12 ноября 2008 Архив
Одного взгляда на страшные беды, обрушившиеся на американскую экономику в последние несколько месяцев - неконтролируемые резкие колебания на фондовом рынке, крах финансовых великанов и их спасение государством, рост безработицы, падение стоимости жилья и потери права выкупа по закладной - достаточно, чтобы понять, впереди - кризис и мрачное будущее. Однако, по мнению Эллис Ривлин, которая была директором американского Административно-бюджетного управления при президенте Клинтоне, даже в этой ситуации можно найти позитив. Недавно ее пригласили в Университет Пенсильвании в рамках "Программы по ознакомлению с финансовыми проблемами", которая была разработана межпартийным союзом, включающим "мозговые центры" и правительственные наблюдательные группы, которые пытаются привлечь внимание людей к проблемам растущего долга страны.
По словам Ривлин, она была уверена в том, что заставить руководство сделать нелегкий выбор в пользу отказа от растущего внешнего долга можно только при помощи кратковременного кризиса. "Мини-кризис, что-то типа быстрого падения доллара, по сути, пошел бы на пользу", - отметила Ривлин, которая на сегодняшний день является руководителем отдела экономических исследований либерального института Брукингс. Между тем, по ее словам, разыгравшаяся сегодня настоящая экономическая буря может заставить Вашингтон отложить в долгий ящик принятие перспективных, но непопулярных решений, которые связанны с растущими затратами на медицинское обслуживание пенсионеров, социальную защиту и медицинскую помощь неимущим. Затратами, в сравнении с которыми усилия по спасению Уолл Стрит на деньги налогоплательщиков, объем которых может превысить триллион долларов, кажутся просто мелочью. Результаты исследования, проведенного Главным бюджетно-контрольным управлением, показывают, что через 20 лет затраты на социальную защиту и медицинское обслуживание пенсионеров превысят весь объем государственных доходов.
Дэвид М. Уолкер - президент и исполнительный директор некоммерческой организации Peter G. Peterson Foundation, которая изучает вопросы государственного долга и связанные с ним проблемы - согласен с Ривлин в том, что нынешний экономический кризис может преподать государственным лидерам урок на тему "риски финансового бездействия". "Они ничего не делали, пока не наступил кризис", - заявил Уолкер, комментируя ступор кредитных рынков, перекрывших кредитные потоки, которые питают экономику. Между тем, система абсолютно неприспособленна для решения сложных экономических задач. Более серьезная проблема заключается в следующем: Америка уже достаточно погрязла в долгах, и вскоре мы столкнемся с резким ростом затрат на социальную защиту, медицинское обслуживание пенсионеров и другие пособия, которые были обещаны десяткам миллионов выходящих на пенсию и готовящихся к этому людей, родившихся в период резкого увеличения рождаемости (бэби бум). Хотя сегодня государственные расходы составляют примерно 20% валового национального продукта Америки, уровень которого в последние полвека был относительно постоянным, по словам аналитиков, к 2050г. это соотношение может вырасти до 42%, если федеральная политика в отношении расходов на пособия и налогообложения не изменится. Такое соотношение было во время Второй мировой войны. Самые же тяжелые последствия испытает на себе молодое поколение.
Реализация таких планов - это бомба замедленного действия в виде обязательств по пособиям, выплачиваемым пенсионерам и неимущим по программам социальной защиты. В последующие три десятилетия число американцев старше 64 лет вырастет с 13% до 20%, при этом рост расходов на здравоохранение будет опережать рост инфляции. Неограниченная политика в области здравоохранения - это еще одно финансовое оружие массового уничтожения. Америка - единственная страна в мире, которая в настоящий момент выдает незаполненные чеки на обеспечение здравоохранения - все остальные страны, действовавшие по данному принципу, уже потерпели крах. Нынешние проблемы отчасти связаны с тем, что американцы слишком охотно верили мифам о финансовой политике, включая представления о том, что дыру в бюджете можно залатать, увеличивая доходы и стимулируя рост экономики, или же просто напросто исключив ненужные растраты, мошенничество и злоупотребление в отношении федеральных расходов.
Кроме того, нужно учитывать и моральный аспект дела: правильно ли поступает нынешнее поколение, принимая на себя обязательства и перекладывая их на плечи потомкам? Существует две альтернативы: продолжать занимать деньги, которых все равно не хватает, у зарубежных источников, таких как Китай или нефтедобывающие государства ОПЕК и повышать налоги или же принимать решения по сокращению расходов и расстановке приоритетов, что пока что не слишком удавалось политическим лидерам. В действительности, политические барьеры настолько высоки, что, по мнению единственным решением стало бы формирование межпартийной комиссии для разработки ряда решений, которые Конгрессу пришлось бы принять или отклонить без всяких поправок.
С чего же начать? Ривлин предположила объединить ориентированные на перспективу решения с принимаемыми сегодня законодательными мерами, с целью борьбы с кредитным кризисом и предполагаемой рецессией. К примеру, она отметила, что "относительно легко" можно было бы постепенно увеличить возраст выхода на пенсию. Это никак не сказалось бы на сегодняшних пенсионерах, однако дало бы возможность сформировать существенные долгосрочные накопления для обеспечения социальной защиты. Простое повышение налогов не решит проблему дефицитов. К 2050г. компенсация бюджета за счет увеличения налогов при отсутствии иных политических изменений приведет к росту налога на предельный доход богатых представителей "первого класса" до 88%, при этом на 63% увеличатся налоговые ставки для "второго класса", куда входит большая часть населения со средним достатком. Перекладывать долги на молодое поколение - аморально, а повышать налоги и отнимать у них деньги? Кроме того, маловероятно, что Конгресс станет использовать такой дополнительный доход для уменьшения долга. И все же, несмотря на противоречивые мнения по поводу мер, предпринимаемых правительством для борьбы с текущим финансовым кризисом, их неэффективность в отношении сокращения внешнего долга не вызывает никаких сомнений. Конечно, Министерство финансов, вероятно, сможет вернуть некоторую часть из 950 миллиардов долларов, потраченных на восстановление финансовой системы и спасение банков, возможно, это даже остановит глубокую рецессию. "Но при этом, стократно возрастут риски недобросовестности, а рецессия будет служить удобным оправданием для тех, кто медлит с принятием непопулярных решений.
По материалам интернет-ресурса Университета Пенсильвании
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
По словам Ривлин, она была уверена в том, что заставить руководство сделать нелегкий выбор в пользу отказа от растущего внешнего долга можно только при помощи кратковременного кризиса. "Мини-кризис, что-то типа быстрого падения доллара, по сути, пошел бы на пользу", - отметила Ривлин, которая на сегодняшний день является руководителем отдела экономических исследований либерального института Брукингс. Между тем, по ее словам, разыгравшаяся сегодня настоящая экономическая буря может заставить Вашингтон отложить в долгий ящик принятие перспективных, но непопулярных решений, которые связанны с растущими затратами на медицинское обслуживание пенсионеров, социальную защиту и медицинскую помощь неимущим. Затратами, в сравнении с которыми усилия по спасению Уолл Стрит на деньги налогоплательщиков, объем которых может превысить триллион долларов, кажутся просто мелочью. Результаты исследования, проведенного Главным бюджетно-контрольным управлением, показывают, что через 20 лет затраты на социальную защиту и медицинское обслуживание пенсионеров превысят весь объем государственных доходов.
Дэвид М. Уолкер - президент и исполнительный директор некоммерческой организации Peter G. Peterson Foundation, которая изучает вопросы государственного долга и связанные с ним проблемы - согласен с Ривлин в том, что нынешний экономический кризис может преподать государственным лидерам урок на тему "риски финансового бездействия". "Они ничего не делали, пока не наступил кризис", - заявил Уолкер, комментируя ступор кредитных рынков, перекрывших кредитные потоки, которые питают экономику. Между тем, система абсолютно неприспособленна для решения сложных экономических задач. Более серьезная проблема заключается в следующем: Америка уже достаточно погрязла в долгах, и вскоре мы столкнемся с резким ростом затрат на социальную защиту, медицинское обслуживание пенсионеров и другие пособия, которые были обещаны десяткам миллионов выходящих на пенсию и готовящихся к этому людей, родившихся в период резкого увеличения рождаемости (бэби бум). Хотя сегодня государственные расходы составляют примерно 20% валового национального продукта Америки, уровень которого в последние полвека был относительно постоянным, по словам аналитиков, к 2050г. это соотношение может вырасти до 42%, если федеральная политика в отношении расходов на пособия и налогообложения не изменится. Такое соотношение было во время Второй мировой войны. Самые же тяжелые последствия испытает на себе молодое поколение.
Реализация таких планов - это бомба замедленного действия в виде обязательств по пособиям, выплачиваемым пенсионерам и неимущим по программам социальной защиты. В последующие три десятилетия число американцев старше 64 лет вырастет с 13% до 20%, при этом рост расходов на здравоохранение будет опережать рост инфляции. Неограниченная политика в области здравоохранения - это еще одно финансовое оружие массового уничтожения. Америка - единственная страна в мире, которая в настоящий момент выдает незаполненные чеки на обеспечение здравоохранения - все остальные страны, действовавшие по данному принципу, уже потерпели крах. Нынешние проблемы отчасти связаны с тем, что американцы слишком охотно верили мифам о финансовой политике, включая представления о том, что дыру в бюджете можно залатать, увеличивая доходы и стимулируя рост экономики, или же просто напросто исключив ненужные растраты, мошенничество и злоупотребление в отношении федеральных расходов.
Кроме того, нужно учитывать и моральный аспект дела: правильно ли поступает нынешнее поколение, принимая на себя обязательства и перекладывая их на плечи потомкам? Существует две альтернативы: продолжать занимать деньги, которых все равно не хватает, у зарубежных источников, таких как Китай или нефтедобывающие государства ОПЕК и повышать налоги или же принимать решения по сокращению расходов и расстановке приоритетов, что пока что не слишком удавалось политическим лидерам. В действительности, политические барьеры настолько высоки, что, по мнению единственным решением стало бы формирование межпартийной комиссии для разработки ряда решений, которые Конгрессу пришлось бы принять или отклонить без всяких поправок.
С чего же начать? Ривлин предположила объединить ориентированные на перспективу решения с принимаемыми сегодня законодательными мерами, с целью борьбы с кредитным кризисом и предполагаемой рецессией. К примеру, она отметила, что "относительно легко" можно было бы постепенно увеличить возраст выхода на пенсию. Это никак не сказалось бы на сегодняшних пенсионерах, однако дало бы возможность сформировать существенные долгосрочные накопления для обеспечения социальной защиты. Простое повышение налогов не решит проблему дефицитов. К 2050г. компенсация бюджета за счет увеличения налогов при отсутствии иных политических изменений приведет к росту налога на предельный доход богатых представителей "первого класса" до 88%, при этом на 63% увеличатся налоговые ставки для "второго класса", куда входит большая часть населения со средним достатком. Перекладывать долги на молодое поколение - аморально, а повышать налоги и отнимать у них деньги? Кроме того, маловероятно, что Конгресс станет использовать такой дополнительный доход для уменьшения долга. И все же, несмотря на противоречивые мнения по поводу мер, предпринимаемых правительством для борьбы с текущим финансовым кризисом, их неэффективность в отношении сокращения внешнего долга не вызывает никаких сомнений. Конечно, Министерство финансов, вероятно, сможет вернуть некоторую часть из 950 миллиардов долларов, потраченных на восстановление финансовой системы и спасение банков, возможно, это даже остановит глубокую рецессию. "Но при этом, стократно возрастут риски недобросовестности, а рецессия будет служить удобным оправданием для тех, кто медлит с принятием непопулярных решений.
По материалам интернет-ресурса Университета Пенсильвании
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу