27 марта 2017 Архив
10 сентября 2008 года оказался одним из последних “нормальных” дней для мира банкинга и финансов.
В обед этого дня Федеральный Резерв Соединенных Штатов опубликовал свой скучный еженедельный отчет о состоянии баланса, в котором говорилось о том, что общая стоимость активов американского центрального банка составляла примерно $925 млрд.
Несколькими днями позднее банк Lehman Brothers подал иск о банкротстве, запустив таким образом самый суровый экономический кризис со времен Великой Депрессии.
И почти сразу же после этого Фед предпринял серию беспрецедентных мер, отчаянно пытаясь сдержать разворачивающийся коллапс.
Они назвали эти меры “Количественным смягчением”, но за этими заумными словами скрывались абсолютно нехитрые действия: Федеральный Резерв печатал деньги и раздавал их банкам и правительству США.
Когда коммерческим банкам нужно было продать токсичные приносящие убытки активы, Федрезерв печатал деньги и покупал этот мусор.
Когда американскому правительству нужно было занимать триллионы долларов, чтобы финансировать бэйл-ауты терпящих бедствия компаний, Федрезерв печатал деньги и ссужал их Дяде Сэму.
К январю 2015 года баланс Федрезерва вырос более, чем в 4 раза и достиг размера $4,5 трлн.
Масштаб этого увеличения потрясает; Фед создал из чистого воздуха более, чем $3,5 трлн.
В обмен на эти напечатанные деньги Федрезерв получил кучу всяких активов, включая $2,4 трлн. правительственных бондов.
Таким образом, Федрезерв превратился в одного из самых больших кредиторов американского правительства, лишь немногим уступив фондам Социального Обеспечения.
Правительство США задолжало больше денег Федрезерву, чем Китаю, Японии и Саудовской Аравии вместе взятым.
А теперь вспомните, что процентные ставки находились на исторических низах в то время, когда Фед покупал весь этот правительственный долг.
Начиная с самого зарождения финансового кризиса в сентябре 2008 года до января 2015 года, когда баланс Федрезерва достиг своих пиков, средняя доходность десятилетних трежерис находилась на уровне около 2,6%.
Это цифра примерно соответствует текущим значениям доходностей десятилетних правительственных бондов; на прошлой неделе они достигали отметки 2,62%.
И здесь ситуация начинает выходить из-под контроля.
Если вы ничего не знаете об облигациях, то необходимо понять один важный принцип: когда процентные ставки идут вверх, стоимость облигаций уменьшается.
Облигации являются ценными бумагами, наравне с акциями Apple или Exxon.
Инвесторы платят определенную цену за облигации, также как они платят и за акции Apple. Также, как и цены акций, цены облигаций могут двигаться вверх и вниз.
Подумайте об этом следующим образом: представьте, что вы владеете государственной облигацией, которая приносит $25 в год процентами.
И эти $25 гарантированы. Они прописаны в контракте.
И сегодня рыночная цена этой облигации равна $1000.
Проще говоря, инвестор платит $1000 за облигацию, которая приносит $25 дохода в год.
И этот доход равен 2,5% годовых (не включая тело долга).
В настоящий момент инвесторы радуются 2,5%, потому что на таком уровне находятся текущие доходности.
Но представим себе, что завтра Федеральный Резерв поднимет ставки до 10%.
Это изменит все. Инвесторы смогут получать 10%, просто разместив деньги на счете в банке.
Но та облигация, которой вы владеете, все еще будет приносить $25 в год. Эта сумма останется неизменной.
А значит, если вы захотите продать эту облигацию, вам нужно будет снизить на нее цену; ни один инвестор не заплатит вам $1000 за то, что будет приносить лишь 2,5% дохода в год, поскольку на рынке легко можно будет получать 10%.
Таким образом, для того, чтобы облигация, приносящая $25 в год, стала интересна потенциальному покупателю, желающему получать 10% в год на свои инвестиции, ее цена должна быть снижена до $250.
Другими словами, цена вашей облигации упадет на 75%, с $1000 до $250.
Это грубый и упрощенный пример, но он показывает, как работает рынок облигаций: когда процентные ставки растут, стоимость облигаций снижется.
А теперь давайте вернемся к Федеральному Резерву с его портфелем государственных облигаций на сумму $2,4 трлн.
Федрезерв недавно повысил ставки. И они утверждают, что продолжат поднимать их в следующие год-два.
Но как мы выяснили только что, по мере повышения Федрезервом ставок, стоимость облигаций, находящихся на их балансе, будет снижаться… и Федрезерв будет получать “нереализованные убытки”.
И в этом заключается гигантская проблема, поскольку Федрезерв не может позволить себе терпеть убытки.
С начала финансового кризиса капитал Федрезерва уже и так уменьшился до крайне низкого уровня в примерно $40 млрд.
Это означает, что Федрезерв, потеряв $40 млрд., становится банкротом.
Может быть $40 млрд. и выглядят большой суммой.
Но на фоне портфеля правительственных облигаций размером в $2,4 трлн., и на фоне общего размера активов в $4,5 трлн., эти $40 млрд – ничто, они составляют лишь 0,9% от валюты баланса Федрезерва.
Таким образом, если стоимость облигаций упадет лишь на 0,9%, то есть процентные ставки вырастут еще чуть-чуть, то Федрезерв превратится в банкрота.
И этот происходит прямо сейчас: процентные ставки растут, а цены облигаций падают.
И согласно информации Федрезерва, он уже получил нереализованные убытки на $14,2 млрд.
Огромный кусок их мизерного капитала размером в $40 млрд. был съеден.
По мере продолжения роста ставок оставшиеся средства от этих $40 млрд. также быстро испарятся, и в этот момент Федрезерв станет полным банкротом.
И тогда американское правительство, которое само абсолютно неплатежеспособно, не сможет обеспечить необходимый бэйл-аут.
Я – оптимист. Я и вправду думаю, что мы живем в интереснейшие времена, и вокруг так много невероятных возможностей.
Но я считаю, что было бы непростительной глупостью игнорировать вырисовывающееся банкротство самого важного центрального банка в мире.
Два слова: Владейте золотом.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу