Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
О проблемах и возможностях эвристического взгляда на фондовый рынок в наше время » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

О проблемах и возможностях эвристического взгляда на фондовый рынок в наше время

6 ноября 2016 Архив Голубицкий Сергей
На следующей неделе нам предстоит провести вебинар на Московской бирже в основу которого ляжет Инвестиционный курс vCollege Exante, при этом, однако, очень бы хотелось не допустить превращения мероприятия в скучный римейк ранее накопленных знаний, а представить его как уникальное введение во все остальные учебные программы: и инвестиционный курс vCollege Exante, и ускоренный курс трейдинга vCollege Blast, и основную программу обучения в vCollege.

Вот же какая коварная штука — гордыня! В самом деле: как можно надеяться в 2015 году на создание уникального введения в тему финансовых рынков?! Рынков, которые по меньшей мере 140 лет будоражат воображение широкой публики — обстоятельство, порождающее, в свою очередь, неохватный поток объяснений, толкований, теорий, обучающих программ и Священных Граалей. Как можно допускать саму мысль о возможности сообщить в подобной теме что-то новое, не говоря уже о претензии на уникальность?!

Не спешите, однако, с осуждением, поскольку даже вообразить не можете, как много важных и ценных понятий, идей и представлений десятилетиями оказывалось вне поля внимания профессиональных биржевых кругов.

Между тем, причины столь неадекватного отражения реальности фондового рынка лежит на поверхности. Исторически и до самого недавнего времени биржа была совершенно замкнутой системой, в которую широкая публика допускалась лишь опосредованно. Сегодня эти опосредованные отношения, правда, по-прежнему сохраняются, однако уже сведены до минимума: посредниками между нами, простыми смертными, и фондовым рынком выступают только брокеры. Всё остальное — исчерпывающая финансовая отчётность публичных компаний, полный набор аналитических инструментов, почти неограниченный инструментарий для совершения сделок, прямой и мгновенный доступ к управлению собственным биржевым (брокерским) счётом — всё то, к чему раньше подступиться можно было лишь через густой частокол посредников, сегодня находится на расстоянии пары кликов мыши нашего персонального компьютера.

Иными словами, за последние 20 лет — благодаря интернету и наступлению эпохи гиперинформационного единого пространства — качественно изменилась вся парадигма отношений финансового рынка с остальным миром. При этом вся философия биржи, вся её метафизика, весь набор профессиональных мотиваций и представлений о причинно-следственных связях продолжает пребывать в первобытном состоянии, в том виде, в каком они сложились в эпоху, предшествующую информационной и коммуникационной революции.

Если всё сказанное опустить до прагматического уровня, то мы увидим, что общение фондового рынка с внешним миром ведётся сегодня как и вчера на снисходительном языке «матёрый профессионал — не вяжущий лыка клиент» — парадигма, которая прекрасно работала в 20-е годы прошлого века и продолжала работать вплоть до схлопывания пузыря доткомов в 2001 году, когда, собственно, вся мотивационная подоплёка снисходительного языка всплыла на поверхность: «Вы, лохи, нам нужны только для того и пока вы несёте бездумно свои денежки».

Прямым текстом эту профессиональную парадигму отношений фондового рынка с внешним миром замечательно представил Мартин Скорсезе в своём «Волке с Уолл-стрит», хотя до него на протяжении почти 20 лет аналогичными разоблачениями уже занимался Майкл Льюис, все книги которого («Покер лжецов», «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастроф», «Flash Boys: Высокочастотная революция на Уолл-стрит») просто вопиют об ущербности и — главное! — неуместности снисходительного языка в эпоху гиперинформационного пространства.

Так вот, стоит нам поменять оптику, стоит выйти за парадигму снисходительного языка, и поныне адаптированного профессиональной биржевой средой для общения с внешним миром, как мы с удивлением обнаружим: не только возможно создать уникальное введение в финансовый рынок для непрофессиональной публики, но всю эту теорию целиком переосмыслить и перекроить сверху донизу — хотя бы ради того, чтобы привести в адекватное состояние для новой, гиперинформационной реальности, в которой роль профессиональных посредников может быть сведена до абсолютного минимума.

С чего было бы полезно начать новый разговор о бирже? Наверное, с пересмотра той самой устаревшей парадигмы отношений, принятой в снисходительном языке. Начать разговор нужно с простого объяснения: вся «матёрость» биржевого гуру и стоящее за ней преимущество воздвигнуты на одной-единственной хорошо камуфлируемой хитрости — профессионал на бирже не рискует! Либо не рискует вообще, либо сводит свой риск до абсолютного минимума.

Как только мы усвоим эту удивительную в своей девственной простоте истину, мы сразу же начнём двигаться в правильном направлении. Потому что только такая первичная установка позволяет непрофессиональной в биржевом отношении публике вырваться из позорной парадигмы («Матёрый профессионал — не вяжущий лыка клиент») и дальше уже вести разговор на адекватном, а не снисходительном языке.

Вы думаете много людей, представляющих финансовый рынок непрофессиональному миру, произносят вам хотя бы эту первую букву — этот «алеф» адекватного языка? «Профессионал на бирже не рискует»? Нисколько не сомневаюсь, что где-то кто-то начинает разговор именно таким образом, мне, однако, такой учитель ещё не попадался.

Я прочитал сотни книг по бирже, прослушал десятки видео- и аудиокурсов, обучающих работе на фондовом рынке, но никто нигде и никогда не начинал со мной разговор со слов: «Профессионал на бирже не рискует, поэтому если вы делаете ставку на риск, вы автоматически превращаете себя добровольно в жертву, в доильную корову, в агнца, единственный жизненный смысл которого — подлежать закланию»!

Феноменальную лицемерность традиционной биржевой и околобиржевой ноосферы мне бы хотелось проиллюстрировать на достойном примере. Не дешёвыми и постыдными заманухами из арсенала «форексных кухонь» про 700% в месяц и яхты-ламборгини успешных трейдеров, а книгами очень серьёзного и очень уважаемого человека — Билла Уильямса.

Билл Уильямс был успешным трейдером, который впоследствии свёл уникальное сочетание своей интуиции, опыта и навыков практического трейдинга к так называемой системе Profitunity, давно уже ставшей хрестоматийной на биржевом B2C рынке (все пять индикаторов системы Уильямса включены практически во все мейнстримные биржевые терминалы и программы технического анализа).

О проблемах и возможностях эвристического взгляда на фондовый рынок в наше время


Уильямс написал три книги, посвящённых Profitunity: «Торговый хаос», «Новые изменения в биржевой торговле» и «Торговый хаос. Второе издание», каждая из которых начиналась с идей, которые заставляли меня, затаив дыхание, надеяться, наконец-то, услышать правду: «не слушайте популярных экспертов!», «мы обещаем вам правду, но иногда она неприятна!», «такой вещи как бычий/медвежий консенсус не существует», «такого явления как перекупленность/перепроданность не существует», «большинство предложений по управлению капиталом неэффективно», «распространённые формулы прибыльной торговли не работают»!

Ну разве это не революция? Разве не новое слово? Не новый язык, новая парадигма общения? Стоило, однако, пройти за частокол «терминаторов священных коров» (так Билл Уильямс окрестил вышеприведённые лозунги), как начиналась старая добрая песня, которая всегда сводится к одной пластинке: «Все вышесказанное верно по отношению к другим теориям, а вот я вам сейчас расскажу / покажу такое, что действительно действует!»

Даже техника «вхождения в доверие» и «придание убедительности» у почтенного Билла Уильямса заезженная до неприличия: сначала толстым слоем намазывается патока псевдоучёного фундамента (в Profitunity таковым выступает «теория хаоса» и «фракталов» Бенуа Мандельброта, которая в реальности имеет к примитиву системы Уильямса примерно такое же отношение, как астрофизика к журнальным гороскопам на неделю), затем под революционно-новаторским соусом подаётся банальнейший перефраз тех самых «неработающих индикаторов перекупленности/перепроданности».

В результате рецепт нового языка и новой парадигмы общения у Уильямса сводится к доброму анекдоту эпохи совместных гешефтов опсосов с СМС-мошенниками: «Вам надоели СМС игры в которых ваз разводят как лоха? Предлагаем вам доказать что вы не лох, отправив на номер 555 СМС «Я НЕ ЛОХ!». Чем больше СМС вы отправите тем больше ВЫ НЕ ЛОХ!»

А ведь Билл Уильямс — это лучший из лучших. Что же говорить об остальных «учителях», чьи разговоры все без исключения сводятся к одному и тому же: сначала к критике «биржевого лохотрона», а затем — к разной степени закамуфлированности рекламе своего продукта, который по всем видовым и родовым признакам оказывается точно таким же лохотроном, что и критикуемые продукты.

И кто-то ещё будет утверждать, что сегодня нельзя сказать нового слова в разговоре о фондовом рынке, который мы ведём с непрофессиональной публикой? Побойтесь бога! Если мы хотим реально сменить парадигму общения, обновить понятийный язык, привести его в соответствие с гиперинформационной реальностью и поистине бесконечными возможностями прямых коммуникаций, мы должны начинать говорить на совершенно ином уровне откровенности!

Своё уникальное введение в мир фондового рынка для непрофессионалов в рамках вебинара Московской биржи я начну именно с констатации самого очевидного: «Профессионал никогда не рискует!» Если вы хотите рано или поздно добиться профессионального уровня на бирже, вы неизбежно должны эволюционировать в своём развитии от рисковых инструментов к тем, что наделены минимальным риском.

Я скажу, что убытка как такового на бирже не существует, потому что вы всегда вольны и можете разменять убыток в нереализованной форме на время!

Скажу, что заявки стоп-лосс — абсолютное зло, к которому вас преднамеренно подталкивают, ибо стоп-лосс — это инструмент самоубийственного превращения нереализованного убытка в реализованный.

Скажу, что все ваши убытки на бирже рождаются из-за неадекватного размера открытых позиций, которые банально не позволяют вам обменивать нереализованный убыток на время.

Объясню, что «биржевое плечо» — это такое же зло, как и стоп-лосс, и к нему вас также подталкивают со злым умыслом.

Объясню, что биржевой трейдинг — это l’état de l’enfance, период детства вашей биржевой жизни. И вы непременно должны этот период пройти и пережить не только для того, чтобы набраться опыта, но и для того, чтобы насладиться жизнью и вкусить удовольствие от риска, адреналина, ярчайших и незабываемых эмоций — горечи поражения и восторга побед.

Расскажу, что рано или поздно вы должны будете повзрослеть (если, конечно, вам самому не хочется превратиться в Питера Пена и навсегда застрять в детстве) и перейти от трейдинга к инвестированию.

Открою «секрет», как можно превратить даже самые рискованные инструменты, вроде опционов, в исключительно надёжный источник доходов с минимальным риском.

Одним словом, много чего нестандартного я собираюсь рассказать в рамках уникального введения в фондовый рынок на вебинаре Школы Московской биржи Так что — приходите! Ждём вас!

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу