26 марта 2017 Архив
Приходится только удивляться абсурдности финансовой системы, в рамках которой мы живем.
На одной стороне Атлантики находятся Соединенные Штаты Америки, которые в прошлый четверг столкнулись с очередной проблемой потолка долга, которая означает, что американское правительство не сможет осуществлять дальнейшие заимствования, как только размер национального долга достигнет двадцати с небольшим триллионов долларов.
Конечно же, американский национальный долг уже находится на отметке примерно в $20 трлн.
(На каждого налогоплательщика Страны Свободы, таким образом, приходится по $166 000.)
Это означает, что Дяде Саму теперь запрещено законом “официально” занимать деньги.
Но это вовсе не означает, что с этого дня правительство США будет жить по средствам.
У этих парней нет ни единого шанса свести концы с концами, не залезая в долги.
Только в прошлом году, согласно правительственным данным, их годовой дефицит бюджета составил $1 трлн., при этом национальный долг увеличился на $1,4 трлн.
И это был еще относительно стабильный год. Не было никаких серьезных войн, как не было и финансового кризиса. Дела шли своим чередом.
Этот год в смысле расходов окажется примерно таким же.
Отрезанное от нормального канала привлечения долгов (рынок облигаций), Казначейство будет вынуждено предпринимать – как они их называют – “экстраординарные меры”.
В таких случаях они, как правило, залезают в карман пенсионных фондов для правительственных чиновников, и делают они это до тех пор, пока Конгресс не поднимает потолок долга.
Нам суждено увидеть повторение того, что произошло в 2015 году. И в 2013 году. И в 2011 году.
Удивительно наблюдать, как “самая богатая” страна в мире вынуждена разграблять пенсионные фонды, чтобы оставаться на плаву.
Бывший Секретарь Казначейства Ларри Саммерс однажды удачно сострил, задав вопрос: “Как долго самый большой заемщик в мире сможет обладать самой большой глобальной силой?”
Ну а на другой стороне Атлантики находится Греция, которая в течение девяти лет страдает от серьезнейшего долгового кризиса.
Невероятно.
В Греции сменилось 9 правительств, начиная с 2009 года. Были приняты, как минимум, 13 программ экономии. Был введен строгий контроль за движением капитала. Была проведена реструктуризация, в результате которой кредиторы согласились с пятидесятипроцентными убытками.
И несмотря на все это, Греция до сих пор находится в объятиях долгового кризиса.
Прямо сейчас Греция готовится открыть новую главу своей незаканчивающейся долговой драмы.
Так же, как и у правительства США, у правительства Греции через несколько месяцев закончатся деньги (в очередной раз), и этой стране потребуется новый бэйл-аут со стороны МВФ и ЕС.
(в данном случае ЕС – это обозначение Германии…)
Без еще одного бэйл-аута Греция всплывет кверху брюхом в июле – и это обычная арифметика, а не какая-то дурацкая теория.
И в этом заключается проблема.
Если Греция объявит дефолт, каждый глупец, ссужавший им деньги, получит большой удар.
И к этим глупцам относятся многочисленные банки Германии, Австрии, Франции и других стран Европы.
Многие из этих банков уже достигли чрезмерно низкого уровня собственного капитала, а значит они не могут позволить себе больших убытков.
(В прошлом году, например, МВФ выделил немецкий Deutsche Bank, назвав его главным вкладчиком в системный риск, которому подвергается глобальная финансовая система.)
Таким образом, потенциальный дефолт Греции подвергает риску большое количество европейских банков.
Гораздо более важен тот факт, что, с учетом взаимосвязанности финансовой системы, потенциальный дефолт Греции подвергает риску всех тех, кто каким-либо образом связан с банками-кредиторами Афин.
Цепочка выглядит следующим образом: Если Греция объявляет дефолт, то Банк А терпит бедствие, затем Банк А уже не может выполнять свои обязательства перед Баком Б. Банк Б также терпит убытки.
Единственное событие может запустить цепную реакцию, называемую в финансах “заражением”.
И, вполне вероятно, что Греция станет таким событием.
Именно поэтому европейские чиновники так отчаянно старались предотвратить дефолт Греции все последние девять лет, и поэтому они каждый раз спешили на помощь с новым бэйл-аутом.
Эти действия не имеют ничего общего с чувством локтя или щедростью. Они лишь всеми средствами пытались предотвратить крах финансовой системы по образцу 2008 года.
Но все эти меры имеют свои пределы.
Как долго еще граждане Греции захотят оставаться вассалами Германии, страдая от контроля за потоками капитала и от изнуряющих программ экономии?
Как долго немецкие налогоплательщики захотят продолжать отдавать кровно заработанные деньги на выплату пенсий греческим пенсионерам?
Ведь они в течение девяти лет пытались “починить” Грецию, но ситуация только ухудшилась.
Очень глупо ожидать, что бэйл-ауты будут продолжаться вечно на континенте, который всегда раздирался войнами, за исключением последних тридцати лет.
И неважно, в июле ли этого года или немного позже, Греция может выступить катализатором, который запустит цепную реакцию по обеим сторонам Атлантики.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу