голливудский блокбастер.



Анатоль Калетский

Times Online