Валерий Миронов: В случае начала мирового кризиса…
Валерий Викторович, РСПП выступил с интересным предложением: работодатели готовы наравне с государством софинансировать добровольные пенсионные отчисления граждан, но только в обмен на налоговые льготы. То есть, РСПП развивает идею Президента, которую он высказал весной, о том, что государство будет гражданам, добровольно отчисляющим часть зарплаты на будущую пенсию, давать аналогичную прибавку, правда, не более 18000 рублей в год. Какова Ваша оценка предложения РСПП? И может ли государство согласиться с такой постановкой вопроса?
Бизнес всегда хочет налоговые льготы, и зачастую это оправданно, однако вопрос в том, чтобы это было выгодно экономике в целом, а значит тому же бизнесу. В данном случае нужно учитывать, что в России с целью улучшения предпринимательского климата в 2005г. было проведено снижение налога на фонд оплаты труда, при этом предполагалось, что возникающий дефицит пенсионной системы будет финансироваться за счет иных налоговых источников. Такая возможность у России появилась, прежде всего, благодаря поступлениям в бюджет доходов от экспорта нефти. Вопрос о новых налоговых льготах может означать при прочих равных снижении е поступлений в бюджет. Между тем, последние события на ипотечном рынке США показали, насколько российская экономика, в том числе ее недостаточно диверсифицированный реальный сектор уязвимы к пертурбациям на мировом финансовом рынке. При этом каналы «заражения» российской экономики финансовой лихорадкой весьма многообразны, эмпирически почти не изучены, а значит методы борьбы с ними не выработаны, и пока только надежная финансовая подушка монетарных властей может служит некоей гарантией в случае развертывания кризиса. Если говорить пока только гипотетически, то в случае развертывания мирового кризиса, снижение спроса в США и в других развитых странах, помимо уменьшения потребности в традиционных товарах российского экспорта (сырье и промежуточная продукция) очень быстро может привести к падению цен на импортируемую в развитые страны продукцию и к переориентации стран-импортеров на новые для себя рынки, в частности, российский. Сама по себе доля США во внешне-экономической деятельности российских предприятий невелика, однако у этих двух стран есть значимые общие партнеры, к которым относятся, прежде всего, азиатские страны, доля которых в российском импорте в этом году заметно выросла. Товары из азиатских стран (прежде всего, Китая, который с более чем 10% российского импорта занимает твердое второе место по этому показателю после Германии), столкнувшись с сокращением спроса в США, могут хлынуть в Россию; в результате российские производители могут не выдержать возросшей конкуренции и будут вынуждены снизить темпы своего роста или даже сократить выпуск. Другим каналом негативного влияния мировых рынков на реальный сектор может быть общее охлаждение роста внутреннего спроса в связи с обесценением финансовой составляющей в совокупном портфеле активов российских домохозяйств и появлением ощущения обеднения, что снижает склонность к росту потребления. В-третьих, удорожание заемных средств на внешних рынках может сказаться негативно как на динамике инвестиций в основной капитал, так и на потребительском кредитовании, что тоже снизит темпы роста внутреннего спроса. Все может завертеться очень быстро.
С другой стороны, несомненно, что снижение налоговых ставок – само по себе может быть важной мерой по повышению конкурентоспособности российского бизнеса с точки зрения снижения издержек, а также служить привлечению иностранного инвестиций и таким образом в той или иной мере способствовать укреплению реального сектора и смягчению кризиса, если он начнется.
А причем здесь иностранные инвестиции? Речь идет об отношениях между бизнесом и государством, применительно к пенсионному фонду. Бизнес отчисляет в пенсионный фонд, государство предоставляет бизнесу налоговые льготы.
Давая налоговые льготы государство теряет часть налоговых доходов. Это простой размен, но он необязательно эквивалентный. Если государство имеет в бюджете деньги, то оно может направить их либо в пенсионный фонд, если ситуация на мировом рынке благоприятная, либо, если экономику начинает лихорадить, то оно вынужденно скрепя сердце жертвуем пенсионными накоплениями, и «спасает» всю экономику. То есть, здесь будут по крайней мере две опции, две альтернативные возможности использования средств. Если же мы говорим – пусть бизнес финансирует пенсионную систему за счет уменьшения доходов бюджета, то мы заранее закладываемся на одну опцию, не имея возможности выбрать в нужный момент. То есть, мы снижаем адаптационную способность экономики. Хотя в случае, если это даст большой эффект с точки зрения роста конкурентоспособности бизнеса, то на этот вариант надо пойти, нужно только изучить вопрос глубже, в частности, сопоставить уровень налоговой нагрузки на бизнес в России и в странах конкурентах, и это далеко не все. Таким образом, сразу, так сказать с листа, оценить эту интересную инициативу РСПП невозможно, нужен серьезный анализ. Если такой анализ уже предварительно проведен и доказано, что баланс плюсов и минусов с точки зрения общественного благосостояния или иных критериев положителен, то оно имеет большие шансы на принятие. А вообще во многих странах уже есть методология анализа такого рода инициатив и даже разработаны соответствующие инструкции и методики для чиновников, которыми могут руководствоваться и неправительственные организации, в частности бизнес-ассоциации.
Миронов Валерий Викторович